Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1078/2017 ~ М-850/2017 от 01.06.2017

копия

Дело 2-1078/2017

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Железногорск Красноярского края                    10 июля 2017 года

Железногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи С.Н. Владимирцевой,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ к ООО «Тепловые сети» о понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ обратился в суд с иском к ООО «Тепловые сети» о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что в рамках прокурорской проверки было установлено, что ООО «Тепловые сети» с целью осуществления своей деятельности на территории Вихоревского городского поселения Братского района создало обособленное подразделение «Вихоревское», которое поставлено на учет в налоговом органе 08.07.2016 г. Место нахождение обособленного подразделения «Вихоревское» ООО «Тепловые сети»: 665770, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Доковская, 22 «А». Канализационно-очистные сооружения N1 (далее КОС-1), эксплуатируемые ООО «Тепловые сети» обособленное подразделение «Вихоревское» представляют собой комплекс сооружений по механической и биологической очистке сточных вод предприятий и жилых домов Вихоревского городского поселения, расположены по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 2-ая Озерная, д.46. КОС-1 являются муниципальным имуществом, которое по концессионному соглашению от 06.09.2016 с администрацией Вихоревского городского поселения Братского района 000 «Тепловые сети» передано для использования (эксплуатации) до 06.09.2031 г.

Проверкой установлено, что ООО «Тепловые сети» в Росприроднадзор за 2016 год были представлены неполные данные - не по всем видам образующихся отходов. По данному факту прокурором 27.04.2017 г. в отношении ООО «Тепловые сети» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Службу по охране природы и озера Байкал. Постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 12.05.2017 ООО «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и назначено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года. N 792 государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Иловые площадки к перечню объектов, не подлежащих включению в ГРОРО, установленному пунктом 17 Порядка, не относятся.

Таким образом, фактически существующие иловые площадки являются сооружениями для хранения и обезвреживания осадка, образующегося в ходе очистки сточных вод, и являются объектами размещения отходов.

Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" определен порядок ведения ГРОРО с 01.08.2014.

В силу положений ч. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Таким образом, с 01.08.2014 запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.

Согласно части 30 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вместе с тем, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – IV классов опасности (в части обезвреживания, хранения) у ООО «Тепловые сети» отсутствует.

Кроме того, ООО «Тепловые сети» в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования характеристику ОРО, составленную по результатам проведения инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N49, не направляло.

Не проведение инвентаризации (не направление характеристики) не позволяет уполномоченным государственным органам оценить соответствие экологическим требованиям иловых площадок и соответственно определить наличие или отсутствие угрозы здоровью и окружающей среде от осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности. Так, согласно информационному письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства» от 08.12.2015 N 74/3-33-2015 более 80% объектов размещения отходов в стране не соответствуют установленным требованиям.

В случае если объект негативного воздействия не поставлен на государственный учет в государственный реестр, обществом не могут быть соблюдены требования статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» по осуществлению производственного экологического контроля.

Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Тепловые сети» обособленное подразделение «Вихоревское» осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Изложенные выше нарушения федерального законодательства, явились основанием для обращения прокуратуры в суд с требованиями в защиту интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Истец просит суд: обязать ООО «Тепловые сети» для получения лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов 1- IV классов опасности направить или представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю заявление, оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере лицензирования в срок до 31.12.2017 г.; обязать ООО «Тепловые сети» представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю характеристику объекта размещения отходов - иловых площадок канализационно-очистных сооружений N 1, расположенных по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 2-ая Озерная, Д. 46, составленную по результатам проведения инвентаризации объекта размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 для включения указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в срок до 31.12.2017 г.; обязать ООО «Тепловые сети» обратиться в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю с заявкой о постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду в срок до 31.12.2017 г.

Братский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещался заказным письмом с уведомлением, которое возвращено в суд по истечении срока хранения.

Ответчик ООО «Тепловые сети» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, свою позицию по иску суду не представили.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в своем заявлении адресованном суду просили дело рассмотреть без участия их представителя, исковые требования поддержали.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 51 названного Федерального Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как установлено судом, следует из материалов дела ООО «Тепловые сети» является действующим юридическим лицом. Общество действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя №1 от 27.01.2014 года, является коммерческой организацией, основной целью является извлечение прибыли.

Основной вид деятельности ООО «Тепловые сети»: передача пара и горячей воды; дополнительные: забор и очистка водя для питьевых и промышленных нужд; сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов и др.

ООО «Тепловые сети» с целью осуществления своей деятельности на территории Вихоревского городского поселения Братского района создало обособленное подразделение «Вихоревское», которое поставлено на учет в налоговом органе 08.07.2016 г.

Место нахождение обособленного подразделения «Вихоревское» ООО «Тепловые сети»: 665770, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Доковская, 22 «А».

Канализационно-очистные сооружения N1 (далее КОС-1), эксплуатируемые ООО «Тепловые сети» обособленное подразделение «Вихоревское» представляют собой комплекс сооружений по механической и биологической очистке сточных вод предприятий и жилых домов Вихоревского городского поселения, расположены по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 2-ая Озерная, д.46.

КОС-1 являются муниципальным имуществом, которое по концессионному соглашению от 06.09.2016 года с администрацией Вихоревского городского поселения Братского района ООО «Тепловые сети» передано для использования (эксплуатации) до 06.09.2031 г.

Братской межрайонной прокуратурой в период с 09 марта 2017 года по 07 апреля 2017 года в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка исполнения ООО «Тепловые сети» законодательства о размещении отходов водоочистных сооружений, образующихся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный и др.).

В ходе проверки было установлено, что в ходе механической и биологической очистки сточных вод образуются отходы 4 класса опасности:

-ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код ФККО 722 201 11 394);

-осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код ФККО 7 22 10201 394). Паспорта на отходы отсутствуют.

Представлена копия договора N130/Бр/16, от 17.11.2016 г. с ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на паспортизацию отходов Т-ТУ классов опасности.

По данному факту главным специалистом-экспертом по г. Братску и Братскому району отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области - старшим государственным инспектором Иркутской области в области охраны окружающей среды Коган О. А. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства N 417 Бр-э от 23.12.2016 со сроком исполнения 23.12.2017года.

Постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 12.05.2017 года ООО «Тепловые сети» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998№89-ФЗ отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N б07-ст): -п.3.11. отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Примечание. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. - п. 3.17. сбросы: Жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.

Согласно ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями N 1, 2) обработка сточных вод - воздействие на сточные воды с целью обеспечения их необходимых свойств и состава (п.31.), а очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ(п.32.)

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов отходы (осадки) механобиологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод при механической и биологической очистке сточных вод отнесены к классификационному коду отходов 72230000000. В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 «Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений» установлены основные требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений, а также требования к охране окружающей среды. Действие стандарта распространяется на осадки, образующиеся в процессе очистки хозяйственно-бытовых, городских (смеси хозяйственно-бытовых и производственных), а также близких к ним по составу производственных сточных вод и продукцию (удобрения) на основе осадков (далее - осадки). В разделе 3 указанного стандарта дано понятие осадков сточных вод - твёрдая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил).

Пунктами 5.31, 5.32 ГОСТ 30772-2001 предусмотрено, что под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени, а под их обработкой - деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

В соответствии с пунктом 5.22 ГОСТ 30772-2001 этапы технологического цикла отходов составляет последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.

Пунктом 6.6 «СанПиН 2.1.7.573-96.2.1.7. Почва. Очистка населённых мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы» установлено, что обезвреживание и обеззараживание осадка сточных вод может быть осуществлено выдерживанием на иловых площадках. Сроки выдерживания осадков сточных вод на иловых площадках уточняются экспериментальным путём научно исследовательскими учреждениями или учреждениями государственной санитарно эпидемиологической службы на основании результатов лабораторных исследований, свидетельствующих об отсутствии в осадках жизнеспособных яиц гельминтов (аскарид, власоглавов, анкилостомид, онкосфертениид, фасциол).

Пунктом 2.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N80 установлено, что процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. При этом обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико- химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. На основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2012. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целю обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.

Согласно технологическому регламенту при обращении с отходами (осадками) при механической и биологической очистке сточных вод (ил), утвержденному 04.04.2017 Г., иловые площадки служат для уплотнения, сбраживания и подсушки осадка. При эксплуатации иловых площадок персонал обязан: выдерживать заданную периодичность выпуска на иловые площадки осадка из песколовок, илоперегнивателей, стабилизаторов; следить за своевременным отводом дренажной воды в,, дренажные резервуары с последующей откачкой ее на очистку; вести контроль за состоянием лотков и шиберов распределения по площадкам, своевременно промывать и очищать их; следить за состоянием ограждений обваловки площадок, своевременно скашивать на откосах обваловки растительность, не допуская осеменения на них сорных трав. Иловые площадки на КОС N1 (8 шт., размером 30х65м, площадью 1950 м2*8 = 15600 м2) служат для уплотнения, сбраживания и подсушки осадка. Ил из отстойников откачивается на иловые площадки - место временного хранения осадка очистных сооружений после механической и биологической очистки сточных вод. Накопление ила на площадках производится последовательно. После заполнения площадок с 1-4 или с 5-8 осадок выстаивается в течение 2-3 лет в зависимости от погодных условий. После проведения анализов на влажность производится очистка площадок. В настоящее время осадок используется на обваловку площадок по периметру.

Таким образом, размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод на иловых картах, общество осуществляет в целях их обезвреживания (уменьшения их массы, изменения состава, физических и химических свойств), что соответствует понятию «обезвреживание отходов», данному в статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления».

Данным Федеральным законом установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Под размещением отходов понимается деятельность, связанная с хранением и захоронением отходов.

В свою очередь, хранение отходов подразумевает их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года. N 792, государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.

Иловые площадки к перечню объектов, не подлежащих включению в ГРОРО, установленному пунктом 17 Порядка, не относятся.

Таким образом, фактически существующие иловые площадки являются сооружениями для хранения и обезвреживания осадка, образующегося в ходе очистки сточных вод, и являются объектами размещения отходов.

Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" определен порядок ведения ГРОРО с 01.08.2014.

В силу положений ч. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Таким образом, с 01.08.2014 запрещено размещать отходы производства и потребления на объектах, не включенных в ГРОРО.

Согласно п. 18 Порядка ведения ГКО природопользователь для включения объекта размещения отходов в ГРОРО обязан направить в территориальный орган Росприроднадзора характеристику ОРО, составленную по результатам проведения инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49. Согласно письму Росприроднадзора от 10.09.2014 N ВК-03-03-36113927 началом проведения процедуры по включению ОРО в ГРОРО считается дата поступления в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объектам размещения отходов (далее - ОРО), характеристики ОРО. Окончанием процедуры по включению ОРО в ГРОРО является принятие Росприроднадзором правового акта о включении ОРО в ГРОРО, либо регистрация информационного письма территориального органа Росприроднадзора в адрес хозяйствующего субъекта о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами.

Вместе с тем, ООО «Тепловые сети» в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования характеристику ОРО, составленную по результатам проведения инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N49, не направляло.

Не проведение инвентаризации (не направление характеристики) не позволяет уполномоченным государственным органам оценить соответствие экологическим требованиям иловых площадок и соответственно определить наличие или отсутствие угрозы здоровью и окружающей среде от осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" общими требованиями по обращению с отходами являются - лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Согласно части 30 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вместе с тем, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 – IV классов опасности (в части обезвреживания, хранения) у ООО «Тепловые сети» отсутствует, тогда как именно данный вид деятельности добровольно избран ответчиком.

В силу положений части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1 - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Необходимость оформления лицензии обусловлена предъявляемыми законом требованиями к обеспечению охраны окружающей среды от негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности. Государство путем выдачи лицензий (разрешений) допускает воздействие намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, наносящее ей заранее рассчитанный и контролируемый вред, который не должен привести к необратимым пагубным последствиям для человека, общества, в том числе деградации естественных экологических систем и истощению природных ресурсов.

Не осуществлена постановка объектов негативного воздействия ООО «Тепловые сети» на окружающую среду в государственный реестр, чем нарушены требования статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нарушение требований статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в свою очередь может повлечь нарушение требований статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» по следующим обстоятельствам: производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II,и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (части 1, 2 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (статья 69 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории объекта (1 - IV категории согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015. N2 1029), производится при его постановке на государственный учет в государственный реестр (федеральный или региональный) (пункт 4 статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

То есть, в случае если объект негативного воздействия не поставлен на государственный учет в государственный реестр, обществом не могут быть соблюдены требования статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» по осуществлению производственного экологического контроля.

Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Тепловые сети» обособленное подразделение «Вихоревское» осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено, возражений на заявленные требования не поступало.

Судом установлено, что ООО «Тепловые сети» в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования характеристику ОРО, составленную по результатам проведения инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года № 10 не направляло, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности у ООО «Тепловые сети» отсутствует, в нарушение требований ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Тепловые сети» не осуществлена постановка объектов негативного воздействия в государственный реестр, таким образом, хозяйственная деятельность ООО Тепловые сети обособленное подразделение «Вихревское» осуществляется без учета требований в области охраны окружающей среды при таких обстоятельствах суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа ЗАТО Железногорск Красноярского края подлежит государственная пошлина в сумме 6000рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ к ООО «Тепловые сети» удовлетворить.

Обязать ООО «Тепловые сети» для получения лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов 1- IV классов опасности направить или представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю заявление, оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере лицензирования в срок до 31.12.2017 г.;

Обязать ООО «Тепловые сети» представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю характеристику объекта размещения отходов - иловых площадок канализационно-очистных сооружений N 1, расположенных по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 2-ая Озерная, Д. 46, составленную по результатам проведения инвентаризации объекта размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 для включения указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в срок до 31.12.2017 г.;

Обязать ООО «Тепловые сети» обратиться в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю с заявкой о постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду в срок до 31.12.2017 г.

Взыскать с ООО «Тепловые сети» в доход бюджета городского округа ЗАТО Железногорск Красноярского края государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения с указанием на обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                         С.Н. Владимирцева

2-1078/2017 ~ М-850/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Российская Федерация
Братская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Тепловые сети"
Другие
Управление Росприроднадзор по Красноярскому краю
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Владимирцева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
01.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2017Передача материалов судье
06.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2017Судебное заседание
17.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.08.2017Копия заочного решения возвратилась невручённой
12.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2020Дело оформлено
03.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее