Дело № 2-1131/18 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Микитюк О.А., при секретаре Писанец В.В., с участием истцов: С.Н.И., Б.Ю.Н., М.В.Н., К.В.Г., К.С.А., В.Л.О., С.И.И., А.Е.В., К.М.Ю., М.В.М., Р.Е.В., О.Е.А., Р.Ю.В., М.Е.А., представителя истцов С.П.В., представителя ФИО29 представителя В.В.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО28 в интересах неопределенного круга лиц и по иску С.Н.И., Б.Ю.Н., М.В.Н., К.В.Г., К.С.А., В.Л.О., С.И.И., А.Е.В., К.М.Ю., М.В.М., Р.Е.В., О.Е.А., Р.Ю.В., М.Е.А. к ФИО29, Г.О.В., ФИО30 В.В.И. о признании недействительным решения сессии, признании незаконным и отмене государственного акта на земельный участок, признании договора аренды земельного участка недействительным, прекращении права аренды земельного участка и понуждении передать земельный участок в муниципальную собственность, восстановлении срока исковой давности, третье лицо - В.В.И.,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, уточнив свои требования, обратились с иском в суд, в котором просят признать незаконным и отменить Государственный акт серии КМ №001719 на право собственности на земельный участок площадью 0,999 га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома; признать договор аренды земельного участка от 10.10.2007г. между Г.О.В. и ФИО30 на указанный выше земельный участок недействительным; прекратить право аренды ФИО30 на указанный земельный участок; обязать Г.О.В. передать по акту приема-передачи вышеуказанный земельный участок в земли муниципальной собственности.
Требования мотивированы тем, что решением 96 сессии 1 созыва ФИО29 от 22.05.2018г. № 998 был отменен п. 19 приложения №1 к решению 31 сессии 4 созыва ФИО29 от 29.10.2004 г. №1769 о передаче в частную собственность Г.О.В. земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
На основании решения 31 сессии 4 созыва ФИО29 от 29.10.2004 г. №1769 на имя Г.О.В. был выдан государственный акт серии КМ № 001718 от 05.11.2004г. на вышеуказанный земельный участок, который зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за № (далее - Государственный акт серии КМ № 001718 от 05.11.2004).
10.10.2007г. между Г.О.В., и ФИО30 был заключен договор аренды земли, согласно которому вышеуказанный земельный участок был предоставлен ФИО30 для строительства и обслуживания жилого дома.
Указанное решение от 29.10.2004 было принято с нарушением законодательства и выданный на основании указанного решения государственный акт подлежит отмене. Согласно технической документации по землеустройству следует, что земельный участок находится в границах земель общего пользования.
В Акте выбора и обследования земельного участка, указано, что снос зеленых насаждений, попадающих в пятно застройки необходимо оформить в установленном порядке. На схеме, предлагающейся к Акту, отображено наличие на землях, за счет которых предусматривается осуществить отвод земельного участка, многолетних зеленых насаждений, а также соответствующие земли обозначены - «Парк». Более того, на данном земельном участке произрастает 20 деревьев.
Территория, на которой расположен указанный земельный участок, является сквером, где произрастают различные деревья (142 дерева) и кустарники. Также, на территории сквера расположены лавочки и детские площадки
Согласно данных действующего генерального плана <адрес>, утвержденного в 1991 и в 2012, следует, что переданный в собственность гр. Г.О.В. земельный участок находится на территории, отнесенной к территории зеленых насаждений, а также предусмотрено дальнейшее использование соответствующей территории в качестве земель общего пользования населенного пункта.
Таким образом, данные положения указывают на то, что использование земель населенного пункта не может противоречить положениям генерального плана.
Кроме того, истцы С.Н.И., М.Е.А., К.В.Г., Р.Ю.В. и В.Л.О. просят признать недействительным и отменить п. 19 приложения №1 к решению 31 сессии 4 созыва ФИО29 от 29.10.2004 г. №1769 о передаче в частную собственность Г.О.В. земельного участка площадью 0,0999 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома. Применить последствия недействительной ничтожной сделки, поскольку решение, принятое в 2004 году реализовано, у ответчика возникло право собственности на спорный земельный участок, а следовательно, у горсовета не было полномочий отменять решение от 29.10.20144 года и такое решение может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании истцы, их представитель С.П.В. свои исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, указав, что ФИО37 указана ими как ответчик, поскольку спорный земельный участок необходимо возвратить в муниципальную собственность в лице ФИО37
Представитель ФИО29 в судебном заседании также требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Требования истцов, в том числе, к ФИО29 также, просила удовлетворить.
Представителя ФИО37 в судебном заседании указал, что исковые требования ФИО37 признает в полном объеме, не возражает против возврата земельного участка в муниципальную собственность.
Ответчики Г.О.В. и ФИО30 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, что подтверждается данными почтовых конвертов, причин отсутствия не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.
В соответствии со ст. 113 ч. 1 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 113 ГПК РФ).
Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестке (ч. 1 ст. 116 ГПК РФ).
Кроме того, информация о дате и времени слушания дела заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в интернет-портале.
Заслушав пояснения истцов, их представителя, представителей ФИО37 и ФИО29 исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные ФИО28 требования следует оставить без удовлетворения, требования заявленные истцами С.Н.И., Б.Ю.Н. М.В.Н., К.В.Г., К.С.А., В.Л.О., С.И.И., А.Е.В., К.М.Ю., М.В.М., Р.Е.В., О.Е.А., Р.Ю.В., М.Е.А. и др. подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением 31 сессии 4 созыва ФИО29 № 1769 от 29.10.2004 года Г.О.В. передан бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 0,0999 га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
На основании указанного решения 05.11.2004 года на имя Г.О.В. выдан государственный акт серии КМ № 001718 на право собственности на указанный земельный участок.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, действовавшем на период 2004 года.
10.10.2007 года между Г.О.В. и ФИО30 заключен договора аренды земельного участка площадью 0,0999 га, расположенного по адресу <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, сроком на 49 лет.
Земельному участку присвоен кадастровый №.
Согласно выкопировке из Генерального плана <адрес>, утвержденного постановлением Советом министров Крымской АССР 14.10.1991 года № 242 земельный участок, выделенный в собственность Г.О.В., находится в зрне территорий зеленых насаждений общего пользования (л.д.13)
Аналогичная информация содержится и в генеральном плане <адрес>, утвержденного решением 37 сессии 6 созыва ФИО29 28.12.2012 года № 1168 ( л.д.14)
Решением внеочередной 96 сессии 1 созыва ФИО29 от 22.05.2018 г. № 995 отменен п. 19 приложения № 1 к решению 31 сессии 4 созыва ФИО29 от 29.10.2004 г. №1769 о передаче в частную собственность Г.О.В. земельного участка площадью 0,0999 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
Техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, передаваемый в частную собственность гр. Г.О.В. выполнена ФИО47
Согласно данных технической документации, предоставленный в собственность Г.О.В. земельный участок находится в границах земель общего пользования.
В Акте выбора и обследования земельного участка № 51 от 19.02.2004, находящегося в технической документации, указано, что участок расположен на землях ФИО29, свободен от строений, снос зеленных насаждений попадающих в пятно застройки необходимо оформить в установленном порядке.
На схеме к Акту выбора и обследования земельного участка, отображено наличие на землях, за счет которых предусматривается осуществить отвод земельного участка, многолетних зеленных насаждений, а также соответствующие земли обозначены - "Парк".
По данным технической документации по землеустройству по составлению документов по передаче в аренду ФИО30 земельного участка, установлено, что на данном земельном участке имеются многолетние зеленые насаждения и детские площадки. На участке произрастают 20 деревьев, координаты которых указаны на выкопировке из кадастрового плана.
Из акта обследования сквера по <адрес> в <адрес> от 22.01.2015 г., составленного главным специалистом архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, градостроительства, земельный отношений и муниципального имущества Ф.С.А., с участием старшего помощника прокурора ФИО60 следует, что на территории данного сквера произрастают различные деревья (142 дерева) и кустарники. Также, на территории сквера расположены лавочки и 2 (две) детские площадки.
Указанные обстоятельства также, подтверждены актом обследования территории земельных участков, расположенных на территории сквера по <адрес>) от 18 мая 2018 и 04 июля 2018 года. (л.д.12)
В связи со вступлением в законную силу Федерального Конституционного закона РФ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства, в том числе относится принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит нарушенное право.
В соответствии со ст. 12,56,57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статьям 210, 304 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, и может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. ст. 25-28 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2018) "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с выше указанным законом.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции Российской Федерации)
В силу требований ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Подобная норма также закреплена в ст. 13 Конституции Украины, в соответствии с которой гарантировалось право пользования гражданина природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.
Рассматривая данное дело, суд считает необходимым применить и законодательство Украины, действовавшее на момент возникновения правоотношения в части передачи земельного участка в собственность Г.О.В. и оформления государственного акта о праве собственности на спорный земельный участок, а также заключения договора аренды земельного участка.
Согласно ст. 116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности на земельные участки из земель коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗК Украины.
Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность. Безвозмездная передача земельных участков в собственность граждан производится, в том числе, в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах нормы бесплатной приватизации, определенных ЗК Украины, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (ст. 121 ЗК Украины). Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных ЗК Украины, производится один раз по каждому виду использования.
Согласно ст. 83 ЗК Украины земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находятся:
а) все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
б) земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.
К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в том числе, земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).
Таким образом, частью 3 ст. 83 Земельного кодекса Украины установлено, что земли общего пользования населенных пунктов являются землями коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность.
Статьей 39 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что использование земель жилищной и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
Положениями ст. 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» определено, что генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта.
В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» требования градостроительной документации являются обязательными для выполнения всеми субъектами градостроительства.
Аналогичные требования содержаться в ст. ст. 23, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральным планом не предусмотрено строительство каких-либо зданий и сооружений на территории зон зеленых насаждений, общего пользования и скверов.
Статьей 19 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» (действовал до 12.03.2011) предусматривалось, что режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, устанавливается в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта. Градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирование, застройка и другое использование территорий, с учетом которых определяется целевое назначения земель.
Согласно со ст. 3 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам застройки и иного использования территорий, выбора, изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков для градостроительных нужд принимаются в пределах, определенных законом в соответствии с градостроительной документацией, по согласованию со специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры.
Аналогичные требования содержаться в ст.ст. 23, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которых генеральный план - это документ территориального планирования, содержащий положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; и др. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение; и др.
Генеральный план <адрес>, разработанный Украинским государственным научно-исследовательским институтом проектирования городов "Дніпромісто", согласован решением исполкома ФИО29 от 08.04.1988 № 144 и утвержден Постановлением Совета Министров Крымской АССР от 14.10.1991 № 242.
Согласно генеральному плану <адрес> от 1991 года и пояснительной записки к нему (действовал до 28.12.2012), на месте расположения спорного земельного участка в районе <адрес> располагались территории зеленых насаждений общего пользования и было намечено расположение сквера ориентировочной площадью 1,00 га.
Согласно данных действующего генерального плана <адрес>, утвержденного решением ФИО29 № 1168 от 28.12.2012, следует, что переданный в собственность гр. Г.О.В. земельный участок находится на территории, отнесенной к территории зеленных насаждений.
Таким образом, пункт 1 решения ФИО29 № 1769 от 29.10.2004 в части передачи в частную собственность земельного участка гражданину Г.О.В. площадью 0,0999 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, противоречил требованиям статей 39, 83, 116, 118 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент принятия данного решения, так как указанный земельный участок относится к землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность.
Кроме того, в ходе установлено, что принятию незаконного п. 1 и пункта 19 приложения № 1 к решению ФИО29 № 1769 от 29.10.2004 в части передачи земельного участка Г.О.В. также способствовала дача положительного заключения ФИО65 о возможности целевого использования земельного участка № 2636 от 08.10.2004 года (далее - Заключение) с недостоверной информацией.
Так, в п. 4.2 Заключения сказано, что зеленые насаждения на отводимом земельном участке отсутствуют, что, как указанно выше, не соответствует действительности.
Далее, в пункте 5 Заключения указано, что расположение указанного земельного участка соответствует имеющейся проектно-планировочной документации, что также не соответствует действительности. Так, на момент дачи заключения единственной проектно-планировочной документацией является генеральный план <адрес> 1991 года, согласно которому на месте расположения отводимого земельного участка было намечено расположение сквера.
На основании вышеизложенной недостоверной информации дано положительное Заключение, а именно в выводах Заключения указано, что расположение указанного отводимого участка не противоречит генплану <адрес>. Однако, как установлено, отвод указанного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома на территории сквера, предусмотренного генеральным планом <адрес>, грубо противоречит положениям данного генерального плана.
Таким образом, Заключение № 2636 от 2004 года дано в нарушении вышеуказанных норм законодательства, положений действовавшего генерального плана города и фактического использования территории зеленых насаждений общего пользования. Дача указанного положительного Заключения с явно недостоверной информацией для целей дальнейшей передачи ФИО29 земельного участка, вопреки запретам законодательства, указывает на злоупотребление механизмом контроля со стороны должностных лиц ФИО29 на соответствующий исполнительный орган кювета — Управление архитектуры и градостроительства.
Отвод указанного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома на территории сквера, предусмотренного генеральным планом <адрес>, грубо противоречит положениям генерального плана города, действовашего на момент принятия решения. Заключение № 2636 от 08.10.2004 дано в нарушении вышеуказанных норм законодательства, положений действовавшего генерального плана города и фактического использования территории зеленных насаждений общего пользования.
На основании ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Часть 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Следовательно, положения ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующие порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающиеся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлены на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации
Отмена ответчиком ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, если на основании их норм возникли правоотношения, связанные с реализацией конкретных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Это является "гарантией стабильности общественных отношений" между органами местного самоуправления и гражданами, порождая у граждан уверенность в том, что их существующее положение не будет ухудшено принятым более поздним решением.
Акты органа местного самоуправления, на основании которых возникли правоотношения, связанные с реализацией конкретных субъективных прав и охраняемых законом интересов, могут быть отменены только в судебном порядке.
Исходя из системного анализа выше указанных норм закона, суд считает, что решение внеочередной 96 сессии 1 созыва ФИО29 от 22 мая 2018 года № 995 принято в нарушение действующего законодательства. В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части признания п. 19 приложения № 1 к решению 31 сессии 24 созыва ФИО29 от 29 октября 2004 года № 1769 в части передачи бесплатно в собственность Г.О.В. земельного участка площадью 0,0999 га, расположенного по адресу: <адрес> целевое назначение - для строительства и обслуживания жилого дома, кадастровый № незаконным и отменить последний.
Нарушенное право подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
При таких обстоятельствах, учитывая, что правоустанавливающий документ - решение ФИО29 от 29.10.2004 года подлежит отмене, государственный акт на право собственности на земельный участок, выданный на имя Г.О.В., является недействительным в силу закона, поскольку содержит правоподтверждающую информацию о праве собственности на земельный участок и дополнительного признания его недействительным судом не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского Кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такового признания (ничтожная сделка)
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 203 ГК Украины, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, установлено, что содержание сделки не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам
Лицо, совершающее сделку, должно иметь необходимый объем гражданской дееспособности.
Волеизъявление участника сделки должно быть свободным и отвечать его внутренней воле.
Сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной.( ст. 204 ГК Украины)
В силу ст. 215,216 ГК РФ, основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями первой - третьей, пятой и шестой статьей 203 Гражданского кодекса Украины.
Недействительным является сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка). В этом случае признания такой сделки недействительной судом не требуется.
Если недействительность сделки прямо не установлена законом, но одна из сторон или другое заинтересованное лицо опротестовывает ее действительность на основаниях, установленных законом, такая сделка может быть признана судом недействительной (оспаримая сделка).
Недействительная сделка не создает юридических последствий, кроме тех, что связаны с ее недействительностью.
В случае недействительности сделки любая из сторон обязана возвратить второй стороне в натуре все, что она получила на выполнение этой сделки, а в случае невозможности такого возвращения, в частности тогда, если полученное состоит в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге, - возместить стоимость того, что получено, по ценам, которые существуют на момент возмещения.
По договору найма (аренды) арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок. ( ст. 759 ГК Украины).
Согласно ст. 762 ГК Украины право передачи имущества в найм имеет собственник вещи или лицо, которому принадлежат имущественные права.
Исходя из изложенного, признанию недействительным подлежит и договор аренды земельного участка от 10.10.2007 года, заключенный между Г.О.В. и ФИО30 на спорный земельный участок, с прекращением права аренды у ФИО30
ФИО29 просит восстановить срок исковой давности в части требований о признании незаконным и отмене государственного акта и признании договора недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Аналогичные положения о том, что государство или муниципальное образование приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через органы государственной власти или местного самоуправления содержались и в законодательстве, действовавшем на момент возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше норм законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается со дня, когда государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
При этом гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права, но длительное время не предпринимало действий к его защите.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 29.09.2015 года «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» установлено, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов, узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Право собственности на земельный участок возникло у Г.О.В. с 29 октября 2004, т.е. со дня принятия выше указанного решения и получения государственного акта о праве собственности.
Ранее, переданный земельный участок находился в собственности ФИО29
Принимая решение о передаче ответчику земельного участка в собственность, ФИО29, по состоянию на 2004 год, действовал в пределах своих полномочий.
Законом Республики Крым от 05.06.2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование <адрес> наделено статусом городского округа.
Статьёй 1 Закона Республики Крым № 16-ЗРК от 05.06.2014 года «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» установлена следующая структура органов местного самоуправления для городских округов:
а) представительный орган муниципального образования, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;
б) глава муниципального образования, избираемый представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющий полномочия его председателя;
в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которую возглавляет глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
В соответствии со статьями 2, 3, 4 Закона Республики Крым № 16-ЗРК от 05.06.2014 года, установлены следующие наименования органов местного самоуправления для городского округа:
а) представительный орган – «городской совет»;
б) глава муниципального образования – «председатель городского совета»;
в) местная администрация – «администрация города».
Система органов местного самоуправления в <адрес> имеет следующий вид:
а) ФИО29 – представительный орган муниципального образования,
б) высшее должностное лицо муниципального образования – председатель ФИО29, который наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
в) ФИО37 – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Органы местного самоуправления <адрес> узнали о нарушении их права с момента принятия ФИО29 решения от 26.03.2004 года о передаче в частную собственность Г.О.В. земельного участка.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО29 пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд в интересах муниципального образования, со дня нарушения права прошло более 3х лет, оснований признать причины пропуска уважительными не имеется, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости отказать ему в удовлетворении иска.
Кроме того, начиная с 04 марта 2016 года в Феодосийском городском суде рассматривалось гражданское дело по иску прокурора <адрес>, поданного в защиту прав и законных интересов Российской Федерации муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц к ФИО29, А.А.О., ФИО30 о признании недействительным в части решения ФИО29 № 1378 от 26.03.2004 года, признания незаконным и отмены государственного акта на право собственности на земельный участок, признания недействительным договора аренды, возврата земельного участка и 13 мая 2016 года по указанному делу постановлено решение суда. (л.д.40)
Что касается требований истцов - физических лиц о восстановлении срока, суд считает, что срок на обращения в суд указанными выше лицами не пропущен.
В судебном заседании установлено, что начиная с 2004 года и до 18 мая 2018 года на спорном земельном участке не велись никакие строительные работы, земельный участок использовался жителями <адрес>, как сквер и зона отдыха. Забор вокруг земельного участка установлен 18 мая 2018 года и с указанной даты жители не имеют доступа к спорному земельному участку.
Исходя из изложенного, суд считает, что о нарушенном праве истцам стало известно только 18 мая 2018 года, с иском в суде они обратились 13 июня 2018 года, в связи с чем, нет оснований для восстановления срока, поскольку он не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на открытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Решением ФИО29 № 66 от 17.11.2014 учреждена ФИО37 с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 ст. 36 Устава муниципального образования городской округ <адрес> принятого решением ФИО29 № 65 от 17.11.2014, следует, что к полномочиям ФИО37 относится решение вопросов о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа <адрес>
Учитывая, что решение о передаче земельного участка в собственность Г.О.В. подлежит отмене, договор аренды подлежит признанию недействительным, а право аренды ФИО30 прекращению, суд считает, что земельный участок подлежит возврату в муниципальную собственность в лице ФИО37
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2018 года.
На основании изложенного руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО28 в интересах неопределенного круга лиц отказать в полном объеме.
Исковые требования С.Н.И., Б.Ю.Н., М.В.Н., К.В.Г., К.С.А., В.Л.О., С.И.И., А.Е.В., К.М.Ю., М.В.М., Р.Е.В., О.Е.А., Р.Ю.В., М.Е.А. удовлетворить частично.
Признать п. 19 приложения № 1 к решению 31 сессии 24 созыва ФИО29 от 29 октября 2004 года № 1769 в части передачи бесплатно в собственность Г.О.В. Г.О.В. земельного участка площадью 0,0999 га, расположенного по адресу: <адрес> целевое назначение - для строительства и обслуживания жилого дома, кадастровый № незаконным и отменить.
Признать недействительным договор аренды заключенный 10.10.2007 г. между Г.О.В. и ФИО30 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и прекратить право аренды ФИО30 на выше указанный земельный участок.
Истребовать у Г.О.В. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,0999 га, кадастровый №, передав его в муниципальную собственность в лице ФИО37.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) О.А. Микитюк
Копия верна: судья- секретарь-