Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4428/2017 ~ М-2926/2017 от 19.06.2017

Дело №2-4428\17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2017 года Коминтерновский районный суд города Воронежа

в составе председательствующего судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре       Платоновой О.Н.,

с участием представителя ответчика Шевлякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» о признании договора незаключенным и недействительным, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Аверин В.Д. обратился в суд с иском к ООО «УК Компас» о признании незаключенным и недействительным договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, признании действий ответчика в части одностороннего повышения тарифа на содержание жилого помещения за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ) недействительными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения и за электроэнергию, потребленную на общее имущество многоквартирного дома за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., взыскании компенсации морального вреда 50000 рублей. Истец указал, что является собственником квартиры (№) в указанном доме, с (ДД.ММ.ГГГГ). управляющая компания в одностороннем порядке повысила тариф на содержание жилья, однако п.4.2 Договора управления домом, предусматривающий повышение тарифа с учетом индекса изменения потребительских цен на товары и услуги ущемляет права потребителей, в связи с чем является недействительным, а общее собрание собственников по данному вопросу не проводилось, а также управляющая компания незаконно производила начисление платы за электроэнергию на ОДН сверх норматива потребления, что было установлено при проверке ее деятельности жилищной инспекций. Незаконные действия ответчика причинили истцу нравственные страдания, в связи с чем он обратился в суд.

    В ходе судебного разбирательства исковые требования истцом были увеличены, просит о признании незаключенным и недействительным договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика излишне выплаченные 8157,60 рублей за содержание и ремонт жилого помещения в период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., а также 1920 рублей за электроэнергию на ОДН за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., 138,05 рублей за электроэнергию на ОДН за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.71-73, 78-79 Т.1), при этом расчет предоставлен истцом соответственно на сумму 1436,33 рубля по первой строке, а за электроэнергию на сумму 1361,68 рублей за 2016г. и 127,93 рубля за 2017г. (л.д. 64 Т.2).

    В судебное заседание Истец Аверин В.Д. не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Шевляков А.А. против удовлетворения иска возражал, пояснил, что действия управляющей компании совершены в соответствии с решениями общих собраний дома.

    Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает в себя и плату за холодную и горячую воду, электроэнергию..

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ изложен в новой редакции: Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ). Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.10 ст.12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

    Установлено, что Аверин В.Д. является собственником квартиры (№) по адресу: <адрес>Б (л.д.13 Т.1).

    ООО УК «Компас» является самостоятельным юридическим лицом с основным видом деятельности управление недвижимым имуществом за вознаграждение (л.д.35-39 Т.1).

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). выбран способ управления МКД - управление управляющей компанией ООО УК «Компас», утвержден тариф по первой строке - на содержание жилья 6,35 рублей, на ТБО 1,45 рублей, всего 7,80 рублей, утверждена форма и содержание договора на управление многоквартирным домом на 3 года (л.д.54-57 Т.1). Форма утвержденного собранием Договора на управление домом в п.4.2 предусматривает, что размер платы за жилое помещение подлежит индексации с учетом уровня инфляции не чаще 1 раза в год с момента утверждения настоящего договора общим собранием, индексация осуществляется управляющей компанией исходя из изменения ИПЦ за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики РФ (л.д.129-134 Т.2).

    Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). подтвержден способ управления многоквартирным домом – управление управляющей компанией ООО УК «Компас», определен срок договора управления МКД на 5 лет, установлен тариф на содержание жилья 11 рублей за кв.м. (л.д.51-52 Т.1), на основании которого управляющей компанией заключены договоры управления с собственниками, предусматривающие размер платы за жилое помещение 11 рублей за содержание и ремонт, 3 рубля за вывоз и утилизацию мусора (л.д.121-128 Т.2).

    (ДД.ММ.ГГГГ). истцу ООО «УК Компас» направлены копия решения общего собрания 2015г. и Договор управления многоквартирным домом для подписания, п.4.2 которого предусматривает, что размер платы за жилое помещение подлежит индексации с учетом уровня инфляции не чаще 1 раза в год с момента утверждения настоящего договора общим собранием, индексация осуществляется управляющей компанией исходя из изменения ИПЦ за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики РФ (л.д.9-14 Т.1).

    Решением ГЖИ Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). действие лицензии ООО УК «Компас» прекращено, по данным ГЖИ Воронежской области собственниками помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). избран способ управления вновь созданным ТСН «ТСЖ Космос» (создано 29.09.2017г. (л.д.87-127 Т.1).

    Из платежных документов на оплату по квартире Аверина В.Д. следует, что с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). плата за жилое помещение начислена в сумме 14 рублей за кв.м., из которых 11 рублей за содержание и ремонт, 3 рубля за вывоз и утилизацию мусора (производилась корректировка в октябре, ноябре и декабре 2016г. в связи с неполным начислением в сентябре 2016г. исходя из тарифа 12,86 рублей; с января 2017г. по сентябрь 2017г. за содержание жилья - 12,42 рубля за кв.м., ТБО 2,86 рублей (л.д.65-81 Т.2).

Порядок заключения, исполнения и прекращения такого договора регулируется статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: - 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; - 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; - 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; - 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу требований статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5).

В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

    Поскольку начисления за содержание и ремонт жилья производились истцу в период с 01.01.2015г. до 01.01.2017г. исходя из 11 рублей за кв.м. на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 2015г., которое в установленном порядке не признано недействительным и не оспорено, то оснований для признания действий управляющей компании незаконными в этой части оснований не имеется.

Вместе с тем, само по себе наличие в договоре управления многоквартирным домом условия о возможности изменения платы, учитывая, что данная форма была утверждена решением общего собрания в 2010г. на 3 года, в решении общего собрания собственников в 2015г. форма договора управления не утверждалась и к решению не приложена, а было принято только решение о сроке договора, нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении с января 2017 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией. Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения. В отсутствии доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме (№) по <адрес> на общем собрании решения об увеличении с 01.01.2017г. размера платы за содержание жилого помещения, суд приходит к выводу о нарушении ООО УК "Компас" части 7 статьи 156 Жилищного кодекса и излишне начисленной Аверину В.Д. сумме 391,07 рублей ((12,42-11)х30,6 кв.м. х 9месяцев с 01.01.2017г.).

Оснований для признания договора управления многоквартирным домом недействительным и незаключенным суд не усматривает по следующим основаниям.

Во первых, формулировка п.4.2 Договора не содержит указания на то, что увеличение тарифа за содержание жилья производится управляющей компанией без решения общего собрания, предусмотренного ст.44-46 ЖК РФ, в связи с чем сама по себе не противоречит действующему законодательств, имея ввиду, что тариф утверждается по предложению УК (ч.7 ст.56 ЖК РФ). Во вторых, ч. 6 ст.46 ЖК РФ предусматривает определенный порядок оспаривания решения общего собрания в суд собственником помещения в многоквартирном доме, форма оспариваемого истцом договора утверждена на общем собрании в 2010г. и доказательств принятия судом решения о признании его недействительным не имеется. В третьих, как уже было сказано выше, форма договора управления, содержащая п.4.2 об индексации тарифа за содержание жилья, утверждена была собранием собственников на 3 года, тогда как в настоящем деле истцом оспариваются начисления с 01.01.2015г. и каких либо данных об изменении тарифа в (ДД.ММ.ГГГГ). в материалах нет.

Исковые требования Аверина В.Д. в части взыскания излишне оплаченных сумм за коммунальную услугу – элекроэнергия на ОДН подлежат удовлетворению частично.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (части 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст.155 ЖК РФ).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федераци (редакция, действующая в период до внесения изменений ФЗ от 29.06.2015г. №176 - ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 7.1 ст.155 ЖК РФ слова "(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)" исключены.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство вообще не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) до внесения изменений ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

В силу пункта 44 Правил (редакция в рассматриваемый период) Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилой многоквартирный <адрес> в спорный период находился в управлении ООО «УК «Компас», то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом и управляющая компания выступает в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых сетей водоснабжения. Доказательств принятия в установленном законом порядке на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о распределении "сверхнормативного" объема электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме не имеется. Следовательно, у ответчика отсутствуют правовые основания для требований от жильцов многоквартирного дома платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, сверх норматива.

Суд признает заслуживающими внимание доводы истца о том, что управляющая компания нарушала его права не исполнением требований п.44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г., а именно распределяла между потребителями объем коммунальной услуги, превышающий объем, рассчитанный исходя из норматива потребления.

Приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) установлен норматив на потребление электроэнергии в местах общего пользования для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами, 1,15 Квт.ч / кв.м., с (ДД.ММ.ГГГГ). 0,51 Квт.ч / кв.м. с учетом того, что с (ДД.ММ.ГГГГ). общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации и не принадлежащих отдельным собственникам (л.д.34 Т.1)

Из сообщения БТИ Коминтерновского района г.Воронежа известно, что что общая площадь жилых помещений в доме составляет <данные изъяты>., а площадь МОП 710,7 кв.м. в подвале, 246,2 кв.м. лестничные клетки (всего 956,9 кв.м.) (л.д.75 Т.1), при этом площадь квартиры Аверина В.Д. составляет <данные изъяты>., то есть объем ресурса на ОДН на квартиру истца не мог превышать 10.38 Квт./ч. до 01.01.2017г., с 01.01.2017г., учитывая новые правила определения площади мест общего пользования и площади, указанной в платежных документах, направляемых УК Аверину В.Д. 1197 кв.м., 5,75 Квт./ч. Учитывая тарифы на электроэнергию в Воронеже за соответствующие периоды общая сумма начислений на ОДН за электроэнергию не должна превышать <данные изъяты>. Однако из имеющихся квитанций видно, что начисления в период с 01.01.2015г. до 01.10.2017г. составили 2637,96 рублей, то есть размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, превышает размер платы, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды на 1098,54 рубля. При этом площадь мест общего пользования 2116 кв.м. управляющей компанией не подтверждена в ходе судебного разбирательства документально и противоречит как данным, указываемых на протяжении 2017г. в платежных документах, так и данным, содержащимся в Техническом паспорте БТИ.

Таким образом, в целом за период 2015-2017 годы с ООО УК «Компас» подлежит взысканию 1489,61 рубль (1098,54 рубле излишне уплаченных за электроэнергию МОП и 391,07 рублей за содержание и ремонт жилья.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в указанном Постановлении Пленума от 28.06.2012 N 17 (п. 45), при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Неправильное начисление платы за жилье и коммунальные услуги без учета требований и ограничений, установленных законодательством, влекущее для гражданина дополнительные расходы, являются безусловным нарушением прав потребителя, поэтому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, которая с учетом характера нарушения права и обстоятельств дела, длительности нарушений прав истца, требований разумности и справедливости, определяется судом в 300 рублей.

На основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета 700 рублей исходя из суммы имущественных требований и требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.56, 103,194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

     Иск Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Аверина В.Д. с ООО «УК Компас» 1489,61 рубль, излишне оплаченных за период с (ДД.ММ.ГГГГ) до (ДД.ММ.ГГГГ)., 300 рублей компенсацию морального вреда, а всего 1789,61 рубль.

    Взыскать с ООО «УК Компас» государственную пошлину 700 рублей в доход муниципального бюджета.

В остальной части в удовлетворении иска Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» о признании договора незаключенным и недействительным, взыскании денежных средств отказать.

    Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья:                                                                                            Г.В.Маркина

Дело №2-4428\17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2017 года Коминтерновский районный суд города Воронежа

в составе председательствующего судьи Маркиной Г.В.,

при секретаре       Платоновой О.Н.,

с участием представителя ответчика Шевлякова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» о признании договора незаключенным и недействительным, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Аверин В.Д. обратился в суд с иском к ООО «УК Компас» о признании незаключенным и недействительным договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, признании действий ответчика в части одностороннего повышения тарифа на содержание жилого помещения за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ) недействительными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения и за электроэнергию, потребленную на общее имущество многоквартирного дома за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., взыскании компенсации морального вреда 50000 рублей. Истец указал, что является собственником квартиры (№) в указанном доме, с (ДД.ММ.ГГГГ). управляющая компания в одностороннем порядке повысила тариф на содержание жилья, однако п.4.2 Договора управления домом, предусматривающий повышение тарифа с учетом индекса изменения потребительских цен на товары и услуги ущемляет права потребителей, в связи с чем является недействительным, а общее собрание собственников по данному вопросу не проводилось, а также управляющая компания незаконно производила начисление платы за электроэнергию на ОДН сверх норматива потребления, что было установлено при проверке ее деятельности жилищной инспекций. Незаконные действия ответчика причинили истцу нравственные страдания, в связи с чем он обратился в суд.

    В ходе судебного разбирательства исковые требования истцом были увеличены, просит о признании незаключенным и недействительным договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика излишне выплаченные 8157,60 рублей за содержание и ремонт жилого помещения в период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., а также 1920 рублей за электроэнергию на ОДН за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ)., 138,05 рублей за электроэнергию на ОДН за период с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д.71-73, 78-79 Т.1), при этом расчет предоставлен истцом соответственно на сумму 1436,33 рубля по первой строке, а за электроэнергию на сумму 1361,68 рублей за 2016г. и 127,93 рубля за 2017г. (л.д. 64 Т.2).

    В судебное заседание Истец Аверин В.Д. не явился, просит рассматривать дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Шевляков А.А. против удовлетворения иска возражал, пояснил, что действия управляющей компании совершены в соответствии с решениями общих собраний дома.

    Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает в себя и плату за холодную и горячую воду, электроэнергию..

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ изложен в новой редакции: Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ). Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.10 ст.12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

    Установлено, что Аверин В.Д. является собственником квартиры (№) по адресу: <адрес>Б (л.д.13 Т.1).

    ООО УК «Компас» является самостоятельным юридическим лицом с основным видом деятельности управление недвижимым имуществом за вознаграждение (л.д.35-39 Т.1).

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). выбран способ управления МКД - управление управляющей компанией ООО УК «Компас», утвержден тариф по первой строке - на содержание жилья 6,35 рублей, на ТБО 1,45 рублей, всего 7,80 рублей, утверждена форма и содержание договора на управление многоквартирным домом на 3 года (л.д.54-57 Т.1). Форма утвержденного собранием Договора на управление домом в п.4.2 предусматривает, что размер платы за жилое помещение подлежит индексации с учетом уровня инфляции не чаще 1 раза в год с момента утверждения настоящего договора общим собранием, индексация осуществляется управляющей компанией исходя из изменения ИПЦ за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики РФ (л.д.129-134 Т.2).

    Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). подтвержден способ управления многоквартирным домом – управление управляющей компанией ООО УК «Компас», определен срок договора управления МКД на 5 лет, установлен тариф на содержание жилья 11 рублей за кв.м. (л.д.51-52 Т.1), на основании которого управляющей компанией заключены договоры управления с собственниками, предусматривающие размер платы за жилое помещение 11 рублей за содержание и ремонт, 3 рубля за вывоз и утилизацию мусора (л.д.121-128 Т.2).

    (ДД.ММ.ГГГГ). истцу ООО «УК Компас» направлены копия решения общего собрания 2015г. и Договор управления многоквартирным домом для подписания, п.4.2 которого предусматривает, что размер платы за жилое помещение подлежит индексации с учетом уровня инфляции не чаще 1 раза в год с момента утверждения настоящего договора общим собранием, индексация осуществляется управляющей компанией исходя из изменения ИПЦ за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики РФ (л.д.9-14 Т.1).

    Решением ГЖИ Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). действие лицензии ООО УК «Компас» прекращено, по данным ГЖИ Воронежской области собственниками помещений многоквартирного дома (№) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). избран способ управления вновь созданным ТСН «ТСЖ Космос» (создано 29.09.2017г. (л.д.87-127 Т.1).

    Из платежных документов на оплату по квартире Аверина В.Д. следует, что с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). плата за жилое помещение начислена в сумме 14 рублей за кв.м., из которых 11 рублей за содержание и ремонт, 3 рубля за вывоз и утилизацию мусора (производилась корректировка в октябре, ноябре и декабре 2016г. в связи с неполным начислением в сентябре 2016г. исходя из тарифа 12,86 рублей; с января 2017г. по сентябрь 2017г. за содержание жилья - 12,42 рубля за кв.м., ТБО 2,86 рублей (л.д.65-81 Т.2).

Порядок заключения, исполнения и прекращения такого договора регулируется статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: - 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; - 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; - 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; - 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу требований статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5).

В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

    Поскольку начисления за содержание и ремонт жилья производились истцу в период с 01.01.2015г. до 01.01.2017г. исходя из 11 рублей за кв.м. на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 2015г., которое в установленном порядке не признано недействительным и не оспорено, то оснований для признания действий управляющей компании незаконными в этой части оснований не имеется.

Вместе с тем, само по себе наличие в договоре управления многоквартирным домом условия о возможности изменения платы, учитывая, что данная форма была утверждена решением общего собрания в 2010г. на 3 года, в решении общего собрания собственников в 2015г. форма договора управления не утверждалась и к решению не приложена, а было принято только решение о сроке договора, нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении с января 2017 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией. Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения. В отсутствии доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме (№) по <адрес> на общем собрании решения об увеличении с 01.01.2017г. размера платы за содержание жилого помещения, суд приходит к выводу о нарушении ООО УК "Компас" части 7 статьи 156 Жилищного кодекса и излишне начисленной Аверину В.Д. сумме 391,07 рублей ((12,42-11)х30,6 кв.м. х 9месяцев с 01.01.2017г.).

Оснований для признания договора управления многоквартирным домом недействительным и незаключенным суд не усматривает по следующим основаниям.

Во первых, формулировка п.4.2 Договора не содержит указания на то, что увеличение тарифа за содержание жилья производится управляющей компанией без решения общего собрания, предусмотренного ст.44-46 ЖК РФ, в связи с чем сама по себе не противоречит действующему законодательств, имея ввиду, что тариф утверждается по предложению УК (ч.7 ст.56 ЖК РФ). Во вторых, ч. 6 ст.46 ЖК РФ предусматривает определенный порядок оспаривания решения общего собрания в суд собственником помещения в многоквартирном доме, форма оспариваемого истцом договора утверждена на общем собрании в 2010г. и доказательств принятия судом решения о признании его недействительным не имеется. В третьих, как уже было сказано выше, форма договора управления, содержащая п.4.2 об индексации тарифа за содержание жилья, утверждена была собранием собственников на 3 года, тогда как в настоящем деле истцом оспариваются начисления с 01.01.2015г. и каких либо данных об изменении тарифа в (ДД.ММ.ГГГГ). в материалах нет.

Исковые требования Аверина В.Д. в части взыскания излишне оплаченных сумм за коммунальную услугу – элекроэнергия на ОДН подлежат удовлетворению частично.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (части 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч.7 ст.155 ЖК РФ).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федераци (редакция, действующая в период до внесения изменений ФЗ от 29.06.2015г. №176 - ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 7.1 ст.155 ЖК РФ слова "(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)" исключены.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство вообще не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) до внесения изменений ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

В силу пункта 44 Правил (редакция в рассматриваемый период) Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилой многоквартирный <адрес> в спорный период находился в управлении ООО «УК «Компас», то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом и управляющая компания выступает в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых сетей водоснабжения. Доказательств принятия в установленном законом порядке на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о распределении "сверхнормативного" объема электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме не имеется. Следовательно, у ответчика отсутствуют правовые основания для требований от жильцов многоквартирного дома платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, сверх норматива.

Суд признает заслуживающими внимание доводы истца о том, что управляющая компания нарушала его права не исполнением требований п.44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г., а именно распределяла между потребителями объем коммунальной услуги, превышающий объем, рассчитанный исходя из норматива потребления.

Приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) установлен норматив на потребление электроэнергии в местах общего пользования для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами, 1,15 Квт.ч / кв.м., с (ДД.ММ.ГГГГ). 0,51 Квт.ч / кв.м. с учетом того, что с (ДД.ММ.ГГГГ). общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации и не принадлежащих отдельным собственникам (л.д.34 Т.1)

Из сообщения БТИ Коминтерновского района г.Воронежа известно, что что общая площадь жилых помещений в доме составляет <данные изъяты>., а площадь МОП 710,7 кв.м. в подвале, 246,2 кв.м. лестничные клетки (всего 956,9 кв.м.) (л.д.75 Т.1), при этом площадь квартиры Аверина В.Д. составляет <данные изъяты>., то есть объем ресурса на ОДН на квартиру истца не мог превышать 10.38 Квт./ч. до 01.01.2017г., с 01.01.2017г., учитывая новые правила определения площади мест общего пользования и площади, указанной в платежных документах, направляемых УК Аверину В.Д. 1197 кв.м., 5,75 Квт./ч. Учитывая тарифы на электроэнергию в Воронеже за соответствующие периоды общая сумма начислений на ОДН за электроэнергию не должна превышать <данные изъяты>. Однако из имеющихся квитанций видно, что начисления в период с 01.01.2015г. до 01.10.2017г. составили 2637,96 рублей, то есть размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, превышает размер платы, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды на 1098,54 рубля. При этом площадь мест общего пользования 2116 кв.м. управляющей компанией не подтверждена в ходе судебного разбирательства документально и противоречит как данным, указываемых на протяжении 2017г. в платежных документах, так и данным, содержащимся в Техническом паспорте БТИ.

Таким образом, в целом за период 2015-2017 годы с ООО УК «Компас» подлежит взысканию 1489,61 рубль (1098,54 рубле излишне уплаченных за электроэнергию МОП и 391,07 рублей за содержание и ремонт жилья.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в указанном Постановлении Пленума от 28.06.2012 N 17 (п. 45), при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Неправильное начисление платы за жилье и коммунальные услуги без учета требований и ограничений, установленных законодательством, влекущее для гражданина дополнительные расходы, являются безусловным нарушением прав потребителя, поэтому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, которая с учетом характера нарушения права и обстоятельств дела, длительности нарушений прав истца, требований разумности и справедливости, определяется судом в 300 рублей.

На основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета 700 рублей исходя из суммы имущественных требований и требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.56, 103,194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

     Иск Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Аверина В.Д. с ООО «УК Компас» 1489,61 рубль, излишне оплаченных за период с (ДД.ММ.ГГГГ) до (ДД.ММ.ГГГГ)., 300 рублей компенсацию морального вреда, а всего 1789,61 рубль.

    Взыскать с ООО «УК Компас» государственную пошлину 700 рублей в доход муниципального бюджета.

В остальной части в удовлетворении иска Аверина В.Д. к ООО «УК Компас» о признании договора незаключенным и недействительным, взыскании денежных средств отказать.

    Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья:                                                                                            Г.В.Маркина

1версия для печати

2-4428/2017 ~ М-2926/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Аверин Владимир Дмитриевич
Ответчики
ООО "УК Компас"
Другие
ЖСК "Космос"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Маркина Галина Владимировна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
19.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2017Передача материалов судье
23.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2017Предварительное судебное заседание
20.09.2017Судебное заседание
16.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019Дело оформлено
01.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее