Дело №2а-441/2021
Решение
Именем Российской Федерации
посёлок Демянск 25 мая 2021 года
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной О.А.,
при секретаре Поспеловой М.В.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Демянского района Новгородской области Осипова А.Н.,
представителя административного ответчика – Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области –Омельченко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Демянского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия: в срок до 01 ноября 2021 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения по ул. Садовая д. Ямник (49 612 465 ОПМП-04): нанести дорожную разметку; установить дорожные знаки 5.19.1 (5.19.2); установить искусственную неровность за 10-15 метров до пешеходного перехода напротив здания МАОУ «Ямникская средняя школа» по адресу: Новгородская область Демянский район д. Ямник ул. Садовая д. 2а.
В обоснование административного иска указано, что на территории Ямникского сельского поселения имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, перечень которых утвержден постановлением Администрации от 17 мая 2017 года № 30. Прокуратурой Демянского района проведена проверка состояния автомобильной дороги местного значения по ул. Садовая в д. Ямник, по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны иметь дорожную разметку, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. В нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, на вышеуказанной дороге отсутствует дорожная разметка. Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, на автомобильной дороге не установлены дорожные знаки 5.19.1 (5.19.2). Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. В нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, на автомобильной дороге отсутствует искусственная неровность за 10-15 метров до пешеходного перехода у МАОУ «Ямникская средняя школа». Изложенное свидетельствует о несоблюдении Администрацией требований федерального законодательства, не исполнении функций по осуществлению деятельности, отнесенной к вопросам местного значения и недостаточной реализации полномочий органа местного самоуправления в обозначенной сфере на территории Демянского муниципального района, что создает предпосылки к возникновению опасной дорожной обстановки на территории района, угрожает безопасности дорожного движения, в том числе безопасности несовершеннолетних, которые ежедневно ходят по этой дороге в образовательную организацию.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Осипов А.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Омельченко С.Е. с административным иском согласился.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Демянский» по вызову в суд не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствии представителя ОГИБДД МО МВД России «Демянский».
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и признается, гарантируется и осуществляется на всей территории.
Местное самоуправление на основании ч.1 ст. 10 Федерального закона №131-ФЗ осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 1 Областного закона от 23.10.2014 №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из положений статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, и безопасных условий такого движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017, настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Судом установлено, что прокуратурой Демянского района проведена проверка состояния автомобильной дороги местного значения Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области по ул. Садовая в д. Ямник, по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны иметь дорожную разметку, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. В нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, на вышеуказанной дороге отсутствует дорожная разметка. Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, на автомобильной дороге не установлены дорожные знаки 5.19.1 (5.19.2). Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. В нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, на автомобильной дороге отсутствует искусственная неровность за 10-15 метров до пешеходного перехода у МАОУ «Ямникская средняя школа».
Установленные обстоятельства выявленных нарушений подтверждаются актом проверки от 09 апреля 2021 года и фототаблицей выявленных недостатков, а также не опровергнуты представителем административного ответчика в судебном заседании.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении Администрацией Ямникского сельского поселения требований федерального законодательства, не исполнении функций по осуществлению деятельности, отнесенной к вопросам местного значения, и недостаточной реализации полномочий органа местного самоуправления в обозначенной сфере на территории Демянского муниципального района, что создает предпосылки к возникновению опасной дорожной обстановки на территории района, угрожает безопасности дорожного движения в том числе безопасности несовершеннолетних, которые ежедневно ходят по этой дороге в образовательную организацию.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения прав неопределенного круга лиц.
Суд приходит к выводу, что прокурор Демянского района действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасные условия передвижения по дорогам, ставят под угрозу безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения, могут явиться причиной значительного ущерба владельцам транспортных средств, а также способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, сезонные условия и организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства о размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, оформления гражданско-правовых договоров, устанавливает срок исполнения до 01 ноября 2021 года.
Суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по содержанию дорог местного значения на территории Ямникского сельского поселения, незаконным.
Обязать Администрацию Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в срок до 01 ноября 2021 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения по ул. Садовая д. Ямник (49 612 465 ОПМП-04): нанести дорожную разметку; установить дорожные знаки 5.19.1 (5.19.2); установить искусственную неровность за 10-15 метров до пешеходного перехода напротив здания МАОУ «Ямникская средняя школа» по адресу: Новгородская область Демянский район д. Ямник ул. Садовая д. 2а.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.
Судья О.А. Никитина