Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4817/2015 ~ М-4795/2015 от 28.08.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2015 года                                                   Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кизовской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Счётной палаты Самарской области о признании недействительным Предписания Службы государственного финансового контроля Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,

УСТАНОВИЛ:

Счётная палата Самарской области обратилась в суд с заявлением о признании недействительным Предписания Службы государственного финансового контроля Самарской области об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. В обоснование своих требований заявитель указал, что Службой государственного финансового контроля Самарской области (Госфинконтроль) в соответствии с приказом от 29.06.2015 года №6 в Счётной палате Самарской области проводилась плановая проверка соблюдения Счётной палатой Самарской области законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок проведения проверки с 09.07.2015 года по 09.08.2015 года. По результатам проведённой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По мнению Госфинконтроля, Счётной палатой Самарской области допущены нарушения норм законодательства предусмотренных статьями 30, 34, 94, 103, 112 Федерального закона от 15.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, забот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, 20.08.2015 года Госфинконтролем выдано предписание №ПР-17 об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Счётная палата считает, что указанное предписание Госфинконтроля не соответствует закону и нарушает права Счётной палаты.

Частью 9 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключённого в соответствии с пунктами 4, 5, 23 или 44 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ) отражаются заказчиком в отчёте, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения антракта, осуществлённая поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Оспариваемое предписание не содержит указания на характер информации, которая должна содержаться в отчётах Счётной палаты, относительно вышеуказанных контрактов, а также не раскрывает характер выявленных нарушений. Кроме того, данные контракты до настоящего момента полностью не исполнены. Также контрактами не определены промежуточные сроки и этапы их исполнения.

В соответствии с позицией Министерства экономического развития РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> соответствии со статьями 508, 544, 708, 711, 753, 766 Гражданского кодекса РФ по согласованию между сторонами в договоре (контракте) в течение срока действия договора контракта) могут быть определены промежуточные сроки (этапы) исполнения сторонами части обязательств, предусмотренных договором (контрактом). Такие этапы закрепляются в договоре (контракте) посредством календарного плана или графика поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, или описанием их в отдельных пунктах договора (контракта).

В случае, когда сторонами предусмотрено исполнение обязательств по контракту в течение срока его действия отдельными частями и промежуточные сроки исполнения обязательств в нём не определены, то исполнение обязательств выполняется в равномерные промежутки времени.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приёмку, оплату заказчиком и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Исходя из этого, этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчёт о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы закреплены контрактом.

График оплаты относится к порядку оплаты (часть 13 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. Также указано, что сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчёта и размещения его на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента дополнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Самарской области, утверждённого Приказом Госфинконтроля от ДД.ММ.ГГГГ №12-общ, в предписании об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок должны быть указаны: дата и место выдачи предписания; состав инспекции; сведения об акте проверки, решении инспекции, на основании которого выдается предписание; наименование, адрес лиц, которым выдаётся предписание; требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок; сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание; сроки, в течение которых в Госфинконтроль Самарской области должно поступить подтверждение исполнения предписания.

Однако оспариваемое предписание не содержит обязательных сведений, закреплённых указанным административным регламентом. В частности, не указан состав инспекции, проводившей плановую проверку, не указаны сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание, а также не указаны требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В предписании указано, что Госфинконтролем выявлены нарушения положений норм содержащихся в статьях 30, 34, 94, 103, 112 Федерального закона №44-ФЗ, однако предписывается исполнить требования только части 9 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ. Таким образом, предписание не содержит требований о совершении действий, направленных на устранение норм права закреплённых статьями 30, 34, 103, 112 Федерального закона №44-ФЗ, соответственно Счётная палата лишена возможности оспорить или устранить выявленные нарушения.

По мнению Счётной палаты оспариваемое предписание не имеет полного правового содержания, формулировка выявленного и отраженного в нём нарушения не соответствует принципам конкретности и правовой определённости, не отвечает критерию исполнимости, поскольку, не содержит перечня действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться, что создаёт неясность порядка и способа его исполнения.

Предписание носит властно-распорядительный характер и порождает правовые последствия, а именно незаконно возлагает на Счётную палату обязанность разместить на официальном сайте соответствующие отчёты по вышеуказанным контрактам, за непредставление которой наступает административная ответственность юридических лиц и его должностных лиц. Предписание исходит от должностного лица государственного органа, обладает властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил признать недействительным Предписание Службы государственного финансового контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В судебном заседании представители заявителя, действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представители заинтересованного лица, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Службой государственного финансового контроля Самарской области в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая проверка соблюдения Счётной палатой Самарской области законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Материалами дела подтверждается, что по результатам проведённой проверки Счётной палате выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно предписанию Счётной палатой <адрес> допущены нарушения норм законодательства предусмотренных статьями 30, 34, 94, 103, 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, забот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Госфинконтролем выдано предписание № об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Так, в соответствии с предписанием, Счётной палате <адрес> в соответствии с требованиями части 9 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ необходимо разместить на официальном сайте соответствующие отчёты по следующим контрактам: от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Самарские коммунальные системы», от ДД.ММ.ГГГГ №T213-FA041/01005/1-2015 с <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №15-4.1/49 с УФПС <адрес> - филиалом <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №05-15/03К с <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №50250г с <данные изъяты> тепловых сетей», от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №4/<данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №12/ХК-15/06-15/06К с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №05-15/02К с ООО <данные изъяты> от с ОАО «МТС», от ДД.ММ.ГГГГ №05-415/07К с <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ №05-15/05К с <данные изъяты>».

В силу части 9 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23 или 44 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчёте, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: 1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; 2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; 3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 3 Положения подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчёта об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения», утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ отчёт размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня: оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приёмке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения; оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приёмке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Таким образом, законом предусмотрена обязанность по размещению отчёта после оплаты обязательств и подписания заказчиком документа о приёмке результатов исполнения контракта (в случае исполнения сторонами обязательств в полном объёме), так и после промежуточной оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приёмке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

При наличии указанных обстоятельств, оценив положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание в части возложения на него – заявителя обязанности размещения отчётов об исполнении контрактов, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, не имеется.

Ссылка заявителя на письмо Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, согласно которому отчёт о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены актом, а сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчёта и размещения его на официальном сайте, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно письму Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчёт, если условиями заключённого контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приёмка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и приёмка, а также оплата производятся регулярно (например, ежемесячно), в данном случае заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в ЕИС.

Кроме того, согласно позиции Минэкономразвития РФ, в случае, если в соответствии с условиями заключённого контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения, технического сопровождения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приёмка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определённые промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приёмка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также является отдельным этапом исполнения контракта.

Доводы заявителя о том, что Службой государственного финансового контроля Самарской области при вынесении оспариваемого предписания допущены процессуальные нарушения, в частности о незаконности состава, являются несостоятельными, соответственно также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Управление контрактного аудита является структурным подразделением Службы.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе государственного финансового контроля Самарской области, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 19.06.2012 года №283, Служба является органом исполнительной власти Самарской области, сформированным Правительством Самарской области для осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1.2 данного Положения на Службу возложено осуществление контроля в сфере закупок.

Таким образом, Служба вправе реализовывать полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок, в том числе с привлечением должностных лиц иных структурных подразделений Службы.

Ссылка заявителя на отсутствие в предписании указания на конкретные действия, которое должно совершить лицо, также является несостоятельной.

Предписание в соответствии с пунктом 3.5.7 Регламента и частью 23 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ содержит указание на конкретные действия, которые заключаются в размещении отчётов об исполнении контрактов на официальном сайте. Также в нём указано, что выполнение этих действий предусмотрено частью 9 статьи 94 указанного закона, перечислены реквизиты контрактов, отчёты, об исполнении которых необходимо разместить.

Направление предписания вместе с актом проверки предусмотрено пунктом 3.59 Регламента, в соответствии с которым предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляется субъекту проверки одновременно с актом проверки. Соответствующее положение содержится в Порядке проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утверждённом приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 года №30.

Пунктом 3.53 Регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является подписание (согласование) без возражений акта проверки либо направление субъекту проверки заключения на возражения по акту проверки.

Данное требование предназначено для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по выявленным нарушениям, а отправка предписания одновременно с актом направлена на оперативное устранение нарушения требований законодательства и иных нормативных правовых актов РФ в сфере закупок.

Ссылка заявителя на то, что оспариваемое предписание не содержит обязательных сведений, закреплённых регламентом, в частности, не указан состав инспекции проведенной плановой проверки, не указаны сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание, а также не указаны требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, оно не содержит требований о совершении действий, направленных на устранение норм права закрепленных статьями 30, 34, 103, 112 Федерального закона№44-ФЗ, что не позволяет оспорить или устранить выявленные нарушения, не может служить основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.

Так, оспариваемое предписание выдано только по исполнению требований статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ, в части размещения отчётов об исполнении контрактов, поскольку, по остальным нарушениям, либо уже заключён контракт и внести изменения в него не представляется возможным (нарушение статья 34 Федерального закона «О контрактной системе»), либо на официальном сайте несвоевременно размещена информация (нарушение статьи 103, 112 Федерального закона №44-ФЗ), либо размещена с недостоверными данными (нарушение статьи 30, 103 Федерального закона №44-ФЗ).

Таким образом, указание в предписании всех выявленных в рамках проверки нарушений не могло повлиять и не повлияло на право заявителя оспорить данное предписание.

Кроме того, поскольку, срок исполнения предписания предшествует сроку, в течение которого заявителю следовало его исполнить, в предписании указан только последний срок.

Таким образом, у заявителя имелась возможность исполнения предписания вплоть до срока подтверждения его исполнения, что свидетельствует об отсутствии оснований считать предписание неисполнимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Счётной палаты Самарской области о признании недействительным Предписания Службы государственного финансового контроля Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий                                     /подпись/                                  Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-4817/2015 ~ М-4795/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Счетная палата Самарской области
Другие
Служба государственого финансового контроля САмарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
11.09.2015Судебное заседание
28.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2015Передача материалов судье
31.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.10.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Судебное заседание
17.11.2015Судебное заседание
08.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее