УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-01-2021-000790-47
Судья Трифонова А.И. Дело № 33-584/2022 (33-5618/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 1 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Бабойдо И.А.,
судей Трифоновой Т.П., Рыбалко В.И.,
при секретаре Дабижа А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2021 года, по делу № 2-1-405/2021, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Беловой Елене Александровне, Багаповой Нурии Хусаиновне, Кретовой Диане Андреевне, Камалову Ильдару Миритзяновичу, Сырайеву Дамиру Анваровичу, Евстратовой Елене Владимировне, Сибагатулину Руслану Ильнуровичу, Малько Тамаре Александровне о признании незаконным бездействия в части непринятия мер под надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними и четкому определению их количественного и качественного состояния, по неопределению порядка осуществления в лесопосадках лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности; изъятию из незаконного пользования земельных участков, на которых расположена полезащитная лесополоса; признании бесхозяйными полезащитных лесополос; обязании муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области принять на баланс муниципального образования «Ульяновский район» полезащитные лесополосы и произвести их государственную регистрацию в указанных в иске координатах – отказать.
Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., объяснения заместителя прокурора Ульяновского района Ульяновской области Позднякова И.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Новичковой Т.Б., Сырайева Д.А. и его представителя Самошкиной Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее - Администрация МО «Ульяновский район»), Беловой Е.А., Багаповой Н.Х., Кретовой Д.А., Камалову И.М., Сырайеву Д.А., Евстратовой Е.В., Сибагатулину Р.И. о признании незаконным бездействия, изъятии земельных участков, признании полезащитных лесополос бесхозяйными, возложении обязанностей принять на баланс муниципального образования полезащитные лесополосы и произвести их государственную регистрацию.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований лесного и земельного законодательства при распоряжении землями с полезащитными лесополосами. Постановлением Главы администрации Ульяновского района от 23 марта 1993 года № 46 совхозу «Заветы Ильича» в бессрочное пользование был выделен участок, площадью 6881 га, для целей сельскохозяйственного использования, в том числе: 6196 га – сельскохозяйственных угодий, 685 га – прочих угодий. Данный земельный участок неоднократно менял свои границы и по состоянию на 1 января 2004 года его площадь составляла 6023 га. В соответствии со свидетельством от 24 сентября 2010 года указанный земельный участок, с уточненной площадью 577 756 767 кв.м, был передан на праве бессрочного пользования ООО «Стройпластмасс-Агропродукт», земельному участку присвоен кадастровый номер ***. Согласно постановлениям Главы администрации МО «Ульяновский район» от 16 сентября 2011 года № 1075, и от 8 августа 2011 года № 914 ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» переоформлено право бессрочного пользования с указанием об отсутствии обременений на земельный участок *** и вновь образованному земельному участку с той же площадью был присвоен кадастровый номер ***. Кроме того, 8 августа 2011 года между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» и ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» был заключен договор купли-продажи земельного участка № ***, по условиям которого земельный участок перешел в собственность последнего. 15 февраля 2012 года между ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» и Беловой Е.А., Багаповой Н.Х. был заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 1 700 529 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ульяновская область, ***. В последующем из названного земельного участка были образованы 48 земельных участков с изменением категории земель: земли населенных пунктов, адрес: Ульяновская область, ***. Прокурор полагал, что МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области было не вправе распоряжаться вышеуказанным земельным участком, поскольку на нем имеются участки лесопосадок, подлежащих учету и исключению из названного земельного участка при его формировании для выкупа ООО «Стройпластмасс-Агропродукт». Должностными лицами Администрации МО «Ульяновский район» были допущены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в ненадлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Ишеевское городское поселение» и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности. В соответствии с полученными от Управления Росреестра по Ульяновской области сведениями и данными кадастровой карты, полезащитная лесополоса имеет определенные координаты и расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, принадлежащих Беловой Е.А., Багаповой Н.Х., Кретовой Д.А., Камалову И.М., Сырайеву Д.А., Евстратовой Е.В., Сибагатулину Р.И.
Просил суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Ульяновский район», выразившееся в непринятии мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними с координатами, указанными в иске, четкому определению их количественного и качественного состояния, неопределению порядка осуществления в данных лесопосадках лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности; изъять из незаконного пользования земельные участки с указанными в иске координатами, на которых расположена полезащитная лесополоса, проходящая через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; признать бесхозяйными полезащитные лесополосы с указанными в иске координатами, проходящие через земельные участки с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***6, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; обязать Администрацию МО «Ульяновский район» принять на баланс МО «Ульяновский район» Ульяновской области полезащитные лесополосы и произвести их государственную регистрацию в указанных в иске координатах.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Малько Т.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Полагает необоснованными выводы суда о непредставлении стороной истца доказательств размещения на территории земель совхоза «Заветы Ильича» полезащитных лесополос. Отмечает, что судом не дана оценка материалам землеустройства совхоза «Заветы Ильича», приложению к государственному акту на его право бессрочного пользования, материалам землеустроительных и межевых дел, картографическим сведениям - проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Заветы Ильича», подтверждающим расположение полезащитной лесополосы на землях указанного совхоза. Результаты совместного с Управлением Росреестра по Ульяновской области исследования в системе координат выделяют границы земельного участка, на котором находится полезащитная лесополоса и констатирует факт ее нахождения в соответствии с данными схемы и кадастровой карты на указанных земельных участках.
Не соглашается с выводами суда о недоказанности нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, недоказанности незаконного пользования ответчиками земельными участками, а также об отсутствии нормативно-правового акта, обязывающего Администрацию МО «Ульяновский район» осуществлять инвентаризацию лесопосадок и иные мероприятия, перечисленные в иске. Указывает, что требования в интересах неопределенного круга лиц мотивированы длительным бездействием Администрации МО «Ульяновский район» в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Ульяновского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по неопределению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, что также нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду. Названные полезащитные лесополосы, расположенные на сельскохозяйственных землях на территории Ульяновского района, нуждаются в уходе, в противном случае это влечет за собой нарушение защитных функций указанных лесополос, основным назначением которых является защита сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и метелевых ветров, защита почвы от ветровой эрозии, снегозадержание и снегораспределение, повышение урожайности. Нарушение этих функций представляет потенциальную угрозу жителям близлежащих домов, так как полезащитные лесополосы повышает экологическую устойчивость территории и обеспечивает улучшение жизни сельского населения, а нахождение их в состоянии, когда за указанными земельными участками никто не ухаживает, и не следит за противопожарной безопасностью на этой территории, создает предпосылки к их уничтожению, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц, нарушая право на жизнь и благоприятную окружающую среду. В части нарушения интересов Российской Федерации истцом указывалось незаконное отчуждение государственной собственности, поскольку земельный участок был продан без учета особенностей правового режима лесополос.
Полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства прокурора об уточнении исковых требований. Прокурором не было изменено основание иска, был лишь изменен механизм устранения выявленных нарушений - посредством признания сделки недействительной.
В отзыве на апелляционное представление ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» соглашается с доводами искового заявления и апелляционного представления прокурора.
В возражениях на апелляционное представление представитель ответчиков Камалова И.М., Беловой Е.А. – Белов В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, отзыва и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно свидетельству от 23 марта 1993 года совхозу «Заветы Ильича» в соответствии с постановлением Главы администрации Ульяновского района от 26 января 1993 года № 46 в бессрочное пользование был выделен участок в ***, площадью 6881 га, для целей сельскохозяйственного использования, в том числе: 6196 га – сельскохозяйственных угодий, 685 га – прочих угодий (т. 3 л.д. 15).
В соответствии с распоряжением Главы Ульяновского района Ульяновской области от 12 апреля 2001 года № 529 в связи с реорганизацией МСХП «Заветы Ильича» и передачей основных фондов во вновь созданное ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» земли муниципальной собственности Ульяновского района, находящиеся в пользовании МСХП «Заветы Ильича», общей площадью 6026 га, в том числе: сельхозугодий 5287 га, были переданы на праве постоянного пользования ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 149).
Согласно постановлению Администрации МО «Ульяновский район» от 25 августа 2010 года № 1070 в ходе кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, ранее переданного ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» на праве постоянного пользования, площадь земельного участка с кадастровым номером *** составила 59 304 484 кв.м (5930,45 га). Данный земельный участок разделен на следующие земельные участки из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Ульяновская область, ***: земельный участок, площадью 57 756 767 кв.м, с кадастровым номером ***; земельный участок, площадью 225 кв.м, с кадастровым номером ***; земельный участок, площадью 300 000 кв.м, с кадастровым номером ***; земельный участок, площадью 1 247 492 кв.м, с кадастровым номером ***.
ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» в собственность за плату переданы земельные участки из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Ульяновская область, ***: земельный участок, площадью 225 кв.м, с кадастровым номером ***; земельный участок, площадью 300 000 кв.м, с кадастровым номером ***; земельный участок, площадью 1 247 492 кв.м, с кадастровым номером ***. Земельный участок площадью 57 756 767 кв.м, с кадастровым номером ***, передан ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» на праве постоянного (бессрочного) пользования (т.1 л.д. 153, 154).
26 августа 2010 года между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» и ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» был заключен договор № *** купли-продажи земельного участка, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1 247 492 кв.м, перешел в собственность ООО «Стройпластмасс-Агропродукт». Выкупная цена земельного участка составила 911 417 руб. 60 коп. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке.
1 августа 2011 года между ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» и Беловой Е.А., Багаповой Н.Х. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 247 492 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ульяновская область, ***. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке.
В дальнейшем путем многократного раздела из состава земельного участка площадью 1 247 492 кв.м, с кадастровым номером ***, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, с изменением категории земель: земли населенных пунктов, адрес: Ульяновская область, *** (т. 2 л.д. 12). Собственниками указанных земельных участков являются ответчики Белова Е.А., Багапова Н.Х., Кретова Д.А., Камалов И.М., Сырайев Д.А., Евстратова Е.В., Сибагатулин Р.И., Малько Т.А. Право собственности ответчиков на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор полагал, что МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области было не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером ***, поскольку на нем имеются участки полезащитных лесополос, подлежащих учету и исключению из названного земельного участка при его формировании для выкупа ООО «Стройпластмасс-Агропродукт».
В подтверждение своих доводов прокурор ссылается на план земель совхоза «Заветы Ильича» Ульяновского района Ульяновской области (материалы проверки т. 1 л.д. 23), проект внутрихозяйственного землеустройства земель совхоза «Заветы Ильича» Ульяновского района Ульяновской области (т. 2 л.д. 155 – 163), скриншот с официального сайта «Публичная кадастровая карта Российской Федерации» (т. 2 л.д. 165), координаты поворотных точек (т. 2 л.д. 166, 167), схему с указанием кадастровых номеров земельных участков и каталогом точек (т. 1 л.д. 176 -179), землеустроительное дело по описанию границ населенного пункта *** Ульяновской области, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером *** и план (схема) его раздела (т. 3 л.д. 1 - 14).
При
принятии решения по делу суд первой инстанции правомерно руководствовался
нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Земельного кодекса Российской
Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О
мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации).
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 129 ГК РФ).
Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Одной из таких характеристик является местоположение границ земельного участка, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу п.п. 1, 2 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями и другие.
В ст. 2 Закона о мелиорации указано, что мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия.
Согласно ст. 7 Закона о мелиорации агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель, в частности, относится создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения.
В соответствии со ст. 10 Закона о мелиорации мелиоративные системы в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 16 Закона о мелиорации органы местного самоуправления могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель: владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности; обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях; координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель; содержание мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и не переданных в пользование третьим лицам.
В соответствии со ст. 20.1 Закона о мелиорации учет мелиоративных защитных лесных насаждений представляет собой сбор и систематизацию сведений о мелиоративных защитных лесных насаждениях, в том числе сведений о площадях, местоположении и состоянии мелиоративных защитных лесных насаждений, об их породном и возрастном составе, иных количественных и качественных характеристиках мелиоративных защитных лесных насаждений.
Учет мелиоративных защитных лесных насаждений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минсельхоз России) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области мелиорации земель, на основе сведений, которые обязаны предоставлять собственники земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также на основе землеустроительной документации, данных мониторинга мелиорированных земель и других источников информации.
Согласно п.п. 4, 7 Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 14 августа 2020 года № 485, объектами учета являются защитные насаждения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности Российской Федерации или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также в частной собственности.
Предоставление сведений для целей учета осуществляется собственником земельного участка, на котором расположены защитные насаждения, до 1 июля 2023 года, далее - не реже чем один раз в два календарных года.
В силу ст. 29.1 Закона о мелиорации правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по охране, защите, воспроизводству мелиоративных защитных лесных насаждений.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что прокурором не были представлены суду допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие отнесение спорных участков растительности к мелиоративным защитным лесным насаждениям, созданным совхозом «Заветы Ильича» на отведенных ему землях и учтенных в данном качестве.
Также суд первой инстанции правильно исходил из того, что все указанные в иске земельные участки находятся в частной собственности физических лиц, приобретены ими на основании возмездных сделок, прошедших регистрацию в Управлении Росреестра по Ульяновской области в установленном законом порядке, расположены в границах МО «Ишеевское городское поселение» и имеют категорию – земли населенных пунктов.
Таким образом, в настоящее время спорные земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, для защиты которых от воздействия неблагоприятных явлений создаются мелиоративные защитные лесные насаждения.
Гражданско-правовые договоры, повлекшие переход права собственности на земельные участка к ООО «Стройпластмасс-Агропродукт», а затем и к ответчикам – физическим лицам, недействительными не признаны.
Действующее законодательство не исключает возможности нахождения в частной собственности мелиоративных защитных лесных насаждений.
Сроки предоставления сведения для осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений до настоящего времени не истекли.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального права.
Доводы апелляционного представления
фактически выражают несогласие прокурора
с принятым судом решением. Однако они не содержат ссылок на какие-либо
новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой
инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность
принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене
решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом
доказательств, с чем судебная коллегия
согласиться не может.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе
изменить основание или предмет иска.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела истец может изменить или материально-правовое требование к ответчику, или обоснование первоначально заявленного материально-правового требования.
Вопреки доводам апелляционного представления
суд первой инстанции обоснованно отказал прокурору в принятии уточненных
исковых требований, поскольку в них одновременно были изменены как предмет
иска, так и его основание.
Нарушений норм материального и
процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не
допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда и не содержат
предусмотренных ст. 330
ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Принятое по делу решение является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 февраля 2022 года.