РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2013 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,
с участием заявителя Москалева В.В.,
представителя заинтересованного лица – отдела по делам семьи, охране материнства и детства департамента социального развития администрации г.о. Жигулевск – Кустовой М.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Москалева В. В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Москалев В.В. обратился в суд с указанным выше заявлением, требуя признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, обязать администрацию г.о. Жигулевск принять Москалева В.В. на жилищный учет как ребенка - сироту, с даты обращения.
Согласно доводам заявления Москалев В.В. в малолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей, т.к. последние были лишены родительских прав, воспитывался с бабушкой, она была его опекуном. В настоящее время он совместно с бабушкой, дедушкой и сестрой зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, собственником <данные изъяты> доли в праве общей (долевой) собственности на которую является. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. В принятии на учет ему было отказано, поскольку к моменту подачи заявления ему исполнилось 23 года. С таким решением он не согласен, поскольку по достижении совершеннолетнего возраста ни органы опеки, ни орган местного самоуправления (проживал всегда только в <адрес>) не разъясняли ему порядок обращения за постановкой на учет. О возможности приобретения жилья по указанному основанию он узнал после обращения его жены в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предоставлении жилого помещения в рамках федеральной программы по обеспечению жильем молодых семей. Просит признать решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет незаконным и обязать администрацию г.о.Жигулевск принять его на учет с момента подачи заявления.
Заявитель Москалев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Жигулевск - в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Одновременно в удовлетворении требований Москалеву В.В. просил отказать, поскольку по вопросу принятия на учет заявитель обратился ДД.ММ.ГГГГ, когда ему уже исполнилось 23 года и он, в силу ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по возрасту не мог быть отнесен к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.16-17).
Представитель заинтересованного лица - отдела по делам семьи, охране материнства и детства департамента социального развития администрации г.о. Жигулевск – Кустова М.Г., привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании пояснила, что при обращении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет за предоставлением жилья в рамках Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» (далее - Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ГД), органы опеки и попечительства оказывают содействие во включении таких лиц в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно п.4 ч.4 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ГД органы опеки и попечительства информируют законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях обеспечения жилыми помещениями, ставят их на учет, а после достижения совершеннолетия они получают жилье. Москалев В.В., его законный представитель по вопросу включения в списки на предоставление жилья к ним не обращались. Личное дело Москалева В.В. находилось в архиве. В конце октября 2013 года жене заявителя оттуда были выданы документы для предоставления в администрацию г.о. Жигулевск.
Выслушав пояснения заявителя, его представителя, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 109.1. ЖК РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 1 названного закона предусмотрено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Также данной нормой закона установлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до ДД.ММ.ГГГГ), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что заявитель Москалев В.В. в несовершеннолетнем возрасте (в <данные изъяты> года) остался без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав (л.д. 27). Мать заявителя М.Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26). На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетними М.И.В., 1989 г.р. и Москалевым В.В., 1990 г.р. по ходатайству опекуна Х. сохранено право на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 26-оборот, 9,29). Из справки о составе семьи, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, справки ГУП <адрес> ЦТИ Жигулевский филиал от ДД.ММ.ГГГГ года, выписок из ЕГРП усматривается, что Москалев В.В. в несовершеннолетнем возрасте в порядке приватизации приобрел на праве общей (долевой) собственности <данные изъяты> долю в квартире по адресу: <адрес>, где зарегистрирован и проживает с дедушкой, бабушкой и сестрой (л.д.10,11,21,28,30,33,34). Таким образом, установлено, что Москалев В.В. обеспечен жилой площадью ниже учетной нормы, составляющей на основании п. 5 ст. <адрес> № 135-ГД от ДД.ММ.ГГГГ 14 квадратных метров).
Свидетель Х. в судебном заседании пояснила, что заявитель Москалев В.В. - ее внук, который вместе с сестрой остался без попечения родителей после лишении их родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ. Она (свидетель) была их опекуном, они постоянно проживали совместно. По достижению внуком совершеннолетия опека прекратилась. Внукам принадлежит по <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года внук женился, жена обратилась в администрацию для включения в очередь на предоставление жилья молодой семье, там ей разъяснили о возможности обращения Москалева В.В. за предоставлением жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До этого они не знали, что могут обратиться с заявлением о принятии на жилищный учет как лицо, оставшемуся без попечения родителей, никто им этого не разъяснял.
ДД.ММ.ГГГГ Москалев В.В. обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20).
Постановлением мэра г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ Москалеву В.В. отказано в принятии на учет по указанному основанию (л.д.19). Как следует из решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ г., отказ в постановке на учет обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Москалеву В.В. исполнилось 23 года, в связи с чем, на момент подачи заявления он уже не являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 7,18).
На момент обращения Москалева В.В. в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о постановке на учет, на территории <адрес> учет и обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялись органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>", выступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ (ст. 1,4, 8 Закона № 135-ГД от 28.12.12.).
Из отзыва заинтересованного лица – отдела по делам семьи, охране материнства и детства администрации г.о. Жигулевск, реализующим полномочия по опеке и попечительству, пояснений его представителя в судебном заседании усматривается, что в обязанности органа опеки и попечительства не вменялось разъяснение порядка и осуществления контроля за своевременной подачей лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений в органы местного самоуправления для постановки на учет с целью обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку на момент вступления в законную силу Закона Самарской области № 135-ГД Х. не являлась законным представителем Москалева В.В. в связи с чем, контроль за подачей заявления о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда со стороны органов опеки и попечительства отсутствовал (л.д.39).
Между тем, пунктом 2.4. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период достижения заявителем совершеннолетия, на уполномоченный орган (орган местного самоуправления – п. 1.4 Порядка) возлагалась обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Своевременное исполнение данной обязанности органом местного самоуправления в рассматриваемом случае не доказано.
Кроме того судом учитывается, что Москалевым В.В. срок пропущен менее чем на 1 месяц, поскольку 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года, а с заявлением он обратился ДД.ММ.ГГГГ года.
Оценивая перечисленные выше обстоятельства, суд признает причины пропуска Москалевым В.В. срока обращения за постановкой на учет уважительными, вызванными ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по даче разъяснений относительно порядка обеспечения жильем, а принятое решение об отказе в принятии на учет по тем же мотивам – не соответствующим требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования, предъявленные Москалевым В. В., удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск принять Москалева В. В. с ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2013 года.
Судья Жигулевского городского суда
Н.А.Сафонова