Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3092/2011 ~ М-2152/2011 от 24.03.2011

Дело №2 –3092/2/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ ИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» апреля 2011 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Лаврешиной С.А.

при секретаре Максимец Ю.Н.

с участием истца Анчуковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анчуковой В.С. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании задолженности по доплате к пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

обратилась в суд, мотивируя свои требования тем, что с ноября 1995 г. истица работала в Администрации Петрозаводского городского округа Управления муниципального казначейства в должности начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности по бюджету. 08.01.2008 г. она была уволена в связи с выходом на трудовую пенсию. При этом ей была назначена доплата в размере 61% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Соответствующая выплата была прекращена ответчиком с августа 2009 г. Отказ мотивирован тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой надбавки. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих. Истица просит взыскать с ответчика задолженность по доплате к пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере согласно представленному расчету за период с августа 2009 г. по март 2011 г. в размере 177144 руб., обязать ответчика продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с апреля 2011 года в размере 61 % месячного должностного оклада с обеспечением перерасчета при увеличении месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки.

В судебном заседании истица заявленные иск поддержала, дополнив, что ответчик не предпринял мер по своевременному правовому урегулированию ситуации, связанной с изменением законодательства о доплатах.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленной суду телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствии. В представленном отзыве указал, что законом Республики Карелия от 28.05.2010 №1388-ЗРК были внесены изменения в статью 11 Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК«О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875, вступившим в силу 10.09.10 г. в статью 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. До настоящего времени Петрозаводским городским Советом порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности не установлен. Таким образом, с момента внесения изменений в Устав Петрозаводского городского округа у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления выплаты доплаты истице, в связи с чем ей было сообщено о приостановлении выплат. Ответчик полагает, что норма об установлении органами местного самоуправления дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты и норма о возможности установления ее минимального размера не носят императивного характера и не устанавливают обязанностей органов местного самоуправления.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Анчукова В.С. 08.01.2008 г. она была уволена в связи с выходом на трудовую пенсию и, имея стаж муниципальной службы 12 полных лет.

Согласно справки № ДД.ММ.ГГГГ от 18.03.2011 г истица на основании ст. 17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 20.08.2003 г. в размере 61 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доплата производилась на основании распоряжений главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа.

Последняя выплата произведена за июль 2009 г., размер которой составил 225,77 руб.

В обоснование своей позиции Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на то, что действующей с 10.09.2010г. редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены, а нормы законодательства о муниципальной службе в данной части не императивны.

Однако данная позиция является несостоятельной и неправомерной, свидетельствует об объективном нарушении прав истицы и не может служить к отказу в удовлетворении иска.

Конституция Российской Федерации (ст.ст. 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого — предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.07 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С введением в действие с 01.01.1997 г. Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996г. № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета (ст.ст. 17 и 32 Закона).

Размер данной доплаты ограничивался 80 процентами месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (ст. 17 Закона).

С 13.08.2007 г. правовое регулирование осуществлялось Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008), в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Согласно ч. 2 названной статьи ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законом РК от 28.05.10 г. № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» внесены изменения в ст. 11, согласно которым в части 2 слова "Сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты" заменена словами "Размер ежемесячной доплаты"; статья дополнена частью 5 - «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования."

Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Действительно, норма Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной, и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.

Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.

Внесением в Устав указанных изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, но не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе, в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства.

Поэтому суд не усматривает препятствий для применения норм закона РК от 12.10.2009 г. № 1326 –ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в части расчета размера доплаты по аналогии, как регулирующего сходные правоотношения, с учетом положений ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

Противоправность бездействия ответчика в данном случае не может быть оправдана отсутствием принятого представительным органом порядка назначения, перерасчета и выплаты.

Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до 10.09.2010 г. Поскольку право на получение доплаты ранее им установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что законодатель муниципального образования принял на себя определенное социальное обязательство.

Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.

Более того, подлежащий принятию муниципальный правовой акт не может противоречить принципу регулирования доплаты как дополнительного вида пенсионного обеспечения, закрепленному ч. 2 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК).

Указанной нормой исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Так, если ранее действовавшей ее редакцией было установлено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада, то в настоящей редакции установлено, что «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, фактически, ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе, что сходно с правовым регулированием соответствующей доплаты государственным служащим Республики Карелия.

Истица имеет стаж муниципальной службы 12 полных лет (установленный как в ч. 1 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК в ред. закона от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК, так и ст. 56 Устава муниципального образования).

В соответствии со ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК (в ред. от 12.10.2009) "О государственной службе Республики Карелия" ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С использованием указанного механизма истица имеет право на получение доплаты в размере 61% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки без учета размера трудовой пенсии по старости – принимая во внимание положения ч. 2 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК в ред. закона от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК.

Размер указанной доплаты составляет 8857,20 руб. с учетом оклада по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы (начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности по бюджету) 8800 рублей х 61% х 1,65.

Представленный истицей расчет доплаты ответчиком не оспорено.

Убытками истицы в соответствии со ст. 15 ГК РФ являются неполученные доходы в виде ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по март 2011 года в размере 62000,40 руб. (8857,2 руб. х 7 месяцев).

Определяя период взыскания, суд учитывает, что социальное обязательство по выплате доплаты в рамках нового правового регулирования законодательством субъекта муниципальной и гражданской службы было принято муниципальным образованием внесением изменением в Устав, вступивших в силу с 10.09.2010 г.

Следовательно, с данного момента у истицы возникло право на получение доплаты по новым условиям.

При этом прекращение выплаты с августа 2009 года не противоречило действовавшему до внесения изменений уставному регулированию.

С учетом данного обстоятельства требование о возмещении убытков, причиненных невыплатой доплаты до сентября 2010 г., удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание позицию ответчика, выраженную им как бездействием по выплате доплаты с сентября 2010 г., учитывая периодический характер платежей, суд находит, что нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе путем возложения на ответчика обязанности производить истице выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 61% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01.04.2011г.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Анчуковой В.С. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании задолженности по доплате к пенсии по старости удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Анчуковой В.С. недополученную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по март 2011 года включительно в размере 62000 (шестьдесят две тысячи) руб. 40 коп.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с 01.04.2011 г. производить выплату Анчуковой В.С. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 61% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: С.А.Лаврешина

Мотивированное решение изготовлено 20.04.2011г.

2-3092/2011 ~ М-2152/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Анчукова Валентина Степановна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
24.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2011Передача материалов судье
29.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2011Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2011Предварительное судебное заседание
15.04.2011Судебное заседание
20.04.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2011Дело оформлено
29.06.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее