Решение по делу № 2-5981/2015 ~ 05469/2015 от 12.10.2015

№2-5981/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2015 года г. Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

представителя истца Кистанкина Т.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения <адрес> к Федорова Е.Ю. о взыскании неустойки за неправомерное удержание денежных средств, штрафа за неисполнение обязательств по возврату единовременной компенсационной выплаты в связи с прекращением трудовых отношений,

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Оренбургской области обратилось в суд с иском к Федоровой Е.Ю. указав, что с ответчиком, как с медицинским работником, прибывшим на работу в <данные изъяты> в сельский населенный пункт и трудоустроившейся ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ «<адрес> больница» на должность <данные изъяты>, в соответствии с положениями ч.12.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ был заключен трехсторонний договор «О единовременной компенсационной выплате за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» по условиям которого Федоровой Е.Ю. (получатель компенсации) была осуществлена единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей за счет средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п.2.1 договора и положениями ФЗ № 326-ФЗ получатель компенсации заключая договор на получение единовременной компенсационной выплаты принимает на себя обязательства работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, а в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока в течение трех рабочих дней осуществить возврат в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты (п.2.4 договора).

По условиям заключенного договора в случаях неправомерного удержания подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты, уклонения от возврата, иной просрочки по ее уплате получатель компенсации уплачивает проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 0,1 % от суммы единовременной компенсационной выплаты, указанной в п.1.1 договора за каждый день просрочки возврата в бюджет денежных средств.

Согласно п.6.1 договора за неисполнение либо ненадлежащее исполнение получателем компенсации обязанностей, предусмотренных настоящим договором, Уполномоченный орган вправе потребовать от Получателя компенсации денежную сумму, равную 1 проценту от суммы единовременной компенсационной выплаты, указанной в п.1.1 настоящего договора.

В соответствии с п.8.3 договора его вступление в силу обусловливается предоставлением иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ФЗ от 29.11.2010 г. № 326 - ФЗ из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области для последующего их перечисления в течение трех дней в бюджет Оренбургской области в соответствии с заявкой территориального фонда в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством РФ.

Ссылаясь на то, что межбюджетные трансферты предоставлены, единовременная компенсационная выплата произведена Федоровой Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей и ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, однако в нарушение принятых обязательств получатель компенсации по собственному желанию прекратила трудовые отношения с медицинским учреждением ДД.ММ.ГГГГ, однако полученные денежные средства пропорционально неотработанному времени не возвратила, просило суд взыскать с Федоровой Е.Ю. единовременную компенсационную выплату в связи с досрочным прекращением трудовых отношений в сумме <данные изъяты> рублей, а также неустойку за неправомерное удержание денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей и штраф за неисполнение обязанностей в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель истца Кистанкин Т.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив суду, что ответчику Федоровой Е.Ю. как медицинскому работнику прибывшей для работы в сельскую местность на основании заключенного договора была предоставлена единовременная компенсационная выплата за счет средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей. В соответствии с положениями закона получатель компенсационной выплаты принимает на себя обязанности отработать по основному месту работы в соответствии с заключенным договором не менее 5 лет, а при досрочном расторжении трудового договора возвратить денежные средства пропорционально неотработанному времени. ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ГБУЗ «<адрес> больница» были прекращены по инициативе работника. Просил суд заявленные исковые требования удовлетворить.

Ответчик Федорова Е.Ю., в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известила, возражений относительно заявленных требований не представила.

Представитель третьего лица ГБУЗ «<адрес> больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором пояснил суду, что Федорова Е.Ю. была принята на работу ГБУЗ «Матвеевская РБ» на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, за время работы должностные обязанности выполняла добросовестно, дисциплинарных взысканий не имела. Федоровой Е.Ю. была произведена компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей, но ДД.ММ.ГГГГ на имя главного врача поступило заявление об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Ю. уволена по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. При выдаче документов Федоровой Е.Ю. было дополнительно сообщено о необходимости возврата денежных средств, полученных по договору от ДД.ММ.ГГГГ в течение трех рабочих дней после прекращения трудового договора с медицинской организацией.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд, с учетом мнения представителя истца, не возражавшего о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, в 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2013 году из областного бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В силу п. 3 ч. 12.2 ст. 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Ю. принята на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>», в связи с чем с работником был заключен трудовой договор .

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения <адрес> (уполномоченный орган), ГБУЗ «Матвеевская центральная районная больница» (медицинская организация) и Федоровой Е.Ю. (медицинский работник) заключен договор «О единовременной компенсационной выплате за счет средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» предметом которого является осуществление получателю компенсации единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.2.1 договора получатель компенсации принимает на себя обязанности работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным с медицинской организацией, а в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока в соответствии с п.2.4 договора осуществить в течение 3 рабочих дней возврат в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты (пропорционально неотработанному времени).

Указанный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, но не ранее дня предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 ст.51 ФЗ № 326 – ФЗ от 29.11.2010 года из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п.8.3 договора).

Иные межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС на осуществление единовременной компенсационной выплаты Федоровой Е.Ю. поступили в ТФОМС Оренбургской области и были перечислены на счет получателя компенсационной выплаты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежными поручениями и и не оспорено в судебном заседании.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора с Федоровой Е.Ю. прекращено с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника.

Согласно представленному министерством здравоохранения Оренбургской области расчету, Федоровой Е.Ю. подлежит возврату часть компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в сумме <данные изъяты> рублей исходя из периода, который подлежало отработать Федоровой Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по 05ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, с исчислением отработанного Министерством здравоохранения периодом с даты поступления межбюджетных трансфертов суд согласиться не может, поскольку исходя из условий предоставления единовременной компенсационной выплаты и условий договора от ДД.ММ.ГГГГ, данные компенсационные выплаты связаны именно с исполнением Федоровой Е.Ю. трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>

Указанное обстоятельство также подтверждается предусмотренным законодательным порядком возврата данных выплат, рассчитываемых именно с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.

Следовательно, расчет отработанного времени должен исчисляться именно с момента заключения с Федоровой Е.Ю. трудового договора, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Период отработанного Федоровой Е.Ю. времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения прекращены) составляет 365 дней, а следовательно сумма компенсационной выплаты подлежащая возврату пропорционально неотработанному периоду составляет <данные изъяты> компенсационная выплата за отработанный период ).

Таким образом сумма подлежащая взысканию с Федоровой Е.Ю. в пользу Министерства здравоохранения Оренбургской области составляет <данные изъяты> рублей.

Оценив собранные по делу доказательства и принимая во внимание пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что заключая договор от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей Федорова Е.Ю. добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока обязалась возвратить Министерству здравоохранения Оренбургской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду. Поскольку принятые на себя обязательства Федорова Е.Ю. в добровольном порядке не исполнила, досрочно прекратив трудовые отношения с медицинской организацией возврат части компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени не произвела, суд находит требования министерства здравоохранения Оренбургской области подлежащими частичному удовлетворению и взыскивает с Федоровой Е.Ю. <данные изъяты> рублей.

Рассматривая требования министерства здравоохранения Оренбургской области о взыскании с Федоровой Е.Ю. неустойки и штрафа за несвоевременный возврат компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.309 – 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В силу ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной несоразмерности последствиям нарушенного обязательства. Снижение неустойки является в каждом конкретном случае одним из предусмотренных законом способов, которым законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ при разрешении вопроса об уменьшении размера подлежащей уплате неустойки, суды принимают во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая в том числе соотношение сумм неустойки и основного долга, длительность неисполнения обязательства, соотношение процентной ставки с размерами ставки рефинансирования, имущественное положение должника.

В силу диспозиции статьи 333 ГК РФ основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Оценивая степень соразмерности неустойки при разрешении споров, необходимо учитывать действительный (а не возможный) размера ущерба, причиненный в результате нарушения ответчиком (должником) взятых на себя обязательств.

Поскольку суд не ограничен определенным кругом обстоятельств, которые он принимает во внимание при оценке последствий нарушения обязательства, то при решении вопроса о снижении размера неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства судами могут приниматься во внимание обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с п.6.2 договора в случаях неправомерного удержания подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты, уклонения от возврата, иной просрочки в ее уплате получатель компенсации уплачивает проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты, указанной в п.1.1 договора. Размер процентов подлежащих уплате в соответствии с п.6.2 договора определяется исходя из 0,1 % от суммы единовременной компенсационной выплаты, указанной в п.1.1 настоящего договора, за каждый день просрочки возврата в бюджет части единовременной компенсационной выплаты. Согласно п.6.1 договора за неисполнение либо ненадлежащее исполнение получателем компенсации обязанностей, предусмотренных настоящим договором, Уполномоченный орган вправе потребовать от Получателя компенсации денежную сумму, равную 1 проценту от суммы единовременной компенсационной выплаты, указанной в п.1.1 настоящего договора.

Суд, с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, учитывая размер неисполненных обязательств, явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства считает необходимым снизить размер начисленной неустойки и штрафных санкций до <данные изъяты> рублей и взыскать с Федоровой Е.Ю. в пользу министерства здравоохранения Оренбургской области неустойку за несвоевременный возврат компенсационной выплаты и штраф в сумме <данные изъяты> рублей.

Поскольку при обращении в суд министерство здравоохранения Оренбургской области в силу п.19 ч.1 ст.336 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, с Федоровой Е.Ю. в доход государства в соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рубль.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Министерства здравоохранения Оренбургской области к Федорова Е.Ю. о взыскании неустойки за неправомерное удержание денежных средств, штрафа за неисполнение обязательств по возврату единовременной компенсационной выплаты в связи с прекращением трудовых отношений - удовлетворить частично.

Взыскать с Федорова Е.Ю. в пользу Министерства здравоохранения Оренбургской области единовременную компенсационную выплату в связи с досрочным расторжением трудового договора в сумме <данные изъяты> рублей, неустойку и штраф за несвоевременный возврат денежных средств в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с Федорова Е.Ю. в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рубль.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     Е.В. Крыгина

В окончательной форме решение принято 16 ноября 2015 года.

2-5981/2015 ~ 05469/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство здравоохранения Оренбургской области
Ответчики
Федорова Екатерина Юрьевна
Другие
ГБУЗ "Матвеевская районная больница"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Крыгина Е.В.
Дело на странице суда
centralny--orb.sudrf.ru
12.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2015Передача материалов судье
13.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее