63RS0037-01-2019-000319-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А., при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2502/2019 по исковому заявлению заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Транснефть-Дружба» в лице филиала <адрес> управления об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к АО «Транснефть-Дружба» в лице филиала <адрес> управления об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, указав, что ответчик осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений (далее ГТС) пожарного водохранилища линейной производственно-диспетчерской станции (далее ЛПДС) «Воскресенка» с нарушением законодательства об их безопасности. Обращаясь в суд с данным иском, прокурор просил суд обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка», согласовав его в установленном законом порядке с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен этот вред.
В судебном заседании представитель прокуратуры Мавлютов Е.Р. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Воронкова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель Средне-Поволжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д.22-23).
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", который устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ, законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ, следует, что
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;
оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами.
В соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований, в том числе, при эксплуатации, гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности, гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения: заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям. Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 48 ГОСТа 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» гидротехническим сооружением признается сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 876 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" установлен порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Расчет выполняется в соответствии с Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу в результате аварий гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых ГТС).
Из материалов дела следует, что АО «Транснефть-Дружба» является владельцем пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка».
Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения АО «Транснефть-Дружба» водного законодательства, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что <адрес> управлением АО «Транснефть-Дружба» эксплуатируется ГТС пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка».
В ходе проверки выявлено, что отсутствуют расчеты вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, в том числе пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка».
В адрес ответчика прокурором направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры был дан ответ, из которого следует, что представление прокурора рассмотрено должностными лицами <адрес> управления АО «Транснефть – Дружба» и признано законным и обоснованным вследствие отсутствия расчетов размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка». Для подготовки расчетов размера вероятного вреда и согласования в установленном порядке потребуется ориентировочно пять месяцев. Установленные причины стали возможными по причине недобросовестного исполнения должностных обязанностей должностного лица <адрес> управления АО «Транснефть – Дружба» (л.д.13-14).
Судом установлено, что до настоящего времени в нарушение требований вышеуказанного федерального законодательства собственником Г№ - <адрес> управлением АО «Транснефть-Дружба» - не обеспечена и не организована разработка расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка».
Между тем, приоритетной целью регламентации деятельности, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций, является обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, что согласуется с принципом соблюдения баланса публичного и частного интересов.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что непринятие <адрес> управлением АО «Транснефть-Дружба» мер по обеспечению безопасности ГТС создает условия к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд не принимает во внимание доводы о том, что у ответчика отсутствует обязанность произвести расчет вреда, так как пруд-испаритель не подпадает под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что повреждение пруда-испарителя ЛПДС «Воскресенка» может привести к чрезвычайной ситуации, расчет вероятного вреда идентичных прудов-испарителей равен нулю.
Суд считает, что расчет вероятного вреда предусмотрен законом для выявления возможности наступления чрезвычайной ситуации, при отсутствии расчета вероятного вреда в отношении ЛПДС «Воскресенка» невозможно сделать вывод о безопасности данного ГТС, расчет вероятного вреда в отношении идентичных прудов-испарителей правового значения для разрешения спора относительно ЛПДС «Воскресенка» не имеют.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Транснефть - Дружба» в лице филиала <адрес> управления об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений – удовлетворить.
Обязать АО «Транснефть - Дружба» в лице филиала <адрес> управления в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения пожарного водохранилища ЛПДС «Воскресенка», согласовать его в установленном законом порядке с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен этот вред.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) И.А.Фомина
Копия верна
Судья