Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 28 октября 2020 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием истицы Панкратовой М.А.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) Ивановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратовой М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, возложении обязанности по назначению указанной пенсии,
установил:
Панкратова М.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным, возложении обязанности по назначению указанной пенсии, указывая в иске, что является дочерью Панкратова А.А., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Истица студентка 3 курса Петрозаводского государственного университета. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представителем истицы подавались ответчику заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца, на которые ей даны ответы о том, что заявления ею поданы в порядке ФЗ от 02.06.2006 № 59-ФЗ и не соответствуют порядку подачи заявления о назначении пенсии.
С учетом изменения требований в судебном заседании истица просит установить факт нахождения ее на иждивении отца Панкратова А.А., признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и обязать ответчика назначить страховую пенсию по потере кормильца с даты смерти отца.
В судебном заседании истица Панкратова М.А. иск поддержала и пояснила, что с 2010 года она проживала в г. Беломорске с бабушкой по линии отца, отец постоянно оказывал материальную помощь ей, покупал одежду, школьные принадлежности, давал денежные средства. Когда она сказала отцу, что решила поступить в Университет, он дал 60 000 рублей на оплату первого полугодия и с этого времени ежемесячно давал ей 20 000 рублей, которые она откладывала на оплату обучения, поскольку оно является платным. Она не получает стипендию, так как обучается платно, мама ежемесячно ей дает 10 000 рублей на оплату жилья, коммунальных услуг. Иных источников дохода не имеет, не работает. Ей известно, что последние годы отец ездил на работу в г. Москва.
Представитель ответчика Иванова К.А. пояснила, что у Панкратова А.А. имеется страховой стаж, в случае установления судом факта нахождения истицы на иждивении умершего Панкратова А.А. она имеет право на получение страховой пенсии по случают потери кормильца.
Заслушав истицу, представителя ответчика, допросив свидетелей Свидетель №1, Свидетель №3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Статья 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1 ст. 10).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).
В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч. 11 ст. 10).
Таким образом, страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо как от продолжительности страхового стажа кормильца (в этом случае имеет значение только полное отсутствие страхового стажа у умершего застрахованного лица, что предусмотрено в ч. 11 ст. 10), так и от причины и времени наступления его смерти (исключением является только случай, предусмотренный ч. 11 ст. 10, т.е. при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Панкратова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, представив свидетельство о рождении, свидетельство о смерти Панкратова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, являющегося ее отцом, копию справки из образовательного учреждения «ПетрГУ» от ДД.ММ.ГГГГ об обучении по очной форме, паспорт гражданина РФ.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истице отказано, поскольку на основании представленных документов не представилось возможным установить, что она находилась на полном содержании у своего отца Панкратова А.А. либо получала от него помощь, являвшуюся для нее постоянным и основным источником средств к существованию в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; в решении указано, что на основании выписки из лицевого счета застрахованного лица, умерший кормилец Панкратов А.А. на момент смерти не работал, также представила постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что он не производит выплату алиментов в связи с отсутствием работы и доходов, по представленным документам право на данный вид пенсии у Панкратовой М.А. отсутствует.
Согласно данным ИЛС Панкратов А.А., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких данных, наступление смерти Панкратова А.А. ДД.ММ.ГГГГ в период неосуществления им трудовой деятельности и до приобретения права на пенсию, учитывая отсутствие событий, указанных ч. 11 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, само по себе основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, являться не может.
При решении вопроса о праве истицы на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В ходе судебного разбирательства из объяснений истицы, показаний свидетелей Свидетель №1 (матери истицы), Свидетель №3 (бабушки истицы) установлено, что Панкратов А.А. выделял средства на содержание дочери в период ее проживания в <адрес> с 2010 года, факт неуплаты алиментов был обусловлен неприязненными отношениями между Панкратовым А.А. и Свидетель №1, в связи с чем денежные средства передавались через бабушку истицы по линии матери. После того, как истица сообщила о намерении поступать в высшее учебное заведение, отец Панкратов А.А. выделил ей 60 000 рублей для оплаты первого полугодия обучения и в дальнейшем ежемесячно передавал ей по 20 000 рублей, которые как истица сообщила суду, она откладывала для оплаты обучения. Размер заработной платы матери истицы 25 000 рублей, она ежемесячно передавала дочери 10 000 рублей на оплату продуктов питания, коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, и объяснений истицы, Панкратова М.А. является студенткой ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», форма обучения очная на платной основе, институт иностранных языков, основная образовательная программа бакалавриата - педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), курс - четвертый, истица не работает.
На основании изложенного, суд считает, что требование истицы об установлении факта нахождения ее на иждивении отца после достижения возраста 18 лет и до момента его смерти подлежит удовлетворению.
Поскольку на момент обращения к ответчику за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца, истица, достигшая возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающая и представившая сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имела право на назначение ей пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ею такого обучения, но не дольше чем до достижения ею возраста 23 лет, исковые требования в части признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии № 64 от 01.09.2020 и возложении на ответчика обязанности назначить истице страховую пенсию по случаю потери кормильца подлежат удовлетворению.
В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. без превышения 12 месяцев со дня смерти Панкратова А.А., то пенсия подлежит назначению, с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
На основании изложенного, с ответчика подлежат взысканию в пользу истицы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей, которые суд определяет с учетом требования разумности, объема выполненной представителем работы, категории спора.
Руководствуясь ст.ст.196 - 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Установить факт нахождения Панкратовой М.А., <данные изъяты> на иждивении отца Панкратова А.А., <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Панкратовой М.А страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) назначить Панкратовой М.А. страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) в пользу Панкратовой м.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.