Дело № 2-2735
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Белово Кемеровской области
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.
При секретаре: Гвоздевой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
09 декабря 2013 года
гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО16, ФИО17» об устранении препятствий пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО18» об устранении препятствий пользования жилым помещением.
Просит обязать ФИО19» устранить препятствия пользования земельным участком и строениями, расположенными по адресу: <адрес> путем установки труб теплотрассы верхним расположением для увеличения ширины проезда по скотопрогону, а также компенсатора в месте расположения углярки, изменения направления кранов для удаления воздуха и сброса воды из теплотрассы. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленные исковые требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, с надворными постройками, расположенный по адресу <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> началось строительство теплотрассы для подачи тепла в частные дома, расположенные в <адрес>.
Истец считает, что строительство указанной теплотрассы осуществляется с грубейшими нарушениями требований действующего законодательства и нарушает ее право как собственника пользоваться принадлежащим ей земельным участком и постройками на нем.
При строительстве теплотрассы, нарушено право истца беспрепятственно завозить уголь, дрова, строительные материалы по скотопрогону, использовать спецтехнику для очистки канализации, поскольку размещение теплотрассы исключает проезд любого транспортного средства к дому истца для указанных целей.
Указанные факты могут негативно сказаться на состоянии здоровья истца, здоровья ее родителей, и членов семьи из-за антисанитарного состояния земельного участка.
Кроме того, вдоль скотопрогона у истца расположено строение для хранения угля, а рядом выход в скотопрогон. При строительстве теплотрассы, подрядная организация установила компенсатор над выходом из участка в скотопрогон. Однако, работниками подрядной организации, было проигнорирован тот факт, что истцом завозится уголь по скотопрогону, для его складирования в углярке. Размещение теплотрасс указанным способом препятствует ей в разгрузке угля и иных грузов, истцу придется кидать уголь через трубы, по которым будет проходить горячая вода температурой в 130 градусов.
Указанными действиями строительной организации создается угроза повреждения трубопровода горячего водоснабжения, при реализации ее права пользования земельным участком. Также работниками подрядной организации на компенсаторе установлен кран для удаления воздуха из теплотрассы. Указанный кран сброса воздуха на верхней точке компенсатора расположен так, что сброс теплоносителя может причинить ущерб имуществу истца и нанести вред здоровью.
Установленный работниками подрядной организации внизу на компенсаторе кран для сброса воды из теплотрассы направлен под построенное истцом ограждение земельного участка, то есть, в случае сброса, струя горячей воды будет размывать забетонированное основание забора и фундамент углярки, что приведет к их порче и разрушению.
На неоднократные обращения сына истца ФИО1, как к заказчику указанных работ - ФИО20 так и в различные контролирующие организации с целью устранения указанных нарушений и предоставления проекта теплотрассы для ознакомления положительного результата не дали.
По настоящее время, несмотря на неоднократные запросы истцу не представлен проект данной теплотрассы, организации, в которые она обращалась, указывают на возможность предоставления проекта только по запросу суда.
В настоящее время строительство теплотрассы фактически завершено.
Истец полагает, что при строительстве указанной теплотрассы ответчиком были нарушены требования строительных норм и правил, что привело к нарушению права пользования истца вышеуказанным земельным участком и находящимися на нем постройками.
Истец ФИО2 в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя ФИО1 (л.д.101).
В судебном заседании представитель истца ФИО2 - ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком на три года л.д.31), исковые требования своего доверителя поддержал, подтвердил обстоятельства, на которых они основаны. Считает, что удовлетворение требований должно быть возложено на ФИО22 поскольку спор возник еще до подачи иска в суд, о допущенных нарушениях прав собственника им было известно, несмотря на это в досудебном порядке они устранены не были. Более того, ответчик, окончив строительство, передал объект в муниципальную собственность, не поставив последних в известность о наличии спора. На удовлетворении требований настаивает.
В судебном заседании представители ответчика ФИО21 ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком до ДД.ММ.ГГГГ. л.д.33), ФИО5, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком ДД.ММ.ГГГГ. л.д.34), ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком по ДД.ММ.ГГГГ. л.д. 171) исковые требования не признали.
Согласно показаний представителя ответчика ФИО4, строительство теплотрассы осуществлялось в строгом соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экспертизы. На данное строительство было получено разрешение в соответствии с градостроительным кодексом. Теплотрасса проходит на расстоянии 0,5 метром до ограждения земельного участка вдоль технологического проезда общей шириной проезжей части 6 метров, то есть ширина проезжей части остается 5,5 м., что достаточно для привозки угля и откачки выгребных колодцев. Все надворные постройки, в том числе и углярка, по нормам проектирования должны стоять от ограждения на расстоянии не менее чем на 1 м. Компенсатор согласно проекту устанавливается над калиткой входа на земельный участок, а углярка по нормам проектирования не должна устанавливаться в створе ограждения. Воздух из системы теплоснабжения удаляется только при запуске ее в эксплуатацию. Для этого подсоединяется к спускному вентилю шланг и отводится в удобное для сброса место, то есть порча имущества истца и нанесения здоровью не возможны по определению. На основании распоряжения руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора № № от ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО23» по вопросу строительства теплотрассы в микрорайоне. После чего был составлен акт, в котором указано, что в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами не выявлено. К ним ФИО15 не обращалась, претензий за время строительства теплотрассы не предъявляла. Претензии были от других собственников, которым провели теплотрассу и установили компенсаторы, как они просили. В проект эти изменения не вносили, а указывали их в так называемых исполнительных документах.
Представитель ответчика ФИО6 суду пояснил, что если бы изменения были внесены в проект, то государственную экспертизу он бы не прошел. Подтвердил, что все работы велись в соответствии с проектом. В настоящее время теплотрасса принята в эксплуатацию, функционирует и передана в муниципальную собственность.
В удовлетворении иска просили отказать. По делу представлен письменный отзыв (л.д.32, 81).
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ФИО24» (л.д.108 -109).
Представитель ФИО25» - ФИО7, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком по ДД.ММ.ГГГГ. л.д.115) требования не признала, суду пояснила, что объект недвижимости – теплотрасса для теплоснабжения <адрес> принята в муниципальную собственность и передана на обслуживание ФИО27». Ни о каких претензиях, нарушающих права ФИО2 и о том, что рассмотрение дела в суде по устранению нарушений прав собственника при передаче теплотрассы ФИО26» не сообщили.
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены ФИО28 и ФИО29 (л.д.65-66).
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований ФИО30 извещенные надлежащим образом, не обеспечили явку представителя в судебно заседание.
Ранее представители Управления участвовали в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-107).
Как показал в судебном заседании представить третьего лица ФИО8, они принимают в эксплуатацию законченные объекты тепловые трассы, дают допуск их в эксплуатацию. Разрешения на ввод в эксплуатацию теплотрассы не выдавалось в настоящее время, имеется только разрешение для проведение пусконаладочных работ сроком до ДД.ММ.ГГГГ года. При строительстве теплотрасс, как правило, надо учитывать мнение собственников путем составления протокола сохранения. По какой причине этого не было сделано в данном случае, ему не известно. Он сам осмотрел данный участок и действительно, вывод дренажа под забор и под здание, компенсатор снизу. Отсутствует надлежащий отвод воды. Если собственник будет приводить уголь, то может повредить изоляцию, и будут большие повреждения, что причинит вред собственника имущества. При установке компенсатора была допущена ошибка. Его необходимо было установить в противоположную сторону. При строительстве должны соблюдаться типовые правила охраны коммунальных и тепловых сетей, так указаны охранные зоны. Считает, что требования истца возможно удовлетворить.
Представить третьего лица ФИО9 суду пояснил, что в части энергетики нарушений нет.
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены ФИО31 и ФИО32
Третье лицо Управление архитектуры и градостроительства Администрации Беловского городского округа в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. О причине неявки не сообщили. Заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Третье лицо ФИО33» в суд не явились. В лице представителя по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком по ДД.ММ.ГГГГ л.д.134) – ФИО10 ходатайствовали на рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 170).
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО34 округа привлечена к участию в деле в качестве соответчика и освобождена от участия в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований (л.д.129-130).
ФИО35, извещенная надлежащим образом, не обеспечила явку представителя в судебное заседание.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с данной Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу абз. 2 п.2. ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п.4 ч.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 1 ГК РФ (пункты 1 - 2) определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Законом не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Как разъяснил Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. 46).
Статьей 2 «Правил землепользования и застройки <адрес>", утвержденных решением Беловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что настоящие Правила в соответствии с законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации) вводят в муниципальном образовании, наделенном законом <адрес> статусом городского округа, - муниципальном образовании "Беловский городской округ", систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городской черты <адрес> на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах этих территориальных зон с целью обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства
Правила землепользования и застройки предназначены для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
Названными Правилами определено, что Заказчик - уполномоченное застройщиком лицо, которое от имени застройщика организует посредством договоров отношения с подрядчиками и их деятельностью по выполнению инженерных изысканий, подготовки проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Индивидуальные застройщики (физические лица) - граждане, получившие в установленном порядке земельный участок для строительства жилого дома с хозяйственными постройками, для ведения личного подсобного хозяйства и осуществляющие это строительство либо своими силами, либо с привлечение других лиц или строительных организаций.
Отклонения от Правил - санкционированное (в порядке, установленном настоящими Правилами) для конкретного земельного участка отступление от предельных параметров разрешенного строительства - высоты построек, процента застройки участка, отступов построек от границ участка и так далее, обусловленное невозможностью использовать участок в соответствии с настоящими Правилами по причине его недостаточного размера, неудобной конфигурации, неблагоприятных (сложных) инженерно-геологических и иных характеристик. Вопросы отклонения (или отступления) от предельных параметров рассматриваются в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на публичных слушаниях.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Подразделение ФИО36 (отдел, комитет, управление и другое) либо муниципальное учреждение (бюджетное или автономное), созданное органами местного самоуправления <адрес>, в целях осуществления полномочий по предметам ведения, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города.
Подрядчик - физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиком и (или) застройщиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектная документация - документация, содержащая текстовые и графические материалы, определяющие архитектурные, функциональные, технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Не допускается выдача разрешений на строительство в случаях, определенных в статье 53 настоящих Правил.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса.
Согласно Приказу Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ
"Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок" (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11597) основанием для допуска построенной теплосети к эксплуатации является разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок. Выдаче данного разрешения предшествует осмотр должностными лицами Ростехнадзора документации на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов РФ, нормативных документов Службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно- распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, а также обязательный осмотр самой энергоустановки, по результатам которого оформляется акт.
Основанием для проведения вышеуказанных мероприятий является поступившее в Ростехнадзор заявление с перечнем документов в соответствии с п. 7 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Статья 210 ГК РФ обязывает собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии с п. <данные изъяты> Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N №), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть.
Охранные зоны тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, а именно загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы (п. 5 Правил).
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается в том, числе, производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузо-разгрузочные работы. Проведение названных работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за три дня до начала работ (п.6 Правил).
Предприятия, выполняющие работы, которые вызывают необходимость переустройства тепловых сетей или защиты их от повреждений, должны проводить их при обязательном наличии и в строгом соответствии с проектной документацией на эти работы за счет своих средств по согласованию с владельцем тепловых сетей (п.11).
Пунктом 6.2.3 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", установлено, что при эксплуатации тепловых сетей поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети, а также дорожные покрытия и планировка поверхностей.
В пределах охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию любых зданий и сооружений.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка ДД.ММ.ГГГГ., удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО11 и зарегистрированного в реестре за № №. Право собственности истца ФИО2 на земельный участок подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серии <адрес> (л.д. 28)
Также в судебном заседании установлено, подтверждается имеющимися материалами дела и не оспаривалось сторонами, что в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> началось строительство теплотрассы для подачи тепла в частные дома, расположенные в <адрес>, заказчиком которой выступал ФИО37
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец неоднократно обращалась в компетентные органы с заявлениями об устранении нарушений прав собственника (л.д.13-14,15-16, 18-19, 20-21, 26).
ДД.ММ.ГГГГ исх.№ ФИО38 сообщили, что при выезде на место ими было установлено, что низкие опоры около дома по <адрес> не демонтированы. Корректировка проекта (стадия «рабочий проект») с учетом местных условий должна проводиться при фактическом выполнении работ (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ. исх. № ФИО39» сообщили, что строительство теплотрассы осуществляется в строгом соответствии с проектом шифр ДД.ММ.ГГГГ получившим положительное заключение государственной экспертизы № (ДД.ММ.ГГГГ). На строительство данного объекта получено разрешение. Компенсатор согласно проекта устанавливается над калиткой входа на земельный участок, а углярка не должна устанавливаться в створе ограждения. Воздух из системы теплоснабжения удаляется только при запуске ее в эксплуатацию. Кран для сброса воды из теплотрассы используется только в случае аварийных ситуаций, и отвод воды будет осуществляться путем подсоединения к спусковому вентилю шланга и отводится в удобное для сброса место. Воздух из системы удаляется таким же образом (л.д.22).
Прокуратура <адрес>, проводившая проверку по факту обращения, ДД.ММ.ГГГГ. письмом исх. №№ сообщила, что работы выполнялись в соответствии с проектом. В настоящее время обустроить компенсатор (поднять участок сети) напротив углярки технически возможно после внесения в проект соответствующих изменений, для чего в проектную организацию должно поступить обращение на внесение изменений от заказчика проекта, заказчика строительства, либо от подрядчика. Направление кранов при монтаже не отражается в проекте и не регламентируется СНиП. Сброс теплоносителя (воздуха и воды) из сети осуществляется 1 раз в год, как правило, в начале отопительного сезона, эксплуатирующей тепловую сеть организацией. В настоящее время сделать компенсатор шире без дополнительного финансирования не представляется возможным, т.к. в смету на выполнение работ был заложен только один компенсатор в районе данного дома, как указано в проекте, чтобы сделать его шире, нужны дополнительные расходы. Нижние краны для сброса воды из трассы предназначены только на случаи аварийных ситуаций (л.д.23-25).
Как следует из материалов дела, распоряжением ФИО40 от ДД.ММ.ГГГГ. № № была утверждена схема расположения земельного участка на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 6130 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Раздольная, Рождественская, под проектирование и строительство теплотрассы (л.д. 39).
<данные изъяты>» было выдано положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. № на объект «Проектная документация, без сметы, на строительство теплотрассы в 4 микрорайоне <адрес>» (л.д. 57-58).
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ Ростехнадзором была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО41 на основании Распоряжения заместителя руководителя Южно-Сибирского управления ФИО12 Выголовой № № от ДД.ММ.ГГГГ., в результате которой нарушений обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами не выявлено (л.д. 40-41).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО42 было выдано разрешение на строительство ФИО43» № № объекта капитального строительства – теплотрассы <адрес> согласно проектной документации, разработанной ООО «АПБ» Золотое сечение» шифр: 20.09.11, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 38).
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. строительно – монтажные работы теплотрассы для теплоснабжения <адрес> выполнены в полном объеме. Предъявленный к приемке объект считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 42).
Как следует из справки ФИО44» № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ФИО45 технические условия на проектирование и подключение частных жилых домов <адрес> выданные ФИО46 ДД.ММ.ГГГГ. выполнены (л.д. 35).
На основании заявления исх. № от ДД.ММ.ГГГГ., вх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО47 <адрес>» и акта осмотра энергоустановки № от ДД.ММ.ГГГГ. Кузбасским отделом по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями Сибирского управления Ростехнадзора было выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки – тепловой сети по адресу: <адрес>. Государственным инспектором по энергетическому надзору ФИО8 установлено, что энергоустановка (тепловая сеть) соответствует техническим условиям, требованиям проектной документации и может быть допущена в эксплуатацию для проведения наладочных мероприятий в процессе подключения потребителей (л.д. 36).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО48 выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию № ФИО49 <адрес>», о чем было издано соответствующее Распоряжение № № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.117).
В соответствии с актом приемо-сдачи от 22.08.2013г. и распоряжения Администрации Беловского городского округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, объект – теплотрасса для теплоснабжения <адрес> по заключению комиссии, готова к эксплуатации. Решено снять с бухгалтерского учета, передать для постановки в Казну БГО (л.д.119-121).
Теплотрасса для теплоснабжения <адрес> в 4-м микрорайоне является объектом муниципальной собственности, о чем свидетельствует Выписка из реестра объектов муниципальной собственности Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.167).
Распоряжением ФИО50 №№ от ДД.ММ.ГГГГ. теплотрасса для теплоснабжения <адрес> передана в аренду ФИО51 (л.д.123-126, 139).
Исполнительные документы, которые не включены в проект, прошедший госэкспертизу, в виде изменений расположения теплотрассы некоторых собственников, указывают на возможность устранения нарушений прав собственника ФИО2. Как показали в судебном заседании представители ФИО52 если был изменения были включены в проект, то ни бы никогда не прошли госэкспертизу (л.д.144-156).
Таким образом, суд приходит к выводу, что строительство теплотрассы осуществлялось в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экспертизы. На данное строительство было получено соответствующее разрешение в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, поэтому довод истца о том, что строительство указанной теплотрассы осуществляется с грубейшими нарушениями требований действующего законодательства не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Однако, основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило то, что в результате возведения ответчиком теплотрассы вдоль ограждения земельного участка истца, он не имеет возможности в полном объеме беспрепятственно пользоваться принадлежащим ему земельным участком и строениями. А именно, беспрепятственно завозить уголь, дрова, строительные материалы по скотопрогону, использовать спецтехнику для очистки канализации, поскольку размещение теплотрассы исключает проезд любого транспортного средства к дому истца для указанных целей, в том числе и пожарных машин, а также препятствует истцу полноценно пользоваться угляркой расположенной вдоль скотопрогона.
Как было установлено судом, в технологическом проезде, имеющем ширину 6 метров, на противоположной стороне расположено строение, которое уменьшает размер проезда. Как было подтверждено представителем ФИО53 они видели это строение, но не обращались о сносе постройки, просто возводили свое строение – теплотрассу. Не отрицали, что технологический проезд уменьшился.
С целью разрешения сложившегося спора истец обращалась как к ответчику, так и в различные контролирующие органы, о чем свидетельствуют их ответы на обращения истца, представленные в материалы дела.
В материалах дела имеются фотографии земельного участка ФИО2, на которых зафиксировано, что возведенная ответчиком теплотрасса проходит вдоль всего ограждения земельного участка истца на расстоянии 0,5 метров до ограждения вдоль технологического проезда. Вдоль скотопрогона у истца расположено строение для хранения угля, а рядом выход в скотопрогон.
Также на фототаблицах, представленных как истцом, так и ответчиком ФИО54 (л.д.45-51, 59-63) зафиксировано, что на компенсаторе установлен кран для удаления воздуха из теплотрассы. Указанный кран сброса воздуха на верхней точке компенсатора расположен так, что сброс теплоносителя направлен в сторону строений истца. Соседям истца установили правильно.
Кроме того, установленный работниками подрядной организации внизу на компенсаторе кран для сброса воды из теплотрассы направлен под построенное истцом ограждение земельного участка.
Как показал в судебном заседании представитель ФИО55 строительство производилось в соответствии с проектом. Значит на истца по проекту выпало такое расположение труб и компенсатора.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в судебном заседании факт нарушения ответчиком прав истца ФИО2 - как собственника земельного участка - нашел свое подтверждение.
Действительно размещение теплотрассы подобным образом исключает возможность истца полноценно использовать расположенный на земельном участке вход в скотопрогон по которому истец завозит уголь для его складирования в углярке. Размещение теплотрассы указанным способом препятствует ей в разгрузке угля и иных грузов, препятствует истцу полноценно пользоваться угляркой расположенной вдоль скотопрогона, проезду машин МЧС.
Согласно представленным в материалы дела техническим условиям на проектирование и подключение частных жилых домов <адрес> теплоносителем является вода с параметрами по давлению до 16 кгс/кв. см. по температурному графику 130-170 С.
Таким образом, истцу придется кидать уголь через трубы, по которым будет проходить горячая вода температурой в 130-170 градусов и сама разгрузка угля с машины может причинить вред имуществу собственника теплотрассы.
Суд находит доводы истца обоснованными, указанными действиями строительной организации создается угроза повреждения трубопровода горячего водоснабжения, при реализации ее права пользования земельным участком, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью истца и совместно проживающих с ней членов ее семьи.
Кроме того, суд считает обоснованным и довод истца о том, что в случае аварийной ситуации или сброса, струя горячей воды может привести к порче имущества истца и его разрушению.
Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что при строительстве теплотрассы ответчиком не были нарушены права истца ФИО2 - как собственника земельного участка поскольку ширина проезжей части размером 5,5 м. является достаточной для привозки угля и откачки выгребных колодцев, а углярка по нормам проектирования не должна устанавливаться в створе ограждения, суд находит не состоятельными, поскольку доказательств в их обоснование, ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено. Тот факт, что какие – либо строения истца, на принадлежащем ему земельном участке, не соответствуют градостроительным требованиям, никем не оспаривался.
Возражая относительно исковых требований ФИО2, представитель ответчика указывала на то, что воздух из системы теплоснабжения удаляется только при запуске ее в эксплуатацию. Для этого подсоединяется к спускному вентилю шланг и отводится в удобное для сброса место. Вместе с тем, данный довод с достоверностью не исключает возможную порчу имущества истца и его разрушение, поэтому не может быть принят судом в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, на основе анализа действующих норм законодательства и имеющихся по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорное строение – теплотрасса, расположенная в <адрес> возведено ответчиком с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил в соответствии с утвержденным проектом, однако, размещение теплотрассы вдоль ограждения земельного участка и установка компенсатора в месте расположения углярки истца подобным образом само по себе нарушает прав истца ФИО2 - как собственника земельного участка. Строения ФИО2, возведенные ранее до начала строительства теплотрассы, находятся в непосредственной близости.
Как следует из пояснений главного инженера проекта – директора ООО «АПБ Золотое сечение» ФИО13 отраженных в ответе прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № на обращение истца, в настоящее время обустроить компрессор (поднять участок сети) напротив углярки технически возможно после внесения в проект соответствующих изменений, для чего в проектную организацию должно поступить обращение на внесение изменений от заказчика проекта, заказчика строительства, либо от подрядчика.
При указанных обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО2 об обязании ответчика устранить препятствия пользования земельным участком и строениями, расположенными по адресу: <адрес> путем установки труб теплотрассы верхним расположением для увеличения ширины проезда по скотопрогону, а также компенсатора в месте расположения углярки, изменения направления кранов для удаления воздуха и сброса воды из теплотрассы, подлежащими удовлетворению.
Истец считает надлежащим ответчиком ФИО56», поскольку обращения по устранению нарушений прав собственника имели место задолго до ввода объекта в эксплуатацию. Суд находит данное утверждение обоснованным, а доводы представителей ФИО57 о том, что истец к ним не обращалась, иначе они бы все устранили, несостоятельными. Доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. Несмотря на то, что объект уже передан и принят в муниципальную собственность, надлежащим ответчиком по устранению нарушений прав собственника является ФИО58
В соответствии с п.1,2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Распоряжением ФИО59 № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального бюджетного учреждения» было созданного муниципальное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства <адрес>» (л.д.82, 83-87).
Как следует из Устава Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства <адрес>» (л.д.88-98) учреждение является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной распоряжением ФИО60 на базе муниципального имущества. Учредителем Учреждения является муниципальное образование Беловский городской округ.
Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, может иметь в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, фирменный бланк, печать со своим полным наименованием на русском языке, угловой и другие штампы.
Учредитель не отвечает по обязательствам созданного им Учреждения, а Учреждение не отвечает по обязательствам своего Учредителя.
Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ФИО61 срок для выполнения вышеуказанных действий один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.ст.88,98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ФИО62» устранить препятствия пользования земельным участком и строениями, расположенными по адресу: <адрес>, путем установки труб теплотрассы верхним расположением для увеличения ширины технологического проезда, а также компенсатора в месте расположения углярки, изменения направления кранов для удаления воздуха и сброса воды из теплотрассы.
Установить ФИО63» срок для выполнения указанных действий один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ФИО64» в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.Н. Спицына