Дело №12-110/2015
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление должностного лица
по делу об административном правонарушении
город Качканар 19 ноября 2015 года
Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кунева Е.А., с участием защитника ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда, расположенного по адресу: гор. Качканар, ул. Свердлова, дом 8 (4 этаж), жалобу Слюсарева Алексея Станиславовича на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Слюсарев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Слюсарев А.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В жалобе указывает, что требования СП 3.5.3.1129-01 предназначены только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проведению дератизационных работ, а также для органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы. Поскольку его работники являются работниками магазина непродовольственных товаров, то они не обязаны проходить предварительные и периодические медицинские и профилактические осмотры. Также считает незаконным вменение ему требований о вакцинации работников, поскольку данная процедура является правом, а не обязанностью граждан. Также считает незаконным требование по включению в «Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания» нормативных документов, касающихся профилактики заболеваний, поскольку данные документы не касаются торговой деятельности промышленными товарами. Кроме этого, Слюсаревым А.С. заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы, поскольку изначально жалоба была подана в Арбитражный суд Свердловской области, где производство по делу было прекращено, в связи с не подведомственностью ее рассмотрения.
В судебное заседание Слюсарев А.С., надлежащим образом извещенный судом, не явился, направив в суд своего защитника.
Защитник ФИО3, действующий в интересах Слюсарева А.С., доводы жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что вменение Слюсареву А.С. нарушений СанПиН 2.2.0.555-96 незаконно, поскольку данные нормы и правила утратили свою силу, т.к. изданы были в 1996 году, все правила и нормы действуют 10 лет, после чего, их действие должно быть продлено либо изданы новые СанПиН. Поскольку СанПиН 2.2.0.555-96 не продлевались, они не должны действовать. Кроме этого, трудовым законодательством введена аттестация рабочих мест, которая и должна применяться. Также поддержал ходатайство о восстановлении срока, поскольку Слюсарев А.С. своевременно обратился с жалобой в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд, исследовав доводы жалобы, а также материалы дела, заслушав доводы защитника, приходит к следующим выводам.
Рассматривая ходатайство Слюсарева А.С. о восстановлении срока обжалования постановления, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
При этом, законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.
Исходя из вышеизложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в т.ч. и права на судебную защиту, принимая во внимание, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в восстановлении срока на обжалование постановления административного органа по мотиву пропуска срока в связи с ошибочным обращением с жалобой в арбитражный суд означает невозможность для гражданина или юридического лица реализовать свое право на судебную защиту. Заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу, что ошибочное обращение с жалобой на постановление административного органа в Арбитражный суд Свердловской области и получение определения о прекращении производства по делу, указывают на уважительность причины пропуска срока для подачи жалобы и дают право на восстановление срока для ее подачи.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В ходе судебного заседания установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП Слюсарева А.С. на объекте - магазин «Одежда», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, ответственность за которые возложена на ИП Слюсарева А.С.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки с указанием допущенных ИП Слюсаревым А.С. нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
1) не проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации;
2) не обеспечено своевременное обследование сотрудников магазина на паразитарные заболевания;
3) не организовано проведение профилактических мероприятий с целью предупреждения заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе проведение профилактических прививок;
4) не разработаны паспорта на постоянные рабочие места женщин.
5) не полный перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью в программе производственного контроля.
Указанные нарушения являются нарушением требований ст. 11, п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 25, п.1 ст. 29, п. 1 ст. 34, ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96, пп. 7.2, 18.3 СП 3.1./3.2.3146-13, п. 2.2. СанПиН 3.5.2.1376-03, пп. 2.2., 2.3. СП 3.5.3.1129-02.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-28);
- актом проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-51);
- предписанием органа государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-56);
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отражены выявленные нарушения (л.д.68-69).
Таким образом, в соответствии с требованием п.п. 1-3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении было установлено наличие события административного правонарушения и лицо его совершившее. Вина ИП Слюсарева А.С. была установлена на основании всестороннего и полного исследования всех доказательств по делу в их совокупности. Имеющиеся в материалах дела доказательства вопреки доводам защитника были объективно исследованы и получили правильную оценку в соответствии со ст. 26.11. КоАП РФ.
Действия Слюсарева А.С. были правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доводы жалобы о незаконности вмененных нарушений по пп. 1, 2, 4, 5 не состоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
На основании ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 указанного Закона.
В силу п. 2.2 СП 3.5.3.1129-02 юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний.
Согласно п. 2.3 СП 3.5.3.1129-02 дератизация осуществляется на производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация.
Согласно Приказа Минздрава СССР от 03.09.1991 №254 «О развитии дезинфекционного дела в стране», борьба с грызунами и членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, включает в себя как санитарно-профилактические, так и истребительные мероприятия.
Санитарно-профилактические мероприятия проводятся предприятиями, организациями, учреждениями и населением под контролем учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Все предприятия, организации и учреждения, землепользователи и землевладельцы осуществляют мероприятия по борьбе с грызунами и членистоногими по договорам с санитарно-эпидемиологическими, дезинфекционными станциями, другими учреждениями и организациями, занимающимися выполнением работ по дезинсекции и дератизации, или своими силами.
Согласно п. 1.2. СанПиН 3.5.2.1376-03, санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению мероприятий по защите от тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других синантропных членистоногих производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, территорий городских и сельских поселений, прилегающих к ним участков открытой природы, а также к порядку проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих.
На основании п. 1.3 СанПиН 3.5.2.1376-03, санитарные правила обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющих дезинсекционные мероприятия.
Дезинсекция в соответствии с п. 2.1. СанПиН 3.5.2.1376-03 осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
Согласно п. 2.2. СанПиН 3.5.2.1376-03 дезинсекция проводится в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территориях городских и сельских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая водоемы, а также места естественного обитания синантропных членистоногих.
На основании Приложения 4 СанПиН 3.5.2.1376-03 администрация объекта - организация, владелец и арендатор строений, помещений, транспорта проводит дезинсекционные мероприятии своими силами при наличии соответствующих условий или на договорной основе - силами специализированных организаций, занимающихся дезинфекционной деятельностью.
Под объектом понимается здание (помещение), земельный участок, надземные и подземные сооружения, являющиеся собственностью юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо находящиеся в аренде у юридического лица или индивидуального предпринимателя и расположенные по одному фактическому адресу.
Поскольку используемый предпринимателем Слюсаревым А.С. магазин «Одежда», расположенный по адресу: <адрес>, пристроен к жилому многоквартирному дому, в соответствии с нормами СП 3.5.3.1129-02 и СанПиН 3.5.2.1376-03 он обязан проводить дератизационные и дезинсекционные мероприятия в помещении магазина «Одежда», что им сделано не было.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры.
Согласно ч. 2 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций общественного питания и торговли в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н. Согласно п. 15 указанного Перечня, работы в организациях торговли (без конкретизации реализуемой продукции) отнесены к числу работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Согласно п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 1.3. СП 3.1/3.2.3146-13 предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 7.3. СП 3.1/3.2.3146-13, работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации.
Указанные требования санитарных правил Слюсаревым А.С. также нарушены, поскольку при проведении проверки не представлены данные по ежегодному обследованию работников магазина на паразитарные заболевания, на туберкулез, на заболевания, передающиеся половым путем.
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.2.0.555-96, данные санитарные правила и нормы определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья. Указанные санитарные правила и нормы распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин.
Целью данного документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.0.555-96 ответственность за выполнение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Таким образом, СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» является действующим нормативным документом. Данный нормативный документ указан в программе производственного контроля в разделе «Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания», представленной Слюсаревым А.С. На основных рабочий местах у Слюсарева А.С. трудовой процесс выполняют сотрудники женского пола, следовательно, он обязан был разработать гигиенические паспорта на постоянные рабочие места женщин, что им сделано не было.
В соответствии с п. 2.6. СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Требования к программе производственного контроля установлены разделом 3 указанных Санитарных правил и включают в себя: перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1).
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом проверки от 26.02.2015, ИП Слюсарев А.С. отразил не все нормативные акты, в частности, в соответствии с осуществляемой им деятельностью должны иметь место и другие нормативные акты, в том числе: СП 3.1.1.2341-08, СП 3.1.2.3114-13, СП 3.1.2.3109-13, СП 3.1.2.3117-13, СП 3.1.3.2352-08, СП 3.1/3.2.3146-13.
В соответствии с п. 6.2. СП 1.1.1058-01 органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.
Таким образом, ИП Слюсарев А.С. в начале (процессе) своей деятельности имел право обратиться в органы Роспотребнадзора за бесплатным предоставлением перечня нормативных актов необходимых к применению в соответствии со спецификой их деятельности, однако, заявителем этого не сделано, документов, подтверждающих обратное, в материалы дела не представлено.
Указанные выше нарушения зафиксированы в акте и протоколе об административном правонарушении, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ признаны допустимыми доказательствами по делу и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает неправомерным вменение Слюсареву А.С. мероприятий по проведению профилактических прививок, исходя из следующего.
В соответствии с установленным правом на отказ от профилактических прививок в ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 (в ред. от 21.12.2013) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» иммунопрофилактика для граждан носит добровольный характер.
Кроме того, работы по продаже промышленных товаров (выполняемые предпринимателем) не включены в исчерпывающий Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установленный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об исключении данного нарушения из оспариваемого постановления.
С учетом установленных по делу обстоятельств, обоснованность привлечения Слюсарева А.С. к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Таким образом, суд считает, что порядок привлечения Слюсарева А.С. к административной ответственности был полностью соблюдён, наказание ему назначено в пределах санкции установленной законом, с соблюдением требований ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, это наказание суд признает соразмерным степени тяжести совершенного им правонарушения, его личности и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Должностным лицом не установлено оснований для освобождения Слюсарева А.С. от административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ, не находит таких оснований и суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Слюсарева Алексея Станиславовича удовлетворить частично.
Постановление и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3. КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Слюсарева Алексея Станиславовича изменить, исключить из постановления указание на допущенные нарушения в части организации и проведения мероприятий по проведению профилактических прививок, в остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Качканарский городской суд Свердловской области.
Судья Качканарского
городского суда Е.А. Кунева