Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-252/2021 ~ М-190/2021 от 19.03.2021

                        Дело № 2а-252/2021

    УИД: 28RS0015-01-2021-000365-14

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

        12 апреля 2021 года                                                                                                      г. Райчихинск

        Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

    председательствующего судьи Грачевой О.В.,

    при секретаре Хомяковой Н.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области к Ведьмакову Демьяну Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

    У С Т А Н О В И Л:

    Межрайонная ИФНС России №2 по Амурской области обратилась в Райчихинский городской суд с административным иском к Ведьмакову Д.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017-2018 год в размере 5250 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 74,20 рублей, всего 5324,20 рублей, в обосновании указав следующее.

    В соответствии со ст. 19, п.1. 23 НК РФ, Ведьмаков Д.А. является налогоплательщиком имущественных налогов и обязан ежегодно оплачивать их в установленном законом сроки.

    Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный ст. 363 НК РФ, ст. 397 НК РФ.

    За Ведьмаковым Д.А. числится задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 год, согласно налоговым уведомлениям.

    Неисполнение обязанности по уплате сумм налога и пени явилось основанием для направления в его адрес в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ требований о добровольной оплате суммы недоимки и пени от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в которых предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Однако в установленный требованием срок и на дату обращения в суд Ведьмаков Д.А. не исполнил возложенную законом обязанность по уплате транспортного налога, задолженность составила 5324,20 руб.

    Просит взыскать с Ведьмакова Д.А., ИНН , задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 год в сумме 5250 рублей, пени – 74,20 рублей, всего взыскать 5324,20 руб.

    Представитель административного истца межрайонной ИФНС России №2 по Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства надлежаще извещен.

    Административный ответчик Ведьмаков Д.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен.

    В силу ст. 150, 152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

    Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

    В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1, пунктов 4 и 5 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и по общему правилу прекращается с уплатой налога или сбора.

    Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется исходя из их кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Данный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

    В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

    Пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу с абз. 3 ч. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.

    Согласно карточки учета транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, представленным ОГИБДД МО МВД России «Райчихинское», на имя Ведьмакова Д.А. в органах ГИБДД в спорный период был зарегистрирован c ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты>, мощностью двигателя 125 л.с.

    Ведьмакову Д.А. как владельцу указанного имущества, согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2017 год начислен транспортный налог 2625 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период 2018 год начислен транспортный налог 2625 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

    В связи с неуплатой транспортного налога за 2017-2018 год, административному ответчику выставлено и направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога и пени, от ДД.ММ.ГГГГ, которые не были исполнены.

    Требования налоговой инспекции в полном объеме ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, задолженность по транспортному налогу до настоящего времени не оплачена, что послужило основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье о выдаче судебного приказа.

    Согласно абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

    В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

    Согласно п. 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Неисполнение требования явилось основанием для обращения в суд с административным иском для принудительного взыскания задолженности.

    В соответствии с п.п.1, 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

    Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

    Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по причине истечения шестимесячного срока подачи заявления. Определение мирового судьи налоговым органом обжаловано не было, вступило в законную силу.

    С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд до ДД.ММ.ГГГГ, при этом в ходатайстве МИФНС № 2 по Амурской области просит о восстановлении пропущенного срока.

    Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

    Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

    Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

    Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

    Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

    В обоснование заявленного ходатайства уважительных причин пропуска срока на обращение в суд инспекцией не указано.

    При этом в материалах дела не имеется сведений, что в период с 18.09.20120 года по день обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административным истцом предпринимались какие-либо меры по взысканию задолженности. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, которые действительно или с большей долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие, в судебном заседании не установлено.

    Как следует из материалов дела, требования об уплате налога направлялись административному ответчику по месту его жительства и регистрации (<адрес>), которое до настоящего времени не изменилось.

    МИФНС № 2 по Амурской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

    Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

    При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что для удовлетворения ходатайства восстановления пропущенного срока основания у суда отсутствуют, поскольку уважительные объективные причины пропуска срока не установлены.

    В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    Пропуск срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

    Поскольку административным истцом пропущен срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, пропущен установленный ч.2 ст. 286 КАС РФ шестимесячный срок для подачи административного искового заявления, доказательства уважительности причин пропуска процессуального срока не представлены, суд считает требования Межрайонной ИФНС № 2 по Амурской области о взыскании с Ведьмакова Д.А. в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Амурской области задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворению не подлежащими.

    В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец при подаче настоящего иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины. В удовлетворении заявленных административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области судом отказано, в связи с чем государственная пошлина взысканию, на основании положений ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    отказать Межрайонной ИФНС РФ № 2 по Амурской области в удовлетворении административного иска к Ведьмакову Демьяну Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017-2018 годы и пени.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца.

    Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

          Председательствующий судья: О.В. Грачева

        П.п. копия верна:

    Судья Райчихинского городского суда                                     О.В. Грачева

2а-252/2021 ~ М-190/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области
Ответчики
Ведьмаков Демьян Анатольевич
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
19.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2021Подготовка дела (собеседование)
31.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее