Дело № 2-269/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 16 февраля 2017 года.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2017 года.
г. Ступино Московской области 16 февраля 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Абесламидзе Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и администрации Ступинского муниципального района Московской области о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (л. д. 2, 35-36), к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и администрации Ступинского муниципального района Московской области о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в перепланированном и переустроенном состоянии; о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Свои исковые требования ФИО1 обосновывает тем, что он постоянно зарегистрирован и проживает на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Ранее право на приватизацию жилых помещений он не использовал.
Истец ФИО1 в судебном заседании подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, и просил суд исковое заявление оставить без удовлетворения.
Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного разбирательства указанные ответчики были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Третьи лица ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании поддержали исковые требования.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, третьих лиц, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьёй 6 вышеназванного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, предоставлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несёт предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1, а также члены его семьи – супруга ФИО3 и сын ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счёта на указанное жилое помещение (л. д. 16, 17).
В спорное жилое помещение истец и члены его семьи были вселены на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Московского района Московского военного округа Министерства обороны СССР (л. д. 18).
ФИО3 и ФИО4 дали своё согласие и не возражают против приватизации жилого помещения на имя истца, и сами отказались от права на приватизацию указанной квартиры, что подтверждается их нотариально удостоверенным согласием от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 23).
Ранее право на приватизацию жилых помещений истец ФИО1 не использовал.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ», двухкомнатная квартира № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м. находится на <данные изъяты> этаже в многоквартирном жилом доме № № по <адрес>. Жилое помещение не является аварийным. Согласование на перепланировку и переустройство помещений с органами местного самоуправления отсутствует (л. д. 25-28).
Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по ходатайству истца была назначена строительно-техническая судебная экспертиза (л. д. 37-39).
Согласно заключению строительно-технической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой экспертом бюро «Маркант» ФИО5, в квартире по адресу: <адрес>, произведены перепланировка и переустройство. Перепланировка и переустройство жилого помещения выполнены с соблюдением строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных норм и требований СНиП; не затрагивают несущих конструкций жилого помещения и дома в целом, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни или здоровью граждан, в связи с чем возможно сохранение жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии (л. д. 46-62).
Истец ФИО1, проживая в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, в сложившейся ситуации не может реализовать своё право на получение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа ему в этом не имеется.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и администрации Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.
Сохранить жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, в перепланированном и переустроенном состоянии.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин