РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах субъекта РФ Красноярский край, в лице краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска» к Сагитовой Х.Х. о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах субъекта РФ Красноярский край, в лице краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска», обратился в суд с иском к Сагитовой Х.Х. о взыскании суммы, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ, по результатам которой установлено следующее. 05.04.2011 года между Центром занятости и ответчиком заключен договор № 73-с о представлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных мест для трудоустройства граждан. Согласно пункту 2.3.7. долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 30-п от 20.01.2009 г. содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется путем предоставления безработным гражданам субсидии на организацию самозанятости. Субсидия на самозанятость и создание рабочих мест предоставляется безработным гражданам за счет субсидии из федерального бюджета, предоставленной краевому бюджету. На основании пункта 2.2. договора Центр занятости населения произвел перечисление на лицевой счет ответчика субсидию в сумме 482 160 руб. в том числе: за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере 470400 руб., за счет средств краевого бюджета в размере 11 760 руб. Согласно пункту 2.1.7. договора ответчик обязался в течение 30 дней после истечения периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах представить в Центр занятости выписку из ЕГРИП, выданную не ранее истечения периода занятости работников на созданных дополнительных рабочих местах и справку о созданных дополнительных рабочих местах с приложением списка безработных граждан, трудоустроенных по направлению Центра занятости на созданные дополнительные рабочие места, с указанием периода их работы на созданном рабочем месте. В случае неисполнения вышеуказанного условия ответчик в соответствии с пунктом 4.1 договора обязан возвратить сумму субсидии в полном объеме. Центр занятости направил в адрес ответчика письмо с требованием возврата денежных средств, которые до настоящего времени не возвращены. В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Статьей 310 ГК РФ предусмотрено общее правило недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. В нарушение приведенной правовой нормы и условий договора полученные денежные средства ответчиком в полном объеме не возвращены по настоящее время. Решением Минусинского городского суда с ответчика взыскана часть задолженности по рассматриваемому договору в сумме 294000 руб. Остаток не взысканной задолженности составляет 188160 руб. (482 160 руб. - 294 000 руб.). Таким образом, ответчиком, фактически совершены действия, свидетельствующие об одностороннем отказе от исполнения возложенных заключенным договором обязательств, что недопустимо, т. к. не соответствует требованием закона и договора. Просит суд взыскать с Сагитовой Х.Х. в пользу субъекта Российской Федерации - Красноярский край, в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска» задолженность в сумме 188 160 руб.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска» (л.д. 67) требования прокурора поддержала суду пояснила, что Сагитовой Х.Х. не исполнены условия договора, не представлены документы, а именно в течение 30 дней после истечения периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах, Сагитова должна была представить в Центр занятости выписку из ЕГРИП, выданную не ранее истечения периода занятости работников на созданных дополнительных рабочих местах и справку о созданных дополнительных рабочих местах с приложением списка безработных граждан, трудоустроенных по направлению Центра занятости на созданные дополнительные рабочие места, с указанием периода их работы на созданном рабочем месте, однако до настоящего времени эти документы не представлены.
Ответчик Сагитова Х.Х. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ею были созданы рабочие места, на которые были трудоустроены люди по направлению из центра занятости, она пыталась сдать документы в центр занятости, но их не принимали.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1974/2012, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. В соответствии с п. 1 ст. 425 договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91г. № 1032-1: «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан».
Согласно пунктам 2, 4 и 5 статьи 7.1. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91г. № 1032-1 средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2.3 Программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 г.г. утвержденной Постановлением Постановление Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 30-п (ред. от 20.12.2011): «Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета. Уполномоченным органом по вопросам реализации Программы, главным распорядителем указанных средств является агентство труда и занятости населения Красноярского края. Разработку и утверждение форм документов, необходимых для реализации Программы, осуществляет агентство труда и занятости населения Красноярского края», «Получателями бюджетных средств являются центры занятости населения. Перечисление средств центрам занятости населения осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью, в том числе за счет предоставленных краевому бюджету субсидий из федерального бюджета».
Таким образом, денежные средства Российской Федерации и Красноярского края, передаются соответствующим Центрам занятости для реализации государственных программ этими Центрами от имени государства - РФ и субъекта РФ.
В соответствии с п. 2.3.7 Программы "Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края" на 2009 - 2011 годы, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 30-п, получатель субсидии на самозанятость и создание рабочих мест или субсидии на создание рабочих мест обязан обеспечить занятость граждан на созданном дополнительном рабочем месте для трудоустройства безработных граждан не менее 12 месяцев и осуществлять предпринимательскую деятельность в течение всего периода занятости граждан на созданных дополнительных рабочих местах.
Получатель субсидии на самозанятость и создание рабочих мест или субсидии на создание рабочих мест в течение трех месяцев с момента перечисления субсидии, указанной в настоящем абзаце, представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих трудоустройство безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место (трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с безработным гражданином, трудоустроенным по направлению центра занятости населения на созданное дополнительное рабочее место (далее в данном подразделе - работник), приказ о приеме на работу, трудовая книжка).
В течение срока действия договора на предоставление субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, договора на предоставление субсидии на создание рабочих мест при увольнении работника, трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место, по любым основаниям получатель субсидии, указанной в настоящем абзаце, в трехдневный срок уведомляет об этом центр занятости населения, предоставив копию приказа об увольнении работника. Образовавшиеся вакансии заполняются безработными гражданами. Получатель субсидии, указанной в настоящем абзаце, в течение тридцати дней обязан принять на освободившееся рабочее место безработного гражданина и представить в центр занятости населения копии документов, подтверждающих его трудоустройство (трудовой договор, приказ о приеме на работу, трудовая книжка).
Общий период занятости на созданном дополнительном рабочем месте для трудоустройства безработных граждан не может составлять менее 12 месяцев. В период занятости работников на созданных дополнительных рабочих местах включаются периоды их работы, подтвержденные трудовыми договорами, приказами о приеме на работу, трудовыми книжками.
Получатель субсидии на самозанятость и создание рабочих мест или субсидии на создание рабочих мест в течение тридцати дней после истечения периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах, для подписания акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, или акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на создание рабочих мест представляет в центр занятости населения:
выписку из ЕГРИП или выписку из ЕГРЮЛ, выданную не ранее истечения периода занятости граждан на созданных дополнительных рабочих местах;
справку произвольной формы о созданных дополнительных рабочих местах с приложением списка безработных граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости населения на созданные дополнительные рабочие места (с указанием периода их работы на созданном дополнительном рабочем месте), копий трудовых книжек работников, трудоустроенных на момент представления документов, указанных в настоящем абзаце.
Субсидия на самозанятость, субсидия на самозанятость и создание рабочих мест, субсидия на создание рабочих мест подлежат возврату в краевой бюджет в следующих случаях и размерах:
а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии представил недостоверные сведения;
б) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии не представил подтверждающие документы;
в) невыполнение обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности:
для получателя субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, получателя субсидии на создание рабочих мест - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения периода занятости работников на созданных дополнительных рабочих местах, - в полном объеме.
Судом установлено, что в рамках выполнения долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы, между КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска» и ответчиком Сагитовой Х.Х. заключен договор о предоставлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан № 73-1 от 05.04.2011 г.(л.д. 8-10).
Также судом установлено, что согласно условий договора КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска» произвело перечисление денежных средств в целях обеспечения занятости ответчика в общей сумме 482160 рублей, что подтверждается заявлением (л.д. 12) от 13.04.2011 г. Сагитовой Х.Х., приказом Агентства труда и занятости населения Красноярского края КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска» № № от 13.04.2011 г. (л.д. 13) о предоставлении Сагитовой Х.Х. субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в сумме 482160 руб., в том числе за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере 470400 руб., за счет средств краевого бюджета в размере 11 760 руб., заявкой на кассовый расход № № от 14.04.2011 г. (л.д. 18) согласно которой КГКУ «ЦЗН г. Минусинска» перечислило 470400 руб. из федерального бюджета, платежным поручением № 34 от 22.04.2011 г. (л.д. 19) по которому КГКУ «ЦЗН г. Минусинска» перечислило 11760 руб. получателю Сагитовой Х.Х.
Согласно п. 2.1.2. договора Сагитова Х.Х. обязалась в течение 3 месяцев создать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан в количестве 7 рабочих мест и трудоустроить на них безработных граждан, обеспечив их занятость на каждом созданном дополнительном рабочем месте не менее 12 месяцев по следующим профессиям (должностям) – кочегар – 1, разнорабочий – 2, овощевод – 4 (л.д. 8-10).
Согласно п. 2.1.7. договора Сагитова Х.Х. обязалась в течение 30 дней после истечения периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах представить в Центр занятости для подписания акта о выполнении условий договора документы, выписку из ЕГРИП и справку о созданных рабочих местах.
Согласно п.п. 2.2.2 договора, Центр занятости, в течение 10 рабочих дней после издания приказа о предоставлении субсидии перечислить гражданину на лицевой счет средства краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета, в размере 482160 руб., в том числе за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере 470400 руб., за счет средств краевого бюджета в размере 11 760 руб.(л.д. 8-10).
Согласно пункту 4.1 договора между КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска» и ответчиком в случае неисполнения указанных условий договора, том числе не предоставления документов, ответчик обязался возвратить перечисленные ему средства в полном объеме.
Согласно выписке из ЕГРИП от 11.04.2011 г. (л.д. 14-15), от 20.06.2013 г. (л.д. 79) Сагитова Х.Х. является действующим индивидуальным предпринимателем.
Из экспертного заключения № 6-д от 09.03.2011 г.(л.д. 16) следует, что по обращению Сагитовой Х.Х. составлен проект по организации тепличного хозяйства по выращиванию огурцов, зелени и рассады, планировалось создать при финансовой поддержке КГБУ ЦЗН 7 рабочих мест.
Согласно сообщению от 16.10.2012 г. (л.д. 17) КГКУ «ЦЗН г. Минусинска» сообщил Сагитовой Х.Х. о необходимости вернуть субсидию в срок до 15.11.2012 г.
Решением Минусинского городского суда от 09.10.2012 г. по гражданскому делу по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах субъекта РФ Красноярский край в лице КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска» к Сагитовой Х.Х. о взыскании суммы, постановлено: «Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора к Сагитовой Х.Х. о взыскании суммы удовлетворить. Взыскать в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска» с Сагитовой Х.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> 294000 рублей в качестве возврата суммы субсидии по договору от 05 апреля 2011 года №-с о предоставлении безработному гражданину субсидии. Взыскать в доход местного бюджета (муниципального образования г. Минусинск) с Сагитовой Х.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> 6 140 рублей государственной пошлины» (л.д. 20-23). Решение суда вступило в законную силу 17.12.2012 г.
ИП Сагитовой Х.Х. по трудовым договорам были приняты на работу лица, состоявшие на учете в краевом государственном казенном учреждении «Центр занятости населения <адрес>» в качестве безработных (л.д. 132-175 дело №), а именно ЕЭЕ, ВОА, ЧРМ, МВВ, РАН, ЧРХ, РАС, ЧЛР (л.д. 24-27, 28-31, 32-35, 36-39,40-43, 44-47, 48-51, 52-55,56-59).
Из представленных справок о доходах физических лиц за 2011 г. и 2012 г. (л.д. 80-92) следует, что ИП Сагитова Х.Х. производила уплату налогов за работников РАН, ЧРХ, ЕЭЕ, ЧРМ, МВВ, РАС, ЧЛХ
Согласно приказам о приеме на работу и приказам об увольнении РАН состоял в трудовых отношениях с Сагитовой Х.Х. с 18.07.2011 г. по 06.08.2012 г. (л.д. 94, 95, 96), РГВ с 03.02.2012 г. по 01.07.2012 г.(л.д. 100-102), ЕЭЕ с 25.07.2011 г. по 19.09.2011 г. (л.д. 103 -105), МВВ с 25.07.2011 г. по 23.01.2012 г. (л.д. 106-108), ЧРМ с 24.10.2011 г. по 24.01.2012 г. (л.д. 110-112), РАС с 25.07.2011 г. по 15.05.2012 г. (л.д. 121-122), ЧРХ с 25.07.2011 г. по 03.08.2012 г. (л.д. 124-126), ЧМЛР с 01.08.2011 г. по 17.08.2012 г. (л.д. 127-129), ВОА с 25.07.2011 г. по 03.08.2012 г. (л.д. 130-132).
Согласно справке УПФ РФ (л.д. 118) ИП Сагитова Х.Х. в 2011 г. производила уплату страховых взносов за ЧРХ, РАН, ЧРМ, МВВ
Согласно информации УПФ РФ в г. Минусинске и Минусинском районе от 15.08.2012 г. (л.д. 129-175 дело № №) ИП Сагитова Х.Х. производила за период 2011-2012 г.г. уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ЕЭЕ, ВОА, МВВ, РАН, ЧРХ, РАС, МЧЛР
Судом установлено, что до настоящего времени Сагитова Х.Х. свои обязательства перед ответчиком по договору не исполнила, т.к. не представила в течение тридцати дней после истечения периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах, для подписания акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, или акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на создание рабочих мест в центр занятости населения: выписку из ЕГРИП или выписку из ЕГРЮЛ, выданную не ранее истечения периода занятости граждан на созданных дополнительных рабочих местах; справку произвольной формы о созданных дополнительных рабочих местах с приложением списка безработных граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости населения на созданные дополнительные рабочие места (с указанием периода их работы на созданном дополнительном рабочем месте), копий трудовых книжек работников, трудоустроенных на момент представления документов, что в силу п. 2.3.7. Программы "Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края" на 2009 - 2011 годы, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 30-п влечет в полном объеме возврат субсидии на самозанятость, субсидии на самозанятость и создание рабочих мест в краевой бюджет.
Таким образом, анализ установленных судом обстоятельств и положений договора между сторонами позволяет сделать вывод о правомерности требований прокурора о взыскании указанной суммы с ответчика.
Доводы ответчика о том, что полученные денежные средства были потрачены на создание рабочих мест и на трудоустройство безработных граждан на созданные им рабочие места, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, так как основанием иска явилось невыполнение ответчиком обязанности предоставления истцу соответствующих документов для подписания акта о целевом использовании предоставленной субсидии.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ответчику неоднократно разъяснялась необходимость предоставления документов в центр занятости, однако указанные документы так и не были представлены.
На основании изложенного, суд полагает, что в интересах Красноярского края денежные средства в сумме 188160 (482160 рублей -294000 рублей) рублей подлежат взысканию в пользу КГКУ «Центр занятости населения г. Минусинска», который наделен полномочиями по распоряжению указанными денежными средствами.
Сторонам разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, других доказательств суду представлено не было.
Учитывая удовлетворение исковых требований Сагитовой Х.Х., на основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу муниципального образования «Город Минусинск» подлежит взысканию госпошлина в сумме в сумме 4963 рублей 20 коп., пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Сагитовой Х.Х. в пользу субъекта Российской Федерации –Красноярский край, в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Минусинска» 188160 рублей возврат суммы субсидии по договору от 05 апреля 2011 года № 73-с.
Взыскать с Сагитовой Халиси Хасанзяновны в доход муниципального образования г. Минусинск госпошлину в сумме 4963 рубля 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен –27.08.2013 г.
Решение не вступило в законную силу.