Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-335/2012 ~ М-321/2012 от 27.09.2012

                                                                                                                 Дело 2-335/2012

Решение

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия                                                      26 октября 2012 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сутягиной Е.М.,

с участием помощника прокурора Лахденпохского района Макиева Т.Ю..,

при секретаре Ганиной Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Солонович Ирины Андреевны об оспаривании постановлений Главы Лахденпохского муниципального района,

                                       у с т а н о в и л :

Солонович И.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы Лахденпохского муниципального района (далее - Главы ЛМР) № 856 от 08.11.2006 года «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения нормативов потребления тепловой энергии для населения» и постановления Главы ЛМР от 13.12.2006г. №960 «О внесении изменения в постановление Главы ЛМР от 08.11.2006г. №856» в части.

В обоснование заявленных требований указала, что указанные Постановления противоречат положениям п.п. 9 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, в соответствии с которыми нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

В соответствии с оспариваемыми Постановлениями Главы ЛМР норма расхода тепловой энергии в месяц для жителей дома № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.>, в котором проживает заявитель, составляет <хх.хх.хх.> Гкал/кв. метров общей площади жилого помещения. В то же время для жителей дома № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> норма расхода тепловой энергии в месяц составляет <хх.хх.хх.> Гкал/кв. метр общей площади жилого помещения. Два указанных дома имеют аналогичные конструктивные и технические параметры (здания каменные обыкновенные, фундаменты каменные и бетонные, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, 4-5 этажей), относятся к зданиям 1 категории, имеют равную степень благоустройства. Таким образом, нормативы потребления услуг теплоснабжения в нарушение указанных норм не являются едиными для многоквартирных жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства.

Заявитель полагает, что в результате установления необоснованно завышенного норматива на потребление тепловой энергии было нарушено ее право, как потребителя услуги теплоснабжения, на оплату в законно установленном размере. Чем выше норматив потребления тепловой энергии, тем выше стоимость услуги по теплоснабжению за 1 кв. метр площади жилого помещения.

Постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19.09.2011 г. № 153 (в редакции постановления от 11.10.2011 г. № 197) установлен тариф для ООО «Петербургтеплоэнерго» на тепловую энергию, отпускаемую населению Лахденпохского городского поселения в размере <хх.хх.хх.> руб./Гкал.

Стоимость услуги по теплоснабжению для жилого помещения заявителя за 1 кв. метр общей площади жилого помещения составляет: <хх.хх.хх.> х <хх.хх.хх.> = <хх.хх.хх.> рубля. В то же время для жителей дома № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> стоимость услуги по теплоснабжению за 1 кв. метр общей площади жилого помещения составляет: <хх.хх.хх.> х <хх.хх.хх.> = <хх.хх.хх.> рублей.

Заявитель указала, что принятие оспариваемых Постановлений, влекущих необоснованное завышение стоимости на услугу по теплоснабжению, нарушает ее права, обязывая оплачивать услуги по теплоснабжению в повышенном размере.

Также полагала, что оспариваемые Постановления вынесены органом, не имеющим на это полномочий. При этом сослалась на п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», указав, что организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения. По мнению заявителя, нормативы потребления тепловой энергии должна была устанавливать администрация Лахденпохского городского поселения, а не администрация ЛМР.

В связи с изложенным заявитель просила суд признать вышеуказанные Постановления Главы ЛМР противоречащими законодательству со дня их принятия в части, устанавливающей для дома № хх.хх.хх. по улице <адрес хх.хх.хх.> нормы расхода тепловой энергии в размере <хх.хх.хх.> на одного человека на 18 кв. м. на отопительный сезон.

В судебном заседании заявитель Солонович И.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ранее дом, в котором проживает заявитель, отапливался от котельной фанерного комбината, в тот период жильцов устраивала стоимость услуги по отоплению. Когда дом стал отапливаться ЗАО «<хх.хх.хх.>» и затем ООО «Петербургтеплоэнерго», размеры оплаты сильно повысились. Повышение оплаты началось с декабря 2010 года. С января 2011 года жильцы стали обращаться в различные инстанции.

Дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> был взят для примера, он имеет аналогичные конструктивные характеристики и степень благоустройства, но норматив потребления тепловой энергии для этого дома ниже.

Представитель Главы ЛМР - Медведева О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что затрудняется сделать вывод, относятся ли указанные дома к одной категории.

Кроме того, пояснила, что для ООО «<хх.хх.хх.>», которое отапливало дом заявителя, был установлен наименьший тариф, поскольку себестоимость услуги была ниже, т.к. в качестве топлива использовали отходы местного производства- щепу. Остальные теплоснабжающие организации работали на привозном топливе, их тарифы были выше. Для того, чтобы избежать социальной напряженности в городе, населению, проживающему в домах, теплоснабжением которых занималось ООО «<хх.хх.хх.>», был увеличен норматив, чтобы стоимость услуги по теплоснабжению уравнялась.

После утверждения единого тарифа для единой теплоснабжающей организации, с учетом действия оспариваемых постановлений, жители домов, ранее обслуживаемых ООО «<хх.хх.хх.>», стали платить за отопление больше.

Главой Лахденпохского городского поселения в рамках вновь полученных полномочий принимались Постановления по тарифам, но они были отменены по протесту прокурора и новых принято не было. Теперь функции по утверждению тарифов возложены на Госкомитет РК по ценам и тарифам. Оспариваемые Постановления в настоящее время продолжают действовать. На момент вынесения оспариваемых постановлений в 2006 году у АЛМР были полномочия по утверждению нормативов, данные полномочия были переданы Лахденпохскому городскому поселения в 2008 году.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Петербургтеплоэнерго», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на заявление. Из представленного отзыва следует, что ООО «Петербургтеплоэнерго» не согласно с заявленными требованиями, считает их незаконными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 33 Устава ЛМР, Глава ЛМР в пределах своих полномочий издает Постановления и распоряжения. В соответствии с п. 4 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты, а также подписывает и обнародует их в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Оспариваемые постановления, по мнению представителя ООО «Петербургтеплоэнерго», не рассчитаны на неопределенный круг лиц, т.к. конкретный круг лиц (жителей домов) определен в данных муниципальных актах. Для оспаривания муниципальных правовых актов, в данном случае, оспариваемых постановлений, в соответствии со ст. 196, ст. 199, ст. 200 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года. На основании изложенного представитель ООО «Петербургтеплоэнерго» просил суд отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока исковой давности.

Заинтересованное лицо Солонович Н.С., при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление законным и обоснованным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением Главы ЛМР № 856 от 08.11.2006г. «Об установлении на территории ЛГП нормативов потребления тепловой энергии для населения» (далее по тексту Постановление № 856) на территории Лахденпохского городского поселения установлены нормативы потребления тепловой энергии для населения.

Постановлением Главы ЛМР №960 от 13.12.2006г. внесены изменения в Постановление №856 от 08.11.2006г. (далее по тексту Постановление № 960).

Указанные Постановления являются действующими до настоящего времени, на основании данных нормативных актов населению Лахденпохского городского поселения начисляется плата за услуги по теплоснабжению.

Постановлением № 960 установлено, что норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по <адрес хх.хх.хх.> составляет <хх.хх.хх.>, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет <хх.хх.хх.>. Норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по <адрес хх.хх.хх.> составляет <хх.хх.хх.>, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет <хх.хх.хх.>.

Постановление № 960 опубликовано в газете «<хх.хх.хх.>» Лахденпохского муниципального района за № хх.хх.хх. от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ), органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту Правила).

В пункте 4 данных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г.) указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Из положений подпункта «д» п. 5 Правил следует, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В силу п.10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Пунктом 20 Правил установлено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.

Из представленных суду материалов (расчетов нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий) следует, что нормативы потребления тепловой энергии для населения Лахденпохского городского поселения устанавливались Администрацией ЛМР различными, в зависимости от того, какая организация оказывала услуги по теплоснабжению (МУП «<хх.хх.хх.>», МУП «<хх.хх.хх.>», МУП «<хх.хх.хх.>», ООО «<хх.хх.хх.>»). Установлен средний норматив потребления тепловой энергии по каждому предприятию.

Из постановлений Региональной энергетической комиссии РК от 10.11.2005 г. № 101, от 10.11.2005 г. № 102, от 10.11.2005 г. № 98, от 27.01.2006 г. № 2, от 09.12.2010 г. № 255 следует, что до 15 декабря 2010 года тариф на тепловую энергию в ЛГП для каждого предприятия, оказывающего услуги по теплоснабжению в поселении, был установлен различный. В частности, для теплоснабжающей организации ООО «<хх.хх.хх.>» (обслуживало дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.>) тариф установлен в размере <хх.хх.хх.> руб. <хх.хх.хх.> коп. за 1 Гкал., для МУП «<хх.хх.хх.>» (обслуживало дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.>) тариф установлен в размере <хх.хх.хх.> руб. <хх.хх.хх.> коп. за 1 Гкал.

С 15 декабря 2010 года в г. Лахденпохья услуги по теплоснабжению стала оказывать одна организация - ЗАО «<хх.хх.хх.>», для нее был установлен единый тариф в размере <хх.хх.хх.> руб. за 1 Гкал.

С 20.09.2011 года в г. Лахденпохья услуги по теплоснабжению оказывает ООО «Петербургтеплоэнерго».

При исследовании технических паспортов на здания, расчетов нормативов потребления теплоэнергии, было установлено следующее: дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> четырехэтажный, 1990 года постройки, материал стен - кирпич; дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> пятиэтажный, 1974 года постройки, материал стен - кирпич.

В суд поступила информация специалиста ГНМ, который сообщил, что дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> и дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> относятся к одной категории домов (1А), так как имеют аналогичные конструктивные и технические параметры и одинаковую степень благоустройства.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд учитывает, что при принятии оспариваемых Постановлений были нарушены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. Оспариваемыми Постановлениями норматив потребления тепловой энергии был установлен различным, в зависимости от того, какая организация оказывает многоквартирному дому услуги по теплоснабжению.

По результатам проведенного судом сравнительного анализа материалов дела, в частности- технической документации, с учетом информации специалиста, было установлено, что дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> и дом № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> имеют аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, однако норматив потребления в доме, где проживает заявитель на 30 % выше, чем в доме расположенном на <адрес хх.хх.хх.> (соответственно <хх.хх.хх.> Гкал/кв.м. и <хх.хх.хх.> Гкал/кв.м.). В связи с этим оплата за услугу по теплоснабжению жителям дома № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> начисляется выше.

Представитель Главы ЛМР в процессе рассмотрения дела доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, не представила, выводов специалиста об отнесении указанных домов к одной категории не оспаривала.

Вместе с тем, несостоятельными суд находит утверждения заявителя о том, что Глава ЛМР не имел полномочий на вынесение оспариваемых Постановлений. На момент вынесения указанных нормативных актов в полномочия администрации ЛГП не входило регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения. Данные полномочия находились в ведении администрации ЛМР. Указанные полномочия были переданы Лахденпохскому городскому поселению только в 2008 году, на основании положений Федерального закона ««Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Закона Республики Карелия от 24 апреля 2008 года № 1183 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского муниципального района».

Довод представителя ООО «Петербургтеплоэнерго» о пропуске заявителем срока исковой давности суд полагает несостоятельным. Согласно пункту 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15 и Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.

Оспариваемые Постановления подпадают под признаки нормативно-правового акта: изданы в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации ЛМР в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление удовлетворить.

Признать противоречащими закону, не действующими с момента издания положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от 08.11.2006 года. № 856 «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения нормативов потребления тепловой энергии для населения» и положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от 13.12.2006 года № 960 «О внесении изменения в Постановление Главы Лахденпохского муниципального района от 08.11.2006 года. № 856 «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения нормативов потребления тепловой энергии для населения», устанавливающие для дома № хх.хх.хх. по <адрес хх.хх.хх.> нормы расхода тепловой энергии в размере <хх.хх.хх.> Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения и нормы расхода тепловой энергии в размере <хх.хх.хх.> на одного человека на 18 кв. м. на отопительный сезон.

Опубликовать информацию о решении суда в газете «<хх.хх.хх.>» Лахденпохского района после вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Солонович Ирины Андреевны судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере <хх.хх.хх.> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                               Е.М. Сутягина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.10.2012г., последний срок подачи апелляционной жалобы 03.12.2012г.

Судья                                                                Е.М. Сутягина

2-335/2012 ~ М-321/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Солонович Ирина Андреевна
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сутягина Е.М.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
27.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2012Передача материалов судье
02.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.10.2012Предварительное судебное заседание
23.10.2012Судебное заседание
26.10.2012Судебное заседание
14.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2012Дело оформлено
04.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее