№ 5-4/2020 (5-159/2019)
24RS0004-01-2019-002280-61
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 ноября 2020 года п. Березовка
Судья Березовского районного суда Красноярского края Есина С.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» (далее ООО «Вторичные ресурсы Красноярск»), юридический адрес: <адрес> ИНН: № КПП: №, ОГРН: №,
У С Т А Н О В И Л :
<дата> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на основании распоряжения Межрегионального управления Росприроднадзора Красноярского края и <адрес> №-р/п от <дата> и распоряжения о внесении изменений №-рп от <дата> проведена плановая выездная проверка ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» (акт проверки от <дата> № №), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, соблюдения требований природоохранного законодательства в части, касающейся эксплуатации объектов размещения отходов. В ходе проведенной проверки объекта рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3, 4 классов опасности установлено, что:
- согласно рабочего проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности» площадь захоронения разделена на 2 участка. Один участок для приема твердых промышленных отходов 4 класса опасности, второй участок – специализированный по приему промышленных отходов 3 класса опасности. При обследовании территории объекта разделения на участки для разделения отходов 3 и 4 класса опасности, не подтверждено. Карта для размещения отходов 3 класса опасности фактически использовалась для размещения отходов 4 класса опасности. Кроме того, при визуальном осмотре территории объекта рекультивации установлен факт размещенных твердых коммунальных отходов. Также установлено захоронение на объекте рекультивации отходов, которые входят в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р а именно: отходы бумаги, картона, покрышки автомобильных шин, тара стеклянная, тара пластиковая. Срок реализации проекта рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности закончился в 2016 году;
В части рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности (район <адрес>) в <адрес>:
- что объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности (район <адрес>) в <адрес>, общей площадью 313626 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у <адрес>, предоставлен для использования в целях захоронения отходов III-IV класса опасности и последующей рекультивации. На объекте рекультивации карты 1-3 заполнены полностью. На заполненной карте № объекте допускается размещение горячей золы, смачивание отходов водой на момент осмотра не осуществлялось, что не соответствует проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № от <дата> и создает угрозу возгорания отходов на объекте рекультивации. На территории карты №, предназначенной, в соответствии с проектной документацией, для размещения отходов производства, зафиксировано размещение твердых коммунальных отходов. Коммунальные отходы сортируются по секциям (тарам), отдельно пластиковые бутылки, жестяные банки, полиэтиленовая пленка, пакеты, стекло, стеклянные бутылки и прочее. С южной стороны объекта (со стороны автодороги Красноярск-Енисейск) нарушено ограждение – порывы колючей проволоки размером 1-2 м., что создает возможность для проникновения на объект посторонних лиц. Срок реализации проекта рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности в <адрес> (район <адрес>) закончился в 2001 года. Также установлено захоронение на объекте рекультивации отходов, которые входят в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р, а именно: отходы бумаги, картона, покрышки автомобильных шин, тара стеклянная, тара пластиковая.
Таким образом, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» эксплуатирует объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности и объект рекультивации земель в части отработанного карьера рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности в <адрес> (район <адрес>), расположенном на территории отработанного карьера АО «Керамос», с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности» от <дата> №, утвержденной приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> №-э, чем нарушены требования ст.ст. 34, 39, 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от <дата> №- ФЗ, ст.11, ч.8 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от <дата> №89-ФЗ.
В судебное заседание представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» ФИО2 предоставила ходатайство, в котором просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку решение Арбитражного суда Красноярского края установлено отсутствие нарушений в деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», в том числе нарушений, отраженных в протоколе № № от <дата>.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 34 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу п. 1 ст. 39 Федеральный закон Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 51 Федеральный закон Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
<дата> ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» по результатам проведения плановой выездной проверки (акт № АТВЗ-468 от <дата>) выдано предписание устранить нарушения, предусмотренные ст.ст. 34, 39, 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от <дата> №- ФЗ, ст.11, ч.8 ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от <дата> №89-ФЗ.
Согласно протоколу № № <дата> об административном правонарушении, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» вменяется нарушение требования ст.ст. 34, 39, 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от <дата> №- ФЗ, ст.11, ч.8 ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от <дата> № 89-ФЗ, а именно ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» эксплуатирует объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 классов опасности и объект рекультивации земель в части отработанного карьера рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов 4,5 класса опасности в <адрес> (район <адрес>), расположенном на территории отработанного карьера АО «Керамос», с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от <дата> заявление ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от <дата> № №, удовлетворено. Предписание Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> № АТВЗ-468 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, признано недействительным. В том числе, установлено, что доказательств эксплуатации объекта с отступлением от проектной документации, не имеется.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от <дата> вступило в законную силу <дата>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.110 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края со дня его получения.
Судья С.В. Есина