РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2016 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Васиной А.В.
с участием истца Козлова И.А., представителя ответчика администрации г. Иркутска Серебренникова Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица министерства имущественных отношений <адрес> Рябинина А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-2852/2016 по иску Козлова И.А., Козлов С.В. к администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с вышеназванным иском, истец Козлова И.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Козлов С.В., просила возложить обязанность на ответчика предоставить им жилое помещение вне очереди в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что они оба являются инвалидами, подпадают под действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, как страдающие тяжелой формой затяжного психического расстройства, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В настоящее время живут у дочери Козловой А.В., включены в список граждан, имеющих прав на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В письменном заявлении истец Козлов С.В. просит суд обязать администрацию г. Иркутска на внеочередное получение жилого помещения, так как он подпадает под постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, как страдающий тяжелой формой затяжного психического расстройства, с тяжелыми, часто повторяющимися болезненными проявлениями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Просит суд обязать предоставить им с мамой жилое помещение вне очереди.
С учетом уточнений истцы просят обязать администрацию г. Иркутска предоставить им одно жилое помещение на двоих, общей площадью 60 кв.м, согласно предоставленными документами и справкам №, №.
В письменных возражениях представитель ответчика администрации г. Иркутска Серебренникова Е.А. исковые требования не признала, мотивируя это тем, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»), относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем возложение на администрацию г. Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету города Иркутска.
В письменном отзыве представитель третьего лица министерства имущественных отношений Иркутской области Рябинина А.В. указала, что обязанность по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке относится к компетенции органа местного самоуправления.
В судебном заседании истец Козлова И.А. исковые требования поддержала с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание истец Козлов С.В., извещенный о рассмотрении дела, не явился, в письменном заявлении просит рассматривать дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Иркутска Серебренникова Е.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель третьего лица министерства имущественных отношений Иркутской области Рябинина А.В. поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, настаивая, что надлежащим ответчиком является администрация г. Иркутска.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит иск Козлова И.А., Козлов С.В. подлежащим удовлетворению в части.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч.ч. 1, 2 ст. 19).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 № 20-П, определение от 15.02.2005 № 17-О и др.).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (ч. 3).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, регулирующей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Под п. 3 значатся «Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. В указанный перечень включены, в том числе психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из материалов дела, истец Козлова И.А. является инвалидом второй группы, общее заболевание бессрочно (справка серии № №), истцу Козлов С.В. установлена вторая группа инвалидности с детства на срок до ДД.ММ.ГГГГ (справка серии № №).
ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.А. консультирована врачом-психиатром, подходит под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 п. 3 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (выписка из протокола ВК № ОГБУЗ «ИОПНД»).
Козлов С.В. подходит под действие постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 3 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (выписка из протокол ВК № ОГБУЗ «ИОПНД»).
Приказом начальника департамента правовой работы от ДД.ММ.ГГГГ № Козлова И.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – признать малоимущей, принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Козлова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи – 2 человека (сын Козлов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Согласно приказу начальник департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Козлова И.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма – включить в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма: 1) Козлова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>. Состав семьи два человека (сын Козлов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Суд учитывает, что сам по себе факт учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (ст. 57 ЖК РФ) означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание, что истцы включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как подпадающие под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что истцы вправе требовать предоставления им жилого помещения по месту их жительства (в границах г. Иркутска), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Думы г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15,0 кв.м общей площади на одного человека.
Исследованными документами подтверждено, что истцы подходят по действие постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении истца Козлова И.А., выписка из протокола ВК № от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении истца Козлов С.В.), которым утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, истцы Козлова И.Н., Козлов С.В., как инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, каждый имеет право на внеочередное обеспечение по договору социального найма жилым помещением, благоустроенным применительно к условиям г. Иркутска, отвечающим предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящемуся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (то есть 15 кв.м), с правом на дополнительную жилую площадь.
Доводы истцов о предоставлении им одного жилого помещения на двоих не принимаются судом, поскольку право на внеочередное предоставление жилых помещение по договорам социального указанной категории граждан обусловлено наличием у них такого заболевания, когда совместное проживание с ним в одной квартире является невозможным, к таким заболеванием Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 относит «Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями», истцы документально подтвердили, что таким заболеванием страдают.
Доводы ответчика о том, что обеспечение жилым помещением такой категории граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта, не принимаются судом.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 66, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О). В отношении категории лиц, к которой относятся истцы, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем жилое помещение им должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суд находит иск Козлова И.А., Козлов С.В. подлежащим удовлетворению в части возложения обязанности на ответчика администрацию г. Иркутска предоставить Козлова И.А., Козлов С.В. каждому во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (15 кв.м) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Козлова И.А., Козлов С.В. удовлетворить в части.
Возложить обязанность на ответчика администрацию г. Иркутска предоставить Козлова И.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (15 кв.м) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Возложить обязанность на ответчика администрацию г. Иркутска предоставить Козлов С.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее предоставления (15 кв.м) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В остальной части требований отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 10 октября 2016 года