Решения по делу № 2-2688/2013 ~ М-2010/2013 от 21.05.2013

Дело № 2 - 2688/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2013 года г. Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи              Рыжовой А.М.,

при секретаре          ФИО2,

с участием истца                              Синицына С.В.,

представителя истца                          Пустовалова С.В.

представителя ответчика Куприной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя ответчика Журавлевой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицына С. В. к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии и ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О В И Л:

Синицын С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ для прохождения срочной военной службы Синицын С.В. был направлен в войсковую часть 92684, расположенную в г.п. Уречье Любаньского района Минской области.

Ранее в связи с произошедшей аварией на Чернобыльской АЭС, для ликвидации ее последствий войсковая часть ДД.ММ.ГГГГ была передислоцирована в п. Рудаков Хойникского района Гомельской области.

В связи с исполнением обязанности воинской службы Синицын С.В, неоднократно обеспечивал мероприятия по ликвидации последствий аварии, будучи командированным в п. Рудаков, находясь на территориях, входящих в зону отчуждения, в том числе в городе Припять. Несмотря на это в приказах командира войсковой части за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истец не значится.

Документы, подтверждающие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца отсутствуют, что препятствует получению соответствующего удостоверения.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений истец просит о признании его выполнявшим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе на территориях, относящихся к зоне отчуждения(город Припять), признании его участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

По тем же основаниям истец и его представитель поддержали исковые требования в судебном заседании.

Пояснили, что истец принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на АЭС, осуществляя вывоз зараженной техники из Чернобыля для последующего захоронения в могильники в Уречье, неоднократно находился в местах с превышением радиационного фона, в том числе и в городе Припять.

Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области Куприна А.В. в судебном заседании пояснила, что в связи с обращениями Синицына С.В. о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС все представленные им документы были направлены в Управление кадров Западного военного округа, поскольку военный комиссариат Владимирской области не является органом, уполномоченным в выдаче указанных удостоверений. Однако соответствующих ответов не поступало.

Журавлева М.В., представляющая интересы Управления социальной защиты населения города Владимира, в судебном заседании с иском не согласилась.     Возражения мотивировала тем, что в соответствии с п.п.12 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС «к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие ) службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, подтверждается специальным удостоверением единого образца, порядок и условия оформления и выдачи которых утвержден Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 (ред. от 27.06.2012) "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в орган в сфере социальной защиты населения, по месту жительства с письменным заявлением и документами, подтверждающими факт проживания (прохождения военной службы) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы) в зонах радиоактивного загрязнения.

Согласно п.п. 3, 7Порядка удостоверение оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения на бланках удостоверений, выданных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании копий подтверждающих документов.

В ГКУ Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» истец по данному вопросу обращался только в порядке консультации.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец по службе был в командирован в п. Рудаков (п. Рудаково). Между тем этот населенный пункт не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582.

Иных подтверждающих документов истцом не представлено.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельны требования ГУ МЧС России по Владимирской области в судебное заседание не явился, поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Сообщил, что Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» определены полномочия и функции территориального органа Главного управления МЧС России по Владимирской области.

Главное управление МЧС России по Владимирской области не осуществляет учет указанной категории лиц, в связи с чем, не имеет информации по данному вопросу, что исключает возможность подтвердить или опровергнуть факты, изложенные истцом в исковом заявлении.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Министерство обороны и Западный военный округ Министерства обороны РФ, извещавшиеся о дате судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения участников процесса судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему,

Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

В соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 г. утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с п. 4 Приказ МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан - военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (пункт 3); военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4).

Таким образом, из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Поскольку военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годах к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, подпадают под действие пункта 4 части первой статьи 13 Закона лишь при условии выполнения работ в зоне отчуждения, МЧС России, Минтруд России и Минфин России в пункте 5 Положения указывается, что одним из документов, подтверждающих участие этих лиц в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является военный билет с записью о работе именно "в зоне отчуждения".

    Судом установлено, что Синицын С.В. ДД.ММ.ГГГГ для прохождения срочной военной службы в рядах вооруженных сил СССР направлен в войсковую часть 92684, что подтверждается военным билетом (л.д. 6-15).

Вместе с тем, для получения статуса участника ликвидации последствий катастрофы необходимо установление обязательного условия - указанные работы должны были производиться именно в зоне отчуждения (содержание п. 3 ч. 1 ст. 13).

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, и невозможно получить такие документы в ином порядке либо восстановить их в случае утраты, факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может быть установлен в судебном порядке.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ., представленной Министерством обороны республики Беларусь, следует, что войсковая часть 92684 в мае 1986 года дислоцировалась в г.п. Уречье Минской области.

ДД.ММ.ГГГГг. 222 отдельная медицинская рота была развернута в 222 отдельный медицинский батальон, который передислоцировался в г. Хойники Гомельской области, где принимал участие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В дальнейшем до ДД.ММ.ГГГГ 222 отдельный медицинский батальон участвовал в медицинском обеспечении личного состава войск, входящих в Белорусскую зону и участвующих непосредственно в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Пункт дислокации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в п. Рудаков Хойникского района Гомельской области. Журналов учета доз радиоактивного облучения личного состава войсковой части 92684 на хранении в ЦАМО РБ нет.

В приказах командира войсковой части 92684 (п. Рудаков) за период с 01.10.1988г. по 22.10.1988г. Синицын С.В не значится (л.д.16).

В архивной правке от ДД.ММ.ГГГГ., представленной Министерством обороны республики Беларусь, указано, что в приказе командира войсковой части 92684 (г.п.Уречье) от 10.10.1988г. значится: водителя Синицына С.В. полагать убывшим в командировку уч.ц. Хойники для обеспечения мероприятий.

В приказе командира от ДД.ММ.ГГГГ. значится: водителя Синицына С.В. полагать прибывшим сего числа из командировки Хойники.

В приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. значится водителя Синицына С.В. полагать убывшим в командировку п. Рудаково.

В приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. значится: водителя Синицына С.В. сего числа полагать прибывшим из командировки п. Рудаково (л.д.17).

Однако п. Рудаков куда был командирован Синицын С.В. не находился в 30-ти километровой зоне отчуждения.

Само по себе командирование военнослужащих "для обеспечения мероприятий" не может свидетельствовать как о привлечении прикомандированных лиц к таким работам, так и о том, что такие работы производились в зоне отчуждения, поскольку работами по ликвидации последствий аварии назывались все работы, связанные с Чернобыльской катастрофой.

Как следует из ответа начальника управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского областного исполнительного комитета, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 декабря 1991 года № 1302а-12 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 года № 328 «Об утверждении перечня территорий, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» д. Рудаков Хойникского района Гомельской области относилась к зоне с правом на отселение.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 07.05.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зоны радиоактивного загрязнения подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 населенный пункт п. Рудаков (п. Рудаково) не значится.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, пояснил в судебном заседании, что проходил службу месте с Синицыным С.В. в войсковой части 92684, являлся водителем скорой помощи. По приказу командира войсковой части они с Синицыным С.В. неоднократно выезжали в пос. Рудоково, Хойники, г. Припять. Он получил удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В настоящее время является гражданином Белоруссии.

В его военном билете имеются сведения об участии в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в период с 10 сентября по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем показания ФИО1 и его военный билет не свидетельствуют об участии истца Синицына С.В. в ликвидации последствий аварии на АЭС.

Необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие указанного выше Закона № 13, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Доказательств того, куда конкретно Синицын С.В. был направлен для выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения, не представлено.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса, установленного на основании доказательств, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Поскольку факт участия Синицына С.В. в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения не был подтвержден допустимыми и достаточными доказательствами, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Синицына С. В. к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М.Рыжова

2-2688/2013 ~ М-2010/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синицын Сергей Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат Владимирской области
ГАК "Управление СЗН по г.Владимиру"
Другие
Министерство обороны РФ
Западнный военный округ МО РФ
Управление МЧС по Владимирской области
Суд
Ленинский районный суд г. Владимира
Судья
Рыжова Анна Михайловна
Дело на сайте суда
leninsky--wld.sudrf.ru
21.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2013Передача материалов судье
21.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2013Судебное заседание
03.07.2013Судебное заседание
20.08.2013Судебное заседание
04.09.2013Судебное заседание
25.09.2013Судебное заседание
14.10.2013Судебное заседание
11.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2014Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее