10RS0011-01-2020-000035-98 Дело №2-1320/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,
при секретаре М.В.Поташевой,
с участием истца Гавриловой О.Г., представителя ответчика Маркиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой О.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии,
решил:
Гаврилова О.Г. обратилась в суд по тем основаниям, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) отказало ей в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ее возраст составляет 50 лет 7 месяцев, что меньше возраста, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ в период замещений должности государственной гражданской службы 51 год 6 месяцев. Истец просит признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда производство по делу прекращено в части требований о признании незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с представленным истцом отказом от иска в указанной части.
В судебном заседании истец Гаврилова О.Г. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) отказано Гавриловой О.Г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ее возраст составляет 50 лет 7 месяцев, что меньше возраста, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ в период замещения должности государственной гражданской службы 51 год 6 месяцев.
Согласно п. 1.1. ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» одному из родителей инвалидов с детства, воспитывающих их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону № 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 18 месяцев, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2019 году.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц, замещающих на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года до 2032 года, в том числе и в случае, если право на досрочную пенсию возникло по основанию п.п. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 №3370-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ткачук Оксаны Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление условий назначения пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 23 мая 2016 года №143-ФЗ, которым внес в отдельные законодательные акты изменения, касающиеся условий пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы. Оспариваемые заявительницей положения статьи 5 названного Федерального закона предусматривают для перечисленных категорий лиц повышенную по сравнению с общеустановленной величину возраста, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской или муниципальной службы.
Такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 года № 7-П; определения от 11 мая 2012 года № 743-О, от 14 мая 2013 года № 692-О и др.).
Кроме того, устанавливая такое регулирование, законодатель предусмотрел поэтапное введение его в действие посредством повышения возраста назначения страховой пенсии по старости (по сравнению с возрастом, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2016 года) в период с 2017 по 2020 годы на 6 месяцев, а начиная с 2021 года - на 12 месяцев ежегодно, с достижением величины такого повышения 60 месяцев для мужчин к 2023 году и 96 месяцев для женщин к 2026 году.
Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных оспариваемыми законоположениями.
При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 23.09.2019 удовлетворению не подлежат, поскольку дата назначения пенсии подлежит определению с учетом Приложения 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы истца о том, что она имеет право на назначение досрочной пенсии с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п.2 ч.1 ст.32 ФЗ №400-ФЗ как женщина, родившая двух детей, достигшая возраста 50 лет и имеющая страховой стаж более 20 лет и проработавшая не менее 17 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, суд не может принять во внимание, поскольку в настоящее время истец продолжает замещать должность государственной гражданской службы Республики Карелия в Министерстве Финансов Республики Карелия, что следует из сведений трудовой книжки и подтверждается истцом, таким образом, истец осуществила выбор варианта реализации пенсионных прав не на общеустановленных условиях, то есть без прекращения соответствующего вида деятельности - замещения государственной должности гражданской службы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н. Ващенко
Решение в окончательной форме принято 26.02.2020.