Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2179/2017 от 14.02.2017

Дело № 2а-2179/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи    Оробинской О.В.,

           при секретаре                      Муратовой А.В.,

с участием представителя административных истцов Зубковой В.М., Гасниковой Н.П. по ордеру адвоката Авдошиной Н.И.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Захаровой С.В.,

представителя заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гарти Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельные участки, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельные участки,

у с т а н о в и л:

Гасникова Н.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) и просит признать незаконным отказ в регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№), обязать зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Зубкова В.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) и просит признать незаконным отказ в регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№), обязать зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№).

Определением суда от 31.05.2016г. данные административные дела объединены в одно производство.

Заявленные административные требования мотивированы тем, что Гасниковой Н.П. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.04.2000г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га, находящийся: Подгоренская сельская администрация, <адрес>, земельный участок (№) предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в границах плана, выданного Комитетом по земельным ресурсам и земелеустройству Рамонского района Воронежской области 13.04.2000г., оставшийся после смерти ее матери (ФИО)3.

Зубковой В.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.03.2007г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в селе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, оставшийся после смерти ее матери (ФИО)4.

И (ФИО)3, и (ФИО)4 земельные участки принадлежали на основании Постановления № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области «О закреплении земельных участков за акционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств». В списке членов АОЗТ «Подгорное» на выделение земельных участков площадью 0,10 га расширения личных подсобных хозяйств (ФИО)3 указана под номером 131, (ФИО)4 - под номером 375.

На основании данного постановления 03.12.1998г. (ФИО)3 (рег. запись (№)) и (ФИО)4 (рег. запись (№)) были выданы свидетельства на право собственности на землю. В государственном кадастре недвижимости земельные участки имеют статус ранее учтенных.

В 2015г. истцы решили установить границы земельных участков и обратились к кадастровым инженерам. На основании представленных документов ФГБУ «ФКП Росреестра» уточнила границы земельных участков. На основании заявления, кадастровых паспортов, кадастровых выписок о земельных участках, постановления администрации Рамонского района № 660 от 01.12.1998г., свидетельств о праве на наследство земельным участкам присвоены адреса: <адрес> <адрес> ((ФИО)2), <адрес> <адрес> ((ФИО)6).

Обратившись в Управление Росреестра по Воронежской области за регистрацией права собственности на земельные участки, Гасникова Н.П. и Зубкова В.М. получили отказ, который был мотивирован тем, что согласно ответу Управы Коминтерновского района г. Воронежа в 1993 году была осуществлена передача села Подгорное в административно-территориальное подчинение г. Воронежа, поэтому с 1994 года у администрации Рамонского района отсутствовали полномочия по предоставлению земельных участков на территории бывшего села Подгорное, в том числе по <адрес>

Считают отказ в государственной регистрации права незаконным, поскольку постановление о предоставлении земельных участков в собственность выносилось органом государственной власти, с момента вынесения постановление действует, никем не оспаривалось; земельные участки перешли к истцам в порядке наследования, для чего нотариусу были предоставлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство; Управление Росреестра по сути проводило правовую экспертизу уже выданных свидетельств о праве на наследство уполномоченным на то лицом – нотариусом.

В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской, Управление главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Административный истцы Гасникова Н.П., Зубкова В.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. по ордеру адвокат Авдошина Н.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Захарова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила их удовлетворении отказать, представила письменные возражения на иск, также полагала, что свидетельства на право собственности на землю, также как и в последствии свидетельства о праве на наследство, были выданы истцам и их правопредшественникам на основании постановления органа (Администрация Рамонского района) не уполномоченного на момент его вынесения по распоряжению земельными участками на территории г. Воронежа. Вследствие чего как у наследодателей истцов, так и у самих истцов не могло возникнуть право на требуемые земельные участки. Удовлетворение требований административных истцов предполагает переход к ним права собственности на спорные участки, т.е. противоречит праву органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории г. Воронеж из состава не разграниченных, которым является ДИЗО Воронежской области. Кроме того, спорные земельные участки не обладают идентифицирующими признаками, поскольку информация об адресе участков исключает их расположение в том кадастровом районе, который указан в кадастровом номере земельных участков. Пояснила, что документы, представленные административными истцами для целей регистрации спорных земельных участков, необходимы и достаточны для регистрации их права собственности на земельные участки, расположенные в границах Рамонского кадастрового района.

Представитель ДИЗО Воронежской области по доверенности Гарти Н.В. в судебном заседании поддержал позицию Управления Росреестра по Воронежской области, пояснил, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.

Представители заинтересованных лиц: Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области, Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж, администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на день отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме; предоставление государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в порядке, установленном федеральным органом в области государственной регистрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", информации, подтверждающей факт осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по договору купли-продажи, в связи с которым открыт счет эскроу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, по состоянию на день наступления страхового случая.

В силу ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ч. 1 ст. 18 № 122-ФЗ).

На основании ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что административный истец Гасникова Н.П. является наследником умершей (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)3., административный истец Зубкова В.М. является наследником умершей (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)4

На основании постановления № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области «О закреплении земельных участков за акционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств», 03.12.1998г. (ФИО)3 (рег. запись (№)) и (ФИО)4 (рег. запись (№)) были выданы свидетельства на право собственности на землю (т. 1, л.д. 51-52, т. 2, л.д. 54). Сведений о том, что данное постановление, свидетельства о праве собственности на землю оспорены, признаны недействительными на рассмотрение суда не представлено.

После смерти (ФИО)3 и (ФИО)4 административными истцами получены свидетельства о праве на наследство.

Гасниковой Н.П. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.04.2000г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га, находящийся: <адрес> (№) предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в границах плана, выданного Комитетом по земельным ресурсам и земелеустройству Рамонского района Воронежской области 13.04.2000г., оставшийся после смерти ее матери (ФИО)3 (т. 1, л.д. 128).

Зубковой В.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.03.2007г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в селе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, оставшийся после смерти ее матери (ФИО)4 (т. 2, л.д. 125)

Из материалов кадастровых дел объекта недвижимости земельные участки имеют кадастровые номера (№), (№) и статус «ранее учтенные».

В этой связи необходимо указать, что согласно ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. действовавшей до 01 января 2017г.) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Согласно п. 7 «Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № 144 и действовавшим до 01.01.2017г., кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с настоящим Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления. Данные положения сохранены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» (начало действия с 01.01.2017г.), где в пункте 7 указано, что кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.

16.07.2015г. Гасникова Н.П. и Зубкова В.М. обратились в Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж с заявлениями о присвоении земельным участкам почтового адреса. К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков от 16.07.2015г., кадастровые выписки о земельных участках от 27.07.2015г., постановление № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области, свидетельства о праве на наследство.

29.07.2015г. земельному участку с кадастровым номером (№) (Гасникова Н.П.), расположенному в кадастровом квартале (№) был присвоен почтовый адрес: <адрес> <адрес>; земельному участку с кадастровым номером (№) (Зубкова В.М.), расположенному в кадастровом квартале (№) был присвоен почтовый адрес: <адрес> <адрес> (т. 1, л.д. 20, т. 2, л.д. 19, 167-176).

12.08.2015г. ФГБУ «ФКП Росреестра» уточнила границы вышеуказанных земельных участков.

08.10.2015г. Гасникова Н.П., Зубкова В.М., приложив, в том числе, названные постановление № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области, свидетельства о праве собственности на землю, свидетельства о праве на наследство, сведения о присвоении почтового адреса, обратились в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности на земельные участки (т. 1, л.д. 41-77, т. 2 л.д. 43-79).

16.11.2015г. Управлением Росреестра по Воронежской области Гасниковой Н.П. (сообщение № 36/001/095/2015-3171) и Зубковой В.М. (сообщение № 36/001/095/2015-3170) было отказано в государственной регистрации права собственности на земельные участки площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый (№) (Гасникова Н.П.) и <адрес>, кадастровый (№) (Зубкова В.М.). Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не было уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости (т. 1, л.д. 76-77, т. 2, л.д. 75-77).

Вместе с тем представленными документами подтверждается, что право собственности административных истцов на спорные земельные участки возникло в порядке наследования. Указанные свидетельства никем не оспорены, недействительными не признаны. Бесспорных доказательств, подтверждающих, что свидетельства выданы на земельные участки, которые находятся в составе неразграниченных земель в суд не представлено. Приобщенный к материалам дела ответ Управления лесного хозяйства от 22.03.2017г. руководителю ДИЗО Воронежской области о том, что земельные участки с кадастровыми номерами (№), (№) относятся к землям лесного фонда Семилукского лесничества, Подгоренского участкового лесничества, урочище «<адрес>», часть квартала 100, таким доказательством служить не может.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что заявленных административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку все необходимые документы для государственной регистрации права собственности истцами были представлены, однако в регистрации права собственности истцам было отказано неправомерно.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 16.11.2015г. № 36/001/095/2015-3171 в государственной регистрации права собственности Гасниковой Н.П. на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес> кадастровый (№).

Обязать Управление Росреестра по Воронежской области зарегистрировать за Гасниковой Н.П. право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№).

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 16.11.2015г. № 36/001/095/2015-3170 в государственной регистрации права собственности Зубковой В.М. на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Обязать Управление Росреестра по Воронежской области зарегистрировать за Зубковой В.М. право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2017 г.

Дело № 2а-2179/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи    Оробинской О.В.,

           при секретаре                      Муратовой А.В.,

с участием представителя административных истцов Зубковой В.М., Гасниковой Н.П. по ордеру адвоката Авдошиной Н.И.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Захаровой С.В.,

представителя заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гарти Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на земельные участки, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельные участки,

у с т а н о в и л:

Гасникова Н.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) и просит признать незаконным отказ в регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№), обязать зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Зубкова В.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управлению Росреестра по Воронежской области) и просит признать незаконным отказ в регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№), обязать зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№).

Определением суда от 31.05.2016г. данные административные дела объединены в одно производство.

Заявленные административные требования мотивированы тем, что Гасниковой Н.П. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.04.2000г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га, находящийся: Подгоренская сельская администрация, <адрес>, земельный участок (№) предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в границах плана, выданного Комитетом по земельным ресурсам и земелеустройству Рамонского района Воронежской области 13.04.2000г., оставшийся после смерти ее матери (ФИО)3.

Зубковой В.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.03.2007г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в селе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, оставшийся после смерти ее матери (ФИО)4.

И (ФИО)3, и (ФИО)4 земельные участки принадлежали на основании Постановления № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области «О закреплении земельных участков за акционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств». В списке членов АОЗТ «Подгорное» на выделение земельных участков площадью 0,10 га расширения личных подсобных хозяйств (ФИО)3 указана под номером 131, (ФИО)4 - под номером 375.

На основании данного постановления 03.12.1998г. (ФИО)3 (рег. запись (№)) и (ФИО)4 (рег. запись (№)) были выданы свидетельства на право собственности на землю. В государственном кадастре недвижимости земельные участки имеют статус ранее учтенных.

В 2015г. истцы решили установить границы земельных участков и обратились к кадастровым инженерам. На основании представленных документов ФГБУ «ФКП Росреестра» уточнила границы земельных участков. На основании заявления, кадастровых паспортов, кадастровых выписок о земельных участках, постановления администрации Рамонского района № 660 от 01.12.1998г., свидетельств о праве на наследство земельным участкам присвоены адреса: <адрес> <адрес> ((ФИО)2), <адрес> <адрес> ((ФИО)6).

Обратившись в Управление Росреестра по Воронежской области за регистрацией права собственности на земельные участки, Гасникова Н.П. и Зубкова В.М. получили отказ, который был мотивирован тем, что согласно ответу Управы Коминтерновского района г. Воронежа в 1993 году была осуществлена передача села Подгорное в административно-территориальное подчинение г. Воронежа, поэтому с 1994 года у администрации Рамонского района отсутствовали полномочия по предоставлению земельных участков на территории бывшего села Подгорное, в том числе по <адрес>

Считают отказ в государственной регистрации права незаконным, поскольку постановление о предоставлении земельных участков в собственность выносилось органом государственной власти, с момента вынесения постановление действует, никем не оспаривалось; земельные участки перешли к истцам в порядке наследования, для чего нотариусу были предоставлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство; Управление Росреестра по сути проводило правовую экспертизу уже выданных свидетельств о праве на наследство уполномоченным на то лицом – нотариусом.

В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской, Управление главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Административный истцы Гасникова Н.П., Зубкова В.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. по ордеру адвокат Авдошина Н.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Захарова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила их удовлетворении отказать, представила письменные возражения на иск, также полагала, что свидетельства на право собственности на землю, также как и в последствии свидетельства о праве на наследство, были выданы истцам и их правопредшественникам на основании постановления органа (Администрация Рамонского района) не уполномоченного на момент его вынесения по распоряжению земельными участками на территории г. Воронежа. Вследствие чего как у наследодателей истцов, так и у самих истцов не могло возникнуть право на требуемые земельные участки. Удовлетворение требований административных истцов предполагает переход к ним права собственности на спорные участки, т.е. противоречит праву органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории г. Воронеж из состава не разграниченных, которым является ДИЗО Воронежской области. Кроме того, спорные земельные участки не обладают идентифицирующими признаками, поскольку информация об адресе участков исключает их расположение в том кадастровом районе, который указан в кадастровом номере земельных участков. Пояснила, что документы, представленные административными истцами для целей регистрации спорных земельных участков, необходимы и достаточны для регистрации их права собственности на земельные участки, расположенные в границах Рамонского кадастрового района.

Представитель ДИЗО Воронежской области по доверенности Гарти Н.В. в судебном заседании поддержал позицию Управления Росреестра по Воронежской области, пояснил, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.

Представители заинтересованных лиц: Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области, Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж, администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на день отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме; предоставление государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в порядке, установленном федеральным органом в области государственной регистрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", информации, подтверждающей факт осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по договору купли-продажи, в связи с которым открыт счет эскроу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, по состоянию на день наступления страхового случая.

В силу ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ч. 1 ст. 18 № 122-ФЗ).

На основании ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что административный истец Гасникова Н.П. является наследником умершей (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)3., административный истец Зубкова В.М. является наследником умершей (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)4

На основании постановления № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области «О закреплении земельных участков за акционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств», 03.12.1998г. (ФИО)3 (рег. запись (№)) и (ФИО)4 (рег. запись (№)) были выданы свидетельства на право собственности на землю (т. 1, л.д. 51-52, т. 2, л.д. 54). Сведений о том, что данное постановление, свидетельства о праве собственности на землю оспорены, признаны недействительными на рассмотрение суда не представлено.

После смерти (ФИО)3 и (ФИО)4 административными истцами получены свидетельства о праве на наследство.

Гасниковой Н.П. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.04.2000г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га, находящийся: <адрес> (№) предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в границах плана, выданного Комитетом по земельным ресурсам и земелеустройству Рамонского района Воронежской области 13.04.2000г., оставшийся после смерти ее матери (ФИО)3 (т. 1, л.д. 128).

Зубковой В.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.03.2007г., выданного нотариусом нотариального округа г. Воронежа Калининой В.И. принадлежит земельный участок площадью 0,10 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в селе <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, оставшийся после смерти ее матери (ФИО)4 (т. 2, л.д. 125)

Из материалов кадастровых дел объекта недвижимости земельные участки имеют кадастровые номера (№), (№) и статус «ранее учтенные».

В этой связи необходимо указать, что согласно ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. действовавшей до 01 января 2017г.) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Согласно п. 7 «Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № 144 и действовавшим до 01.01.2017г., кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с настоящим Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления. Данные положения сохранены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» (начало действия с 01.01.2017г.), где в пункте 7 указано, что кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.

16.07.2015г. Гасникова Н.П. и Зубкова В.М. обратились в Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж с заявлениями о присвоении земельным участкам почтового адреса. К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков от 16.07.2015г., кадастровые выписки о земельных участках от 27.07.2015г., постановление № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области, свидетельства о праве на наследство.

29.07.2015г. земельному участку с кадастровым номером (№) (Гасникова Н.П.), расположенному в кадастровом квартале (№) был присвоен почтовый адрес: <адрес> <адрес>; земельному участку с кадастровым номером (№) (Зубкова В.М.), расположенному в кадастровом квартале (№) был присвоен почтовый адрес: <адрес> <адрес> (т. 1, л.д. 20, т. 2, л.д. 19, 167-176).

12.08.2015г. ФГБУ «ФКП Росреестра» уточнила границы вышеуказанных земельных участков.

08.10.2015г. Гасникова Н.П., Зубкова В.М., приложив, в том числе, названные постановление № 660 от 01.12.1998г. администрации Рамонского района Воронежской области, свидетельства о праве собственности на землю, свидетельства о праве на наследство, сведения о присвоении почтового адреса, обратились в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности на земельные участки (т. 1, л.д. 41-77, т. 2 л.д. 43-79).

16.11.2015г. Управлением Росреестра по Воронежской области Гасниковой Н.П. (сообщение № 36/001/095/2015-3171) и Зубковой В.М. (сообщение № 36/001/095/2015-3170) было отказано в государственной регистрации права собственности на земельные участки площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый (№) (Гасникова Н.П.) и <адрес>, кадастровый (№) (Зубкова В.М.). Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не было уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости (т. 1, л.д. 76-77, т. 2, л.д. 75-77).

Вместе с тем представленными документами подтверждается, что право собственности административных истцов на спорные земельные участки возникло в порядке наследования. Указанные свидетельства никем не оспорены, недействительными не признаны. Бесспорных доказательств, подтверждающих, что свидетельства выданы на земельные участки, которые находятся в составе неразграниченных земель в суд не представлено. Приобщенный к материалам дела ответ Управления лесного хозяйства от 22.03.2017г. руководителю ДИЗО Воронежской области о том, что земельные участки с кадастровыми номерами (№), (№) относятся к землям лесного фонда Семилукского лесничества, Подгоренского участкового лесничества, урочище «<адрес>», часть квартала 100, таким доказательством служить не может.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что заявленных административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку все необходимые документы для государственной регистрации права собственности истцами были представлены, однако в регистрации права собственности истцам было отказано неправомерно.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Гасниковой Н.П., Зубковой В.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 16.11.2015г. № 36/001/095/2015-3171 в государственной регистрации права собственности Гасниковой Н.П. на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес> кадастровый (№).

Обязать Управление Росреестра по Воронежской области зарегистрировать за Гасниковой Н.П. право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый (№).

Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 16.11.2015г. № 36/001/095/2015-3170 в государственной регистрации права собственности Зубковой В.М. на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Обязать Управление Росреестра по Воронежской области зарегистрировать за Зубковой В.М. право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2017 г.

1версия для печати

2а-2179/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубкова Валентина Михайловна
Гасникова Надежда Петровна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ВО
Другие
Лозенков Олег Александрович
администрация Рамонского муниципального района Воронежской области
Захарова Светлана Владимировна
Гарти Никита Вадимович
Болдырева Екатерина Константиновна
Магденко Анна Николаевна
Авдошина Наталья Ивановна
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Управа Коминтерновского района г. Воронежа
Рукин Николай Сергеевич
Управление главного архитектора г.о. администрации г.о. г. Воронеж
ДИЗО по Воронежской области
Руденко Анастасия Олеговна
Гаврилов Евгений Васильевич
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
14.02.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.02.2017Передача материалов судье
14.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2018Дело оформлено
06.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее