Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7739/2019 ~ М-7468/2019 от 21.10.2019

№ 2-7739/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе: председательствующей судьи Балицкой Н.В.

при секретаре Галашовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой С. А. к ГКУСЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Матвеева С.А. обратилась в суд с иском к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанностей по учету периода работы истца в должности <данные изъяты> № 5 Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта при подсчете общего трудового стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и присвоению истцу звания «Ветеран труда Республики Карелия». Истец указывает, что ответчик необоснованно не учел при подсчете стажа период работы истца в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».

Истец Матвеева С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Вербовский И.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указывая на то, что истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда Республики Карелия», т.к. у него отсутствует необходимый стаж.

Иные участвующие в деле лица в суд своих представителей не направили.

Министерство социальной защиты Республики Карелия и ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) представили отзывы, согласно которых полагают исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон), согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.

В силу части 4 статьи 7 Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» регулируется Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» (далее - Закон № 69-ЗРК).

В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ЗРК за многолетний и добросовестный труд ветеранами труда Республики Карелия признаются граждане, проживающие в Республике Карелия и достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, в том числе не имеющие наград и (или) званий, указанных в п. 2 ст. 1 Закона Республики Карелия, если их стаж составляет 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Республики Карелия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Матвеева С.А. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Республики Карелия». ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в присвоении звания в связи с отсутствием необходимого стажа работы и (или) иной деятельности.

Ответчиком стаж истца был исчислен продолжительностью 26 лет 09 месяцев 17 дней, из них стаж работы на территории Республики Карелия составил 17 лет 10 дней.

Как установлено ч. 2 ст. 1 Закона № 69-ЗРК, для целей данного закона под стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, иных периодов, засчитываемых в соответствии с законодательством в страховой стаж, а также периодов работы, подтвержденных документально, в процессе которых не выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются иные периоды работы.

Как усматривается из сведений, представленных пенсионным органом, Матвеева С.А. является получателем трудовой (а с ДД.ММ.ГГГГ страховой) пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Спорный период не учтен пенсионным органом при назначении пенсии в связи с отсутствием подтверждающих документов.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно абз. 1 п. 11 Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу абз. 2 п. 11 Правил в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, периоды работы, приходящиеся на период до указанной даты, подтверждаются в порядке, установленном п. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и абз. 2 п. 11 Правил № 1015.

Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка, установленного образца, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичная норма содержалась в КЗоТ РФ (ст.39).

Согласно Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, следует, что при внесении в трудовую книжку записей о приеме, переводах, поощрении, увольнении, в обязательном порядке указывается основание внесения записи: приказ или иной документ работодателя, его номер и дата.

Факт работы истца в должности <данные изъяты> № 5 Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке не зафиксирован, иными документами не подтвержден.

Из архивной справки, представленной истцом в материалы дела, следует, что в документах архивного фонда ЛИИЖТ (в настоящее время - ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I») нет сведений о работе Матвеевой С. А. в ЛИИЖТ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений истца и из показаний свидетеля ААА следует, что документы на исполнение трудовой функции вахтера не оформлялись намеренно. Истец с ребенком временно выехала в <адрес> к супругу (ААА), который в спорный период времени обучался в ЛИИЖТ и проживал в общежитии данного учебного заведения. По договоренности с комендантом общежития истец была вселена в общежитие к супругу без регистрации (прописки) по месту пребывания и была допущена к исполнению обязанностей <данные изъяты> названного общежития. В виду отсутствия регистрации оформление трудовых отношений не производилось, оплата осуществлялась комендантом наличными также без оформления платежных документов. В период проживания в общежитии семья Матвеевых неоднократно выезжала на отдых, в указанные периоды функции <данные изъяты> осуществляло другое лицо.

В соответствии с п.п. 37,38 Правил № 1015 периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В связи с характером спорных отношений и формулировкой нормы Закона № 69 –ЗРК, допускающей в целях присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» учет иных периодов работы, не входящих в страховой стаж, суд также обращается к общим нормам трудового законодательства, регламентирующим содержание трудовых отношений.

Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В силу части первой статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: достижение между работником и уполномоченным работодателем лицом соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер трудового отношения (оплата производится за труд).

Как следует из изложенного ранее, какие – либо документы о спорных трудовых отношениях не составлялись, свидетельские показания ААА и нотариально оформленное заявление ВВВ требованиям п.п. 37,38 Правил № 1015 не отвечают, поскольку названные лица в трудовых отношениях с ЛИИЖТ не состояли.

Кроме того, показания свидетелей и пояснения истца, не подтверждают с необходимой достоверностью наличие указанных выше признаков трудовых отношений. Из представленных доказательств невозможно установить допущение истца к работе уполномоченным лицом, подчинение внутреннему распорядку, оплату труда непосредственно за счет работодателя, а также период выполнения трудовой функции.

Таким образом, суд считает, что с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.В. Балицкая

Мотивированное решение составлено 19.11.2019

2-7739/2019 ~ М-7468/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матвеева Светлана Александровна
Ответчики
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска"
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
ФГБОУ ВО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Балицкая Н.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2019Передача материалов судье
23.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2019Судебное заседание
19.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
17.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее