№
№
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
11 сентября 2019 года в гор. Кисловодске
Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре Джерештиевой Р.А. с участием истца Патерикиной Р.К. и ее представителя адв. Фроловой Л.И., представителя ответчика администрации гор. Кисловодска - Кащенко Е.Н., третьих лиц Чугуевского А. М., Прусенко Е.А., Свидиной Н.С., Чуб В. М., Лебедевой В.В., Орехова В.К.,Фатьяновой Л.Н. и Кондаковой Ю.П. рассмотрел дело №
по иску Патерикиной Раисы Кузьминичны к администрации города Кисловодска и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об исключении многоквартирного жилой дом из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах»
у с т а н о в и л:
настоящий спор возник в связи со следующими обстоятельствами. Ранее решением Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года требования по иску прокурора города Кисловодска в защиту прав и законных интересов инвалидов Патерикиной Р.К. и Прусенко ЕА. к администрации гор. Кисловодска, управлению городского хозяйства администрации гор. Кисловодска, комитету имущественных отношений администрации гор. Кисловодска и о признании незаконными действий администрации гор. Кисловодска, выразившихся в признании аварийными и подлежащими сносу литеров А,Б,Г,Д многоквартирного жилого по улице <адрес> о признании незаконными и отмене пунктов 16,17,18,19 приложения к постановлению главы гор. Кисловодска от 29.12.2008 года №1055 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» и о признании незаконными заключений межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 23.12.2008 года №62,63,64,65 в отношении литеров А,Б,Г,Д названного многоквартирного жилого дома - удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ. Патерикина Р.К. и др. обратились с заявлением в администрацию города-курорта Кисловодска с просьбой об исполнении вышеуказанного решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ. Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска сообщило заявителям, что во исполнение решения суда им направлена информация в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края о внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах», утв. постановлением Ставропольского края от 17.06.2013 года № 237-п, а 23.04.2019 года стало известно письменное уведомление УГХ о невозможности исключения многоквартирного дома по улице Шаляпина, 12 из краевой адресной программы, т.к. собственники дома не обращались в суд с такими требованиями.
Патерикина Р.К. обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями, впоследствии уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации города Кисловодска, в пределах компетенции каждого, об исключении литеров А,Б,Г,Д многоквартирного жилого дома по <адрес> из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013г. №237-п и в обоснование исковых требований она и её представитель пояснили, что истец является собственником квартиры № в многоквартирном доме по <адрес> литеры А,Б,Г,Д которого были признаны и считались аварийными пока решением Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. не было установлено иное. В настоящее время многоквартирный дом по <адрес> не признан аварийным собственники расположенных в нём помещений являются участниками Программы переселения и ответчики до настоящего времени не приняли мер по исключению многоквартирного дома из Программы, считает, что нарушает жилищные права её и других собственников помещений.
Представитель ответчика – администрации гор. Кисловодска Кащенко Е.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что вопрос об исключениилитеров А,Б,Г,Д многоквартирного жилого дома по <адрес> из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах» находится в ведении министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. От администрации города и управления городского хозяйства в адрес министерства передана все необходимая для этого документация, но решение об исключении дома из программы не принято. Просит разрешить спор в соответствии с законом.
Третьи лица, явившиеся для участия в деле, Чугуевския А.М., Прусенко Е.А., Свидина Н.С., Чуб В.М., Лебедева В.В., Фатьянова Л.Н., Орехов В.К. и Кондакова Ю.П. исковые требования и их доводы Патерикиной поддержали, просят удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратова Д.А., в судебное заседание не явилась, подала письменное заявление о рассмотрении дела без их участия и представила письменные возражения в которых указала, что заявленные исковые требования министерство не признает, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - управление городского хозяйства администрации гор. Кисловодска письменно просит о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица Волков В.Н., Туроверова Л.В, Найманова С.М., Готаев М.К., Магомедов Р.Г., Титорова С.Ю., Стольмашенко Л.Г., Стольмашенко С.Ю., Стольмашенко А.Ю., Фатьянова Л.Н., Узденова Л,Б., Дадберов Ш.Т., Имамов Х.Д., Титяева А.Н., Джамалова Р.К., Якимова В.А., Эрикенов К.М., Юшкевич Э.Н., Ильенко А.Б., Солнышкин С.П., Прямушко И.П., Биджиева Р.М., Костыря Е.А., Дамкене И.В., Тихонов М.А. и Кондакова Ю.П. по извещению суда не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и также поддержали заявленные исковые требования, просят их удовлетворить.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки ответчика, кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц согласно положениям ч.ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
В силу ч. 2 ст. 16. Федерального закона от 21.07.2007г. N185-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 16 названного закона и части 10 статьи 32 ЖК РФ в Программу включаются многоквартирные дома: признанные в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; собственники помещений в которых в установленный органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края срок не осуществили их снос или реконструкцию как аварийных многоквартирных домов.
Учитывая, что в Программе могут находиться только аварийные дома или признанные таковыми в установленном порядке, а в отношении жилого дома по <адрес> не принималось такого решения, то спорный МКД подлежит исключению из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда по Ставропольскому краю на 2013-2017 года», в связи с чем Патерикина и просит суд обязать каждого ответчика в пределах их компетенции и с учётом особого положения министерства, как уполномоченного органа исполнительной власти СК по реализации ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» принять меры к исключению дома из Программы и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции, а также Судебной коллегией по административным делам в ранее рассмотренном деле, постановлением главы гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. № были признаны аварийными и подлежащими сносу жилые дома согласно списку-приложению, в том числе, многоквартирный дом по адресу: <адрес> в части литеров А, Б, Г, Д. Собственником жилого помещения в данном доме является и истец по настоящему делу Патерикина Р.К. (квартира №10, права зарегистрирована в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.).
Как следует из заключения строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ г., подготовленного экспертом Автономной некоммерческой организации «Независимая Экспертно-Консультационная Служба» Душиным В.В. на основании определения Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г., по результатам осмотра дома и расположенных в нем жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ г., многоквартирный жилой дом № (литеры А, Б, Г, Д) по <адрес> не является аварийным.
Решением Кисловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ требования по иску прокурора города Кисловодска в защиту прав и законных интересов Патерикиной Раисы Кузьминичны, Прусенко Евгении Андреевны к администрации города-курорта Кисловодска, Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодск, Комитету имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска и о признании незаконными действий администрации города-курорта Кисловодска, выразившихся в признании аварийным и подлежащим сносу литеров «А», «Б», «Г», «Д» многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес> о признании незаконными и отмене пунктов 16,17,18, 19 приложения к постановлению главы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ года № 1055 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» и о признании незаконными заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ года № № в отношении литеров «А», «Б», «Г», «Д» многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> удовлетворены в полном объеме.
Принимая во внимание, что после вступления в законную силу апелляционным порядком названного решения спорный многоквартирный дом установленным порядком не признан аварийным вновь, а также положение закона о том, что в Программе могут находится только аварийные дома, исключение многоквартирного дома из Программы должно производится на основании правового акта органа местного самоуправления муниципального образования СК об отмене ранее вынесенного правового акта о его признании аварийным и подлежащим сносу с подачей соответствующей заявки в министерство строительства и архитектуры СК и последующим внесением изменений в Программу путём исключения из неё спорного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Такие полномочия у министерства имеются, поскольку в соответствии с абзацем 8 пп. 3 п. 10.2 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 04 сентября 2017 года № 433, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 г. № 237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском в 2013-2017 года». Заказчиком краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах» является министерство.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании Патерикина Р.К. является собственником квартиры № многоквартирного жилого дома по <адрес>
Кисловодским городским судом ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что основанием для признания дома непригодным и подлежащим сносу послужили заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, согласно которым по заключению ОАО Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» филиал «Кисловодская комплексная мастерская» за 2008 год основные конструктивные элементы за время эксплуатации здания утратили свои прочностные характеристики и находятся в неудовлетворительном состоянии. Дом расположен в районе сейсмических воздействий интенсивностью 8 баллов, состояние его конструкций не отвечают требованиям СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах. Объемно-планировочное решение дома не соответствует СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные. Надлежащего обследования и учёта фактического состояния спорного литеров А,Б, Г, Д многоквартирного жилого дома по <адрес> не было. Однако вопреки фактическим обстоятельствам дела постановлением администрации гор. Кисловодска от 29.12.2008 № 1055 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (литеры «А». «Б», «Г», Д») был признан аварийным и подлежащим сносу (пункты 16, 17, 18, 19 приложения к постановлению), и включён в список многоквартирных домов аварийных и подлежащих сносу.
В целях правильного разрешения заявленных требований и установления технического состояния строений дома, в котором расположены квартиры истцов и заинтересованных лиц, о наличии или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, в случае эксплуатации жилых помещений многоквартирного жилого дома, а также для устранения противоречий представленного технического обследования дома и выводов ОАО «Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» филиал «Кисловодская комплексная мастерская» за декабрь 2008 года и март 2016 года судом назначалась судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно не оспаривавшихся выводов заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ судебно-экспертной лаборатории Автономной некоммерческой организации «Независимая Экспертно-Консультационная служба», многоквартирный жилой дом № (литеры А,Б,Г,Д) по <адрес> не является аварийным, не создает угрозу жизни и здоровью граждан в существующем виде, не нарушает права и законные интересы граждан.
Хотя основания внесения многоквартирного жилого дома <адрес> (лит. А,Б,Г,Д) в адресную Программу переселения из аварийного жилищного фонда отпали как незаконные по судебному решению, но жилой дом из этой Программы не исключён и это не позволяет истцу и третьим лицам в полной мере осуществлять правомочия собственников, распоряжаться своими помещениями (квартирами).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013г. N237-п (ред. от 14.12.2018) "О краевой адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах" установлено, что общее руководство и управление реализацией Программы осуществляет министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Мониторинг хода реализации Программы осуществляют министерство строительства и архитектуры Ставропольского края и органы местного самоуправления муниципальных образований - участники Программы (по согласованию).
В соответствии с абзацем 8 пп. 3 п. 10.2 Положения о министерстве, утв. постановлением Губернатора Ставропольского края от 04 сентября 2017 года №433, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и от него зависит вопрос оставления/исключения спорного дома из региональной Программы переселения, поскольку заказчиком краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 - 2017 годах» является именно министерство.
Органы местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы: представляют полную и достоверную информацию собственникам и нанимателям жилых помещений в аварийных многоквартирных домах о ходе реализации мероприятий Программы; представляют соответствующие документы в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для оформления заявки в Фонд; организуют работу по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов в установленные Программой сроки; представляют в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в установленные Программой сроки отчеты о реализации мероприятий Программы.
Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы: формируют адресные списки аварийных многоквартирных домов; -заключают предварительные соглашения с собственниками жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, о предоставлении жилых помещений путем мены на иные жилые помещения; представляют в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края заверенные органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы и управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией копии документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы.
Таким образом, процедура включения в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья происходит в тесном взаимодействии Министерства строительства архитектуры Ставропольского края с органами местного самоуправления.
С учетом вышеизложенных полномочий исключение многоквартирного дома из Программы производится на основании правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края об отмене ранее вынесенного правового акта о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Указанный правовой акт органа местного самоуправления муниципального образования с соответствующей заявкой об исключении жилого дома из Программы должны быть поданы органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Внесение изменений в Программу производится постановлением Правительства Ставропольского края, проект которого подготавливается заказчиком Программы - министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на основании документов, представленных органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края.
В силу п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст. 16. Федерального закона от 21.07.2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Учитывая, что в Программе могут находиться только аварийные дома или признанные таковыми в установленном порядке, а в отношении жилого дома по ул. Шаляпина, 12 в гор. Кисловодске не принималось такого решения, то спорный МКД подлежит исключению из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда по Ставропольскому краю на 2013-2017 года», в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования Патерикиной Р.К. и обязать ответчиков в пределах их компетенции осуществить исключение из названной Программы многоквартирного жилого дома по <адрес>
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил
исковые требования Патерикиной Раисы Кузьминичны удовлетворить:
о б я з а т ь Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края и администрацию города Кисловодска (в пределах компетенции каждого) и с к л ю ч и т ь многоквартирный жилой дом расположенный в <адрес> (литеры «А», «Б», «Г», «Д») из краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013г. №237-п.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2019г. и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с этой даты.
Судья В.М. Супрунов