Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-50/2017 (2-3109/2016;) от 02.12.2016

Дело № 2-50/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2017 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи О.

при секретаре С.,

с участием истца Б., представителя ответчика – администрации Свободненского района Амурской области Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Б., Е. к администрации Свободненского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле-августе 2013 года, с целью получения мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

-- Б. и Е. обратились в Свободненский городской суд Амурской области с иском к администрации Свободненского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле-августе 2013года, с целью получения мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от -- исковые требования Б. и Е. удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- решение Свободненского городского суда Амурской области от 29 апреля 2015 года оставлено без изменения. Резолютивная часть решения дополнена указанием на то, что реализация права Е. и Б. на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья должна осуществляться за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых их федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле-августе 2013года.

Определением Верховного суда Российской Федерации от -- решение Свободненского городского суда от -- отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Свободненский городской суд.

В обоснование исковых требований Е. и Б. указали, что в результате чрезвычайной ситуации на территории г. Свободного Амурской области в июле - августе 2013 года пострадал принадлежащий им на праве собственности жилой -- в -- Свободненского района Амурской области.

-- Е. обратилась в администрацию г. Свободного Амурской области с заявлением о включении ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого дома, однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от -- на администрацию Свободненского района Амурской области возложена обязанность включить Е. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.

Во исполнение решения суда от -- Е. была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, и на счет Е. были перечислены денежные средства в сумме 282 000 руб.

Техническим заключением -- инженерного обследования жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, Свободненский район, с. --, --, проведенного в апреле 2014 года, составленным ООО «Промстройпроект» на основании обращения Е. для определения причин образования дефектов жилого дома, установлено, что в процессе визуального осмотра жилого дома выявлены повреждения, влияющие на несущую способность строительных конструкций. В данном заключении указано, что жилой -- в -- Свободненского района Амурской области, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, находится в аварийном состоянии и непригоден для эксплуатации.

Межведомственной комиссией администрации Свободненского района Амурской области по результатам обследования жилого дома был составлен акт от 20 ноября 2014 года, согласно которому жилой дом непригоден для проживания вследствие выявленных дефектов, не имеющих причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией (наводнением).

Решением Свободненского городского суда Амурской области от -- указанное заключение межведомственной комиссии в части установления причинно-следственной связи между имеющимися у дома повреждениями и чрезвычайной ситуацией (наводнением), а также действиями (бездействием) собственников дома, признано незаконным.

На основании данного решения суда Е. вновь обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, письмом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 13 февраля 2015 года № 06-548 представленные документы были возвращены, т.к. постановление Правительства Амурской области от 28    октября 2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории
Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или
приобретения жилья» утратило силу с 1 января 2015 года.

Полагая отказ необоснованным, поскольку они не смогли подать документы в 2014 году вследствие незаконных действий межведомственной комиссии администрации Свободненского района Амурской области, и учитывая, что иного жилья, пригодного для проживания, они не имеют, просили признать за ними право на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета как за гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить их списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле - августе 2013 года, с целью получения мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец Б. на требованиях настаивал, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что после принятого Свободненским городским судом решения от -- в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании жилого дома, они не обращались. Выплата, полученная им на цели проведения капитального ремонта до настоящего времени находится на их счёте и не потрачена. Дом по --, для проживания не пригоден, другого жилья у них нет. В связи с чем, они с супругой вынуждены проживать вместе с дочерью и её семьёй – мужем и двумя детьми в двухкомнатной квартире.

Истец Е. в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения по иску, в которых ссылается, на бездействие межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Свободненского района, что способствовало их обращению к специалистам ООО «Промстройпроект» для обследования их дома и дачи заключения о его непригодности, и как следствие затягиванию сроков обращения для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Вместе с тем, их дом не пригоден для проживания, и с мужем они вынуждены проживать с дочерью и её семьёй в двухкомнатной квартире. При этом они оба пенсионеры, а она к тому же является инвалидом 2 группы.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца Е.

Представитель истца Д., извещённая о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Не сообщила суду о причинах своей неявки. Не просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика – администрации Свободненского района Амурской области Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрация Свободненского района не согласна с исковым заявлением Е., Б. о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле-августе 2013 года, с целью получения мер социально поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку органы местного самоуправления не осуществляли предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области на цели строительства или приобретения жилья, т.к. Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 28.10.2013 № 520 предусматривалось, что вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются органами государственной власти Амурской области за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде иного межбюджетного трансферта.

Вместе с тем, Законом Амурской области от 28.10.2013 № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Амурской области по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт.

Решением Свободненского городского суда от -- было удовлетворено требование Е. о предоставлении ей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации. Суд обязал администрацию Свободненского района включить истца в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.

Администрацией Свободненского района, во исполнение решения Свободненского городского суда от --, Е. была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, и на счет истца были перечислены денежные средства в сумме 280,0 тыс. руб., необходимые для восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик конструкций жилого дома. Возврат социальной выплаты на капитальный ремонт Е. не производила.

-- Е.обратилась с заявлением о признании жилого дома по -- в с. -- непригодным для проживания в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в Свободненском районе.

Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в Свободненском районе от 20.11.2014 № 54 жилой дом был признан непригодным для проживания, с указанием в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 раздела 2 Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 № 520, на отсутствие причинно-следственной связи между дефектами жилого дома, в результате которого он признан непригодным для проживания и чрезвычайной ситуацией (наводнением 2013 года).

Решением Свободненского городского суда от -- заключение межведомственной комиссии от 20.11.2014 № 54 по результатам обследования жилого -- в с. -- в части установления причинно-следственной связи между имеющимися повреждениями жилого дома и чрезвычайной ситуацией (наводнением), а также действиями (бездействием) собственника признано незаконным, поскольку установление причин признания жилого дома непригодным для проживания не отнесено к компетенции межведомственной комиссии постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, которым установлены общие требования к порядку признания жилого помещения непригодным для проживания.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- решение Свободненского городского суда от -- оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации Свободненского района без удовлетворения.

Последующих обращений Е. и Б. в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в Свободненском районе не было.

Законом Амурской области от 29.12.2014 № 472-03 признан утратившим силу Закон Амурской области «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе -сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» с 01 января 2015 года, а Постановлением Правительства Амурской области от 25.12.2014 № 776 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» с 01 января 2015 года признано утратившим силу постановление Правительства от 28.10.2013 г. № 520.

Просит в удовлетворении исковых требований Е., Б. к администрации Свободненского района отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства транспорта и строительства Амурской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву на исковое заявление считает министерство ненадлежащим соответчиком, просит в иске отказать, в отношении министерства производство по делу прекратить и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представил отзыв, в котором иск не признала, считая, что Министерство социальной защиты населения Амурской области, считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.

При этом, в обоснование своей позиции указала, что истцами не был соблюден установленный законодательством порядок обращения за получением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в рамках утвержденных Правительством области Правил.

Так, согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 г. № 520, ранее регулирующим вопросы предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - Правила), для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны были обратиться с письменным заявлением в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства, предоставив при этом определенный Правилами пакет документов.

Заявление на получение социальной выплаты (по форме, утвержденной Постановлением Правительства № 520 от 28.10.2013 г.) с приложением пакета необходимых документов истцами в министерство, в том числе через ГКУ УСЗН по месту жительства, в период осуществления соответствующих государственных полномочий (т.е. до 01.01.2015) не предоставлялось.

-- в адрес министерства от Е. поступило почтовое отправление с пакетом документов (актом обследования жилого помещения --, заключением межведомственной комиссии -- от --, техническим заключением --, решением Свободненского городского суда от --), при этом Заявление на получение социальной выплаты к пакету поступивших в министерство -- документов не прилагалось.

Сопроводительным письмом от 13.02.15 за № 06-548 поступивший пакет документов был возвращен адресату (Е.) в связи с невозможностью установления цели обращения в министерство. Вопрос о наличии либо отсутствии у истцов права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилья на заседании Комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья министерства никогда не рассматривался.

Полагает, истцы не соответствуют требованиям, ранее предъявляемым, согласно положениям Правил, к гражданам - получателям указанной меры социальной поддержки, т.к. в соответствии пп. «б» п.4 раздела II Правил № 520, единственным документом, подтверждающим утрату гражданином принадлежащего ему жилого помещения в результате произошедшей ЧС, являлось заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации). Никакие иные документы (в том числе заключения независимых специализированных экспертных организаций) в указанный выше Перечень документов не входили, следовательно, не могли подменить собой заключение уполномоченного органа - межведомственной комиссии органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в материалах настоящего гражданского дела соответствующее требованиям пункта 4 раздела II Правил заключение межведомственной комиссии администрации о непригодности жилого дома именно в результате ЧС 2013 года не представлено. Представленное в материалы настоящего гражданского дела заключение ООО «Промстройпроект», на которое указывают истцы в обоснование заявленных ими требований, не может подменить собой заключение уполномоченного органа - в лице межведомственной комиссии администрации района.

При этом ранее в сентябре 2014 года Е. обращалась в Свободненский городской суд с иском к администрации Свободненского района и министерству о включении в списки пострадавших граждан, обязании выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты, где в качестве доказательства непригодности для проживания, принадлежащего ей дома, представляла уже имеющееся у нее на тот момент времени техническое заключение ООО «Промстройпроект», которое суд не счел доказательством, подтверждающим факт аварийности/непригодности для проживания принадлежащего истцу жилого дома, в связи с чем в удовлетворении иска было отказано.

Кроме того, из материалов настоящего дела следует, что право собственности на жилой дом по адресу с.--, --, было зарегистрировано Е. спустя год после объявления режима ЧС в 2013 году. То обстоятельство, что на день объявления режима ЧС ни Е. ни Б. не являлись собственниками указанного жилого дома, в совокупности с прочими указанными выше обстоятельствами, не позволяет истцам претендовать на предоставление мер социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693.

Заявленные истцами требования сводятся к признанию за ними права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и иными нормативными актами, принятыми в его исполнение.

Указанная мера государственной поддержки предусматривалась за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1050.

Порядок предоставления средств федерального бюджета на эти цели был определен в приложении № 11 (1) «Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года».

Финансирование данных мероприятий, согласно Программе, осуществлялось путем доведения бюджетам пострадавших в ЧС субъектов иных межбюджетных трансфертов в 2013 и 2014 годах, финансирование на 2015, 2016 и последующие года не предусматривается (Приложение № 4).

В этой связи принятые в порядке реализации Правил (Приложение 11.1 к Программе) Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520, в рамках которых министерство было наделено соответствующими полномочиями по предоставлению пострадавшим гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, были признаны утратившими силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья пострадавшим в результате ЧС 2013 года гражданам, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанной меры социальной поддержки.

Кроме того, право на получение мер поддержки по обеспечению жильем в рамках Указа Президента № 693 не может быть признано за истцами и в связи с тем, что истцами были получены ранее меры государственной социальной помощи в виде выплаты на капитальный ремонт принадлежащего им жилого дома, в связи с повреждением в результате ЧС 2013 года.

В соответствии с федеральными и региональными нормативными актами, ранее регламентирующими вопросы оказания мер поддержки за счет средств федерального бюджета пострадавшим в результате ЧС 2013 года гражданам, меры поддержки (предоставление нового жилья, предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья или социальной выплаты на проведение капитального ремонта) предоставлялись по выбору самих граждан, однократно и в отношении одного жилого помещения (п.6, п.7 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г (Приложение 11,1 к ФЦП «Жилище»); п.1 раздела I Правил № 520).

Просит суд отказать в удовлетворении заявленных к министерству исковых требований в полном объеме.

Представители ответчиков – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства финансов Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением губернатора Амурской области от -- ---р в связи с крупномасштабным наводнением на территории Амурской области был введён режим чрезвычайной ситуации с 20 часов --.

Распоряжением главы администрации Свободненского района Амурской области от -- -- на территории Свободненского -- введён режим чрезвычайной ситуации.

Е. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: --, с. --, --, Б. (муж Е.) проживал в жилом доме как член семьи собственника.

-- заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Свободненского района от -- --, на основании акта обследования помещения признана необходимость проведения капитального ремонта в жилом помещении - доме, расположенном по адресу: --, --, --.

-- Е. обратилась в администрацию Свободненского района Амурской области с заявлением о включении ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, в удовлетворении которого ей было отказано на том основании, что Б. является собственником 1/4 доли приватизированной в 2004 году двухкомнатной квартиры по адресу: --.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от -- на администрацию Свободненского района Амурской области возложена обязанность включить Е. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.

Во исполнение решения суда от -- Е. была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, и -- на счет Е. были перечислены денежные средства в сумме 280 000 руб.

Кроме того, Е. и Б. как пострадавшим в результате ЧС за счёт резервного фонда Правительства РФ были произведены выплаты -- в размере по 110 000 руб. на каждого.

На основания обращения Е., обследовав спорное жилое помещение, -- межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Свободненского района от -- --, на основании рассмотренных документов и акта обследования помещения пришла к заключению о необходимости проведения капитального ремонта в жилом доме, расположенном по адресу: --, с--, --.

Для определения причин образования дефектов жилого дома Е. обратилась в ООО «Промстройпроект». Техническим заключением инженерного обследования жилого --, составленным ООО «Промстройпроект» на основании ее обращения, установлено, что жилой -- в -- Свободненского района Амурской области, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, находится в аварийном состоянии и непригоден для эксплуатации.

-- Е. обратилась в Свободненский городской суд с иском к администрации Свободненского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты и возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от -- в удовлетворении иска Е. отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обстоятельства признания непригодным для проживания жилого помещения, устанавливаются заключением межведомственной комиссии. В свою очередь истцом не было представлено суду достаточных и достоверных доказательств, что жилое помещение является аварийным и подлежащим сносу.

-- Е. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Свободный, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья. -- в рассмотрении заявления Е. было отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов.

Согласно акту обследования указанного жилого дома от 20 ноября 2014 года № 54, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Свободненского района Амурской области от 8 сентября 2010 года № 444, и заключению межведомственной комиссии № 54 от 20 ноября 2014 года названный жилой дом непригоден для проживания вследствие выявленных дефектов, не имеющих причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией (наводнением).

Решением Свободненского городского суда Амурской области от 19 декабря 2014 года, вынесенным по заявлению Е. к администрации Свободненского района Амурской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии в части, заключение межведомственной комиссии от 20 ноября 2014 года № 54 в части установления причинно-следственной связи между имеющимися у дома повреждениями и чрезвычайной ситуацией (наводнением), а также действиями (бездействиями) собственников дома признано незаконным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам амурского областного суда от 11 марта 2015 года решение Свободненского городского суда от -- оставлено без изменения.

На основании данного решения суда -- Е. и Б. обратились в Министерство социальной защиты населения Амурской области с пакетом документов для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Письмом Министерства социальной защиты населения Амурской области от -- Е. было сообщено об отсутствии оснований для рассмотрения представленных ими документов, поскольку постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья» признано утратившим силу с 1 января 2015 года, а Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» в полном объеме реализован в течение 2013-2014 годов.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693).

Подпунктом «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 года в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11(1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 -2015 годы).

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта -Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 года № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.

Согласно пункту 1 раздела I названных Правил, они предусматривали условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.

Из раздела II указанных Правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 года № 57).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 раздела II названных Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник утраченного жилья совместно с заявлением о предоставлении социальной выплаты, в том числе представляет в управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).

В силу приведённых положений Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.

Данное обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела, должно быть подтверждено документом, на который прямо указано в подпункте «б» пункта 4 раздела II Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, а именно заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).

Вместе с тем, истцами заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления с выводами о признании жилого помещения непригодным для проживания (в результате чрезвычайной ситуации) суду не представлено.

Последним обращением истцов в межведомственную комиссию, по которому комиссией было произведено обследование -- в -- и сделано заключение, было от --.

Последующих обращений Е. и Б., что ими не оспаривалось, в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в Свободненском районе не было.

Таким образом, в силу положений статьи 60 ГПК РФ, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, суд не может считать установленным факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого -- в с-- --, так как в материалах дела отсутствует допустимое доказательство (заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актам должен был быть подтвержден такой факт.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья" признано утратившим силу с 1 января 2015 г.

Ввиду того, что требования супругов Е. к Министерству социальной защиты населения Амурской области о предоставлении их семье меры социальной поддержки в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, в подтверждение обоснованности которых они ссылались на заключение ООО «Промстройпроект», заключение межведомственной комиссии от 20 ноября 2014 г. и решение Свободненского городского суда от 19 декабря 2014 г., были предъявлены ими после 1 января 2015 г., то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, а также с учетом того обстоятельства, что повреждение жилого дома истцов именно вследствие чрезвычайной ситуации не подтверждено соответствующим заключением межведомственной комиссии, у суда не имеется правовых оснований для признания за ними права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось.

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий такого направления также не предусматривает.

Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Следовательно, ввиду прекращения действия с 1 января 2015 г. постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, у суда не имеется оснований и для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности по включению Е. и Б. в списки пострадавших граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство было наделено именно в соответствии с названным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Доводы ответчика относительно того, что на момент чрезвычайной ситуации Е. не являлась собственником жилого помещения по --, в -- -- Свободненского района, Амурской области, суд не может признать состоятельными, т.к. они противоречат материалам дела, согласно которым Е. является собственником жилого дома по указанному адресу с --, что следует из договора купли-продажи, зарегистрированного, на тот момент в соответствии с нормами действующего законодательства, в БТИ.

При этом, суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что истцами были получены меры социальной поддержки на проведение капитального ремонта -- в -- Свободненского района Амурской области в размере 280 000 руб. на основании решения Свободненского городского суда Амурской области от --.

В соответствии с пунктом 6 Правил представления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (Приложение № 11(1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы) трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.

Трансферты могут быть направлены, в частности:

а)    на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме:

предоставления жилого помещения;

предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья;

б)    на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений (пункт 7 указанных Правил).

Основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 раздела II Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья является использование выплаты на капитальный ремонт не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела в соответствии с решением Свободненского городского суда от --, за Е. было признано право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт -- с--. Денежные средства на проведение капитального ремонта в сумме 280 000 рублей были получены Е. --. Вместе с тем, вопреки рекомендациям межведомственной комиссии о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (содержащимся в заключениях от -- и от --), капитальный ремонт жилого помещения с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик истцами проведен не был. Впоследствии согласно акту и заключению межведомственной комиссии от -- жилой дом был признан непригодным для проживания.

Учитывая изложенное, суд считает требования истцов не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Б., Е. к администрации Свободненского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле-августе 2013 года, с целью получения мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.

В окончательной форме решение принято 22 января 2017 года.

2-50/2017 (2-3109/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Еремин Борис Владимирович
Еремина Людмила Павловна
Ответчики
Администрация Свободненского района
Министерство социальной защиты населения по Амурской области
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Министерство строительства и архитектуры Амурской области
Министерсво финансов Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
02.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.12.2016Передача материалов судье
05.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2016Подготовка дела (собеседование)
22.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2017Судебное заседание
22.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее