УИД 26RS0009-01-2021-001878-14
Дело № 2-1213/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 26 ноября 2021 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре судебного заседания Марковской Е.В., с участием: истца Рязанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Благодарненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Рязанова ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю об оспаривании решения об отказе в перерасчете пенсии, выплате недополученной пенсии и её индексации,
установил:
Рязанов В.В. обратился в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, в процессе дополненном, в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 месяцев) и выплатить недополученную пенсию в размере <данные изъяты> рублей за каждый месяц, а всего <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей); обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести индексацию недополученной пенсии в размере <данные изъяты> рублей, в связи с индексацией пенсий за 2019-2021 годы, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы.
В обоснование заявленных требований Рязанов В.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края. В начале июля 2021 года им получен ответ (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) с которым он не согласен по следующим основаниям.
Первоначально, по подсчетам специалистов ПФ РФ, на основании трудовой книжки АТ-11 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, и трудовой книжки ТК-1 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, его трудовой стаж с тяжелыми условиями труда по Списку № (1991 г.) на ДД.ММ.ГГГГ составлял 2 года 3 месяца 20 дней, страховой стаж – 28 лет 9 месяцев 26 дней. Не согласившись с таким расчетом, он был вынужден обратиться с заявлением в Благодарненский районный суд, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 10 месяцев 22 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 9 месяцев 17 дней), что в итоге составило 8 лет 8 месяцев 9 дней. Согласно п.1 ст. 30 ФЗ № «О трудовых пенсиях» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на ДД.ММ.ГГГГ; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; <данные изъяты> рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 ФЗ № 173-ФЗ).
На основании п.3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии (РП) на ДД.ММ.ГГГГ определяется по формуле:
РП= СК х ЗР/ЗП х СМЗП, где
СК - стажевый коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000- 2001 годы по сведениям индивидуального лицевого счета, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями.
В ГУ - УПФРФ от ДД.ММ.ГГГГ он просил произвести перерасчет его трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по. ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев работы подряд) на основании документов (справок): № А- 788 от ДД.ММ.ГГГГ из Мурманского морского пароходства; архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ; архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом администрации Буденновского муниципального района.
На основании вышеуказанных справок его среднемесячный заработок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 249 рублей 58 копеек.
ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1984 по 1989 составляла 218 рублей 53 копейки.
СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07. по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденная Правительством РФ, равная <данные изъяты> рублю.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ: <данные изъяты>.
Следовательно, расчетный размер трудовой пенсии (РП) составит: <данные изъяты>
Из данных расчетов в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала (ПК10 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты>
На основании п.1 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала (ПК1) при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа (300 месяцев) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Его общий трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 лет 2 месяца 16 дней или 206 месяцев 16 дней, поэтому величина расчетного пенсионного капитала (ПК1) с учетом корректировки составит: <данные изъяты>.
Согласно п.1 ст. 29.1 ФЗ № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала (ПК) с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ; СВ - сумма валоризации (ст. 30.1 ФЗ № 173-ФЗ); ПК2- сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 30.1. ФЗ № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Его «советский» стаж до ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 лет 4 месяца 17 дней, следовательно: <данные изъяты>.
Сумма ПК1и СВ составит: <данные изъяты>
Коэффициент индексации до ДД.ММ.ГГГГ составит 5,6148, следовательно:
<данные изъяты>.
Величина ПК2 на ДД.ММ.ГГГГ согласно сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета (п.2.4) по данным ГУ-УПФР составляет с учетом индексаций 130 762,66 рублей, поэтому сумма его расчетного капитала (ПК) на основании п.1 ст. 29.1 ФЗ № 173-ФЗ составит: <данные изъяты>
На основании п. 1 ст. 14 ФЗ №-Ф3 размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: С4 = ПК/Т, где
ПК- сумма расчетного пенсионного капитала (ст. 29.1 п.1 ФЗ № 173-ФЗ) учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; Т- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (в 2019 году - 252 месяца). В этой связи <данные изъяты>.
Согласно п.10 ст. 15 ФЗ №-Ф3 величина индивидуального пенсионного коэффициента до ДД.ММ.ГГГГ определяется по формуле: ИПКс = <данные изъяты> где
С4 - размер страховой части трудовой пенсии; СГЖк - стоимость одного пенсионного коэффициента на ДД.ММ.ГГГГ.
СПКк на ДД.ММ.ГГГГ равна 64 рубля 10 копеек.
ИПКс = <данные изъяты>
На основании сведений о состоянии его лицевого счета (п.1) по данным ГУ-УПФР его ИПК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 13,590 баллов, следовательно, общее количество баллов на ДД.ММ.ГГГГ составит: ИПК = <данные изъяты>.
На основании п.1 ст. 15 ФЗ № - размер страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) определяется по формуле: Спот = ИПК х СПК, где
СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК- индивидуальный пенсионный коэффициент на ДД.ММ.ГГГГ; СПК- стоимость одного пенсионного коэффициента на день назначения пенсии по старости.
СПК в 2019 г. составила 87,24 рублей.
<данные изъяты>.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2019 г. составлял <данные изъяты> рублей, следовательно его пенсия на ДД.ММ.ГГГГ должна составлять:
<данные изъяты>
Разница между начисленной ему пенсией по старости Благодарненским ПФ и рассчитанной на основании ФЗ № 173-ФЗ и № 400-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ составляет:
<данные изъяты>.
На основании вышеизложенных расчетов Благодарненским ОПФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 месяцев) ему недоплачено пенсии: <данные изъяты>, которая подлежит индексации.
Кроме того, он не согласен с тем, что справка о заработной плате № А-788 от ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОАО «Мурманским морским пароходством», не была принята для исчисления размера его страховой пенсии, по той причине, что сведения о заработке отражены без указания денежных единиц, а сведения о расшифровке шифров заработной платы, использованных в лицевых счетах по организации, отсутствуют. Согласно п.7 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов или организаций. Ответчик должен был сам запросить соответствующую справку. Даже после получения справки о его заработной плате № А-264 от ДД.ММ.ГГГГ из ОАО «Мурманского морского пароходства» специалисты Благодарненского ОПФ не произвели перерасчет размера его страховой пенсии согласно п.2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ, соответствующий перерасчет был произведен с июля 2021 г., только после подачи им заявления ДД.ММ.ГГГГ, хотя на основании п. 7 ст. 18 ФЗ №- ФЗ «... производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом, размер страховой пенсии определяется в соответствии со ст. 15 15 ФЗ № 400-ФЗ РФ».
На основании изложенного Рязанов В.В. обратился в суд.
В судебном заседании истец Рязанов В.В. доводы иска поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, надлежаще уведомленный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие неявившейся стороны по делу.
Представителем ответчика суду представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, из которых следует, что ответчик не согласен с исковыми требованиями Рязанова В.В. по следующим основаниям.
Истцу страховая пенсия по старости была назначена досрочно на основании решения Благодарненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ В решении судом разрешался вопрос о включении истцу периодов работы в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При назначении пенсии, в отсутствие справки о заработной плате за любые 60 месяцев подряд (имеющаяся справка от ДД.ММ.ГГГГ № не отвечала требованиям, предъявляемым к такого рода документам) расчет был произведен на основании данных персонифицированного учета с учетом заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы. В последующем, при работе с пенсионным делом, связанной с обращениями Рязанова В.В. по вопросу размера пенсии, ему был произведен перерасчет размера пенсии на основании справок о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № А-264 и от ДД.ММ.ГГГГ № за период работы Рязанова В.В. в Мурманском морском пароходстве в период времени с августа 1984 по февраль 1986 г. и с декабря 1986 г. по ДД.ММ.ГГГГ на Буденновском заводе полиэтиленовых труб треста «Водпромстройматериалы». Для осуществления перерасчета на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ № Рязанову В.В. недоставало периода получения заработной платы в течение 60 месяцев подряд, и это ухудшало бы его пенсионное обеспечение. Поступившая в мае 2020 года справка о полученной Рязановым В.В. заработной плате в период работы в Мурманском морском пароходстве содержала разночтения в суммах, указанных в имевшейся на момент назначения пенсии аналогичной справке и не учтенной по другим причинам, в сторону увеличения. При таких условиях потребовалась проверка обоснованности выдачи документов работодателем о заработной плате Рязанова В.В. за период его работы в пароходстве. По мере устранения сомнений в достоверности полученных Рязановым В.В. размерах заработной платы ему был произведён перерасчет пенсии в соответствии со ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Согласно ч. 2 ст. 23 названного Закона заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Таким образом, на момент назначения пенсии Рязанову В.В. документов, позволяющих рассчитать пенсию предлагаемым в исковом заявлении способом, не имелось. Поэтому требования Рязанова В.В. не подлежат удовлетворению, так как правовых оснований на доплату к пенсии за месяцы, предшествующие месяцу перерасчета не имеется.
В соответствии с п. 70 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии...» обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости… по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В свою очередь, ст. 30 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяла, что среднемесячный заработок застрахованного лица берётся за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №па среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Существующий порядок подтверждения сведений о заработной плате представлением надлежащим образом оформленной справки о заработной плате, в том числе с указанием валюты связан с тем, что в период выполнения Рязановым В.В. работы, действовали иные нормы пенсионного права, предусмотренные Законом № «О государственных пенсиях». В состав заработка, из которого исчислялась пенсия, включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определялись Правительством Российской Федерации. В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включались:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).
Согласно ст. 101 также подлежала оценке натуральная часть заработка по государственным розничным ценам того периода, когда производилась оплата труда. Кроме того, существовал порядок исчисления среднемесячного заработка, при котором из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
При обращении за назначением пенсии Рязанов В.В. никаких документов, подтверждающих размер его заработной платы за те или иные периоды своей работы, не представил. Его доводы о том, что территориальным органом ПФР не запрашивались дополнительные сведения о заработке, опровергаются действительным положением вещей и также противоречат положению Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ст. 7 названного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе: представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги… за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
В силу части 6 названной статьи, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: 8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до ДД.ММ.ГГГГ) и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.
Таким образом на территориальном органе ПФР не лежит обязанность по истребованию справки о заработной плате заявителя. Рязанов В.В. должен был проявить заботу о защите своих интересов. В отсутствие самостоятельных действий по истребованию у своего бывшего работодателя сведений о своей заработной плате, ответственность за своевременность осуществленного перерасчета не может быть переложена на территориальный орган ПФР.
Кроме того дополнительно пояснил, что согласно ст. 16 ФЗ № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Поскольку Рязанов В.В. прекратил деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, ДД.ММ.ГГГГ, осуществление перерасчета пенсии в связи с ростом цен потребительских цен недопустимо в силу требований законодательства. После прекращения им деятельности перерасчет был ему произведен в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается Решением о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) от ДД.ММ.ГГГГ, и произведена доплата за предшествующие месяцы.
На основании вышеизложенного, при назначении пенсии Рязанову В.В. и дальнейшем перерасчет её размера территориальным органом ПФР, осуществлявшим пенсионное обеспечение, в полном объёме соблюдены и исполнены требования действующего законодательства. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований, по мнению ответчика, не имеется.
Рассмотрев заявленные требования, изучив доводы сторон, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Конституция РФ, закрепляя в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (ч. 1 ст. 39), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (ч. 2 ст. 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
В силу требований статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона № 173-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона для расчета размера пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно разъяснениям, отраженным в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Как установлено судом из материалов дела, Рязанов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пенсионному удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Рязанова В.В., выданного ГУ-УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонным), Рязанову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в размере <данные изъяты> рублей, бессрочно (л.д. 24).
В подтверждение доводов иска истцом представлены в копиях трудовая книжка АТ-II №, выданная ДД.ММ.ГГГГ Мурманским ордена трудового красного знамени морским пароходством на имя Рязанова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дубликат трудовой книжки на имя истца ТК-I № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающими периоды трудовой деятельности Рязанова В.В. (л.д. 12-17,18-23).
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Мурманское морское пароходство» Рязанов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно работал в Мурманском морском пароходстве и получал заработную плату с августа 1984 года по февраль 1986 года (л.д.33).
Согласно архивной справке архивного отдела администрации Буденновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда управления производственно-технологической комплектации треста «Прикумскводострой», в лицевых счетах начисления заработной работникам за 1986 год имеются сведения о начислении Рязанову В.В. заработной платы и ее размерах за период март-ноябрь 1986 (л.д. 35).
Из архивной справки, выданной архивным отделом администрации Буденновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в ведомостях начисления заработной платы работникам Буденновского завода полиэтиленовых труб треста «Водпромстройматериалы» за 1986-1989 годы имеются сведения о начислении заработной платы Рязанову В.В.(документах также Рязанов Влад. В.) за период с декабря 1986 по декабрь 1989 (л.д. 36).
На основании данных архивных справок ДД.ММ.ГГГГ Рязанов В.В. обратился в ГУ-УПФР по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонное) с заявлением о перерасчете его трудовой пенсии на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ по его среднемесячному заработку за период 60 месяцев подряд с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также просил произвести перерасчет величины расчетного пенсионного капитала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суммы расчетного пенсионного капитала с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, суммы валоризации, величины индивидуального пенсионного коэффициента, перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (л.д. 25, 26).
Письмом УПФР по Благодарненскому городскому округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Рязанова В.В. истцу разъяснено, что исчисленный ему размер страховой пенсии по старости установлен в соответствии с действующим пенсионным законодательством на основании представленных документов и является предельно возможным, исходя из имеющегося у него страхового стажа, заработной платы и сумм страховых взносов, начисленных на его индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за периоды после ДД.ММ.ГГГГ. После назначения пенсии, ему, как на основании его заявлений, так и в беззаявительном порядке в установленных законом случаях (как работающему пенсионеру) производился перерасчет, кроме того на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ему также осуществлен перерасчет, произведенный из расчета заработной платы за период 60 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего размер получаемой им пенсии увеличился и составил <данные изъяты> руб., в том числе фиксированная выплата - <данные изъяты> руб. (л.д.28-32).
Истец, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, фактически оспаривает перерасчет ответчиком размера пенсии, произведенный только со следующего после его обращения месяца, полагая, что пенсионный орган должен был его произвести и за прошедший с даты назначения пенсии период, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку необходимые документы должен был запросить самостоятельно.
Рассматривая данные доводы истца, суд не находит оснований с ними согласиться в виду следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
В силу положений части 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в перечень документов, определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, представляются гражданами.
Таким образом доводы истца о том, что указанные сведения должен был запросить пенсионный орган самостоятельно, не основаны на законе.
Поскольку документы о заработке в силу вышеуказанных положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим истцом, назначение пенсии и ее выплата осуществлялись на основе представленных заявителем документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ).
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При этом законодателем не установлена обязанность пенсионного фонда самостоятельно запрашивать какие-либо документы о стаже и заработной плате застрахованных лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливая порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивает тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствует своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определения КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
На основании обращения истца ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом его заработка за период 60 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Рязанову В.В. пенсионным органом произведен перерасчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, ответчик правомерно не произвел истцу перерасчет размера пенсии за прошедший с даты ее назначения период, что соответствует положениям части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ.
Так, согласно материалам дела, при назначении пенсии Рязанову В.В. справка ОАО «Мурманское морское пароходство» от ДД.ММ.ГГГГ № не была принята пенсионным органом во внимание в виду ее несоответствия предъявляемым требованиям (сведения о заработке были отражены без указания денежных единиц, отсутствовала расшифровка шифров заработной платы).
Учитывая, что в распоряжении ГУ-УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) на дату назначения пенсии отсутствовали подтвержденные сведения о размере заработной платы истца за период его работы в ОАО «Мурманское морское пароходство», размер страховой пенсии истца был определен с учетом имеющихся в Пенсионном фонде сведений. В этой связи расчет был произведен на основании данных ИПУ с учетом заработка истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на отсутствие соответствующей обязанности, ГУ-УПФР по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) в целях оказания содействия заявителю, для уточнения отраженных в справке № сведений, сделало соответствующий запрос.
ДД.ММ.ГГГГ на инициированный пенсионным органом запрос (№ от ДД.ММ.ГГГГ) в ГУ-УПФР по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонное) поступила справка ОАО «Мурманское морское пароходство» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ № А-128), которая имела расхождения по суммам заработной платы истца в сравнении с ранее выданной справкой №. В этой связи, согласно доводам представителя ответчика в судебном заседании, УПФР инициировал документарную проверку у работодателя. Необходимые и надлежаще оформленные документы, подтверждающие размер заработка истца в период его работы в ОАО «Мурманское морское пароходство», поступили к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, однако на основании устного подтверждения заработка истца пенсионный орган на основании обращения Рязанова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ произвел перерасчет пенсии, взяв за основу средний заработок за 60 месяцев работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, тот факт, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера страховой пенсии истца с момента назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования Рязанова В.В. не учитывают названные выше положения пенсионного законодательства. При назначении, последующей выплате, и при дальнейших перерасчетах и корректировках пенсии истцу, территориальным органом ПФР, осуществлявшим пенсионное обеспечение, в полном объёме соблюдены и исполнены требования действующего законодательства. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Рязанова ФИО6 к ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по перерасчету пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплате недополученной пенсии на сумму <данные изъяты> рублей и ее индексации за период <данные изъяты> г., взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 декабря 2021 года.
Судья А.М. Алиева