Дело № 2-3753/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Хаматьяновой Р.Ф.,
при секретаре Хубайбуллиной О.Е.,
с участием истца А.А.Г., представителя ответчика И.В.В. ( действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенной главным врачом Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" М.Г.Д.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.А.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
А.А.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала на то, что она проработала помощником санитарного врача Буздякского центра ГСЭН в период с ДД.ММ.ГГГГ года о ДД.ММ.ГГГГ год, то есть более 15 лет. С этой же организации вышла на пенсию по старости в ДД.ММ.ГГГГ году, но продолжала работать до увольнения ДД.ММ.ГГГГ года по сокращению штатов.
Ее должность – помощник врача учреждения здравоохранения (медицинские и фармацевтические работники), входит в Перечень должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства от 25 сентября 2006 года №275.
До выхода на пенсию, а также после увольнения она получала денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг, что подтверждается ведомостями по выплате № на коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ года, № за ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, она подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
По решению суда ответчиком были выплачены денежные компенсации по ДД.ММ.ГГГГ года.
В целях полагающейся ей компенсации был произведен расчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 11891,94 руб. Расчет произведен на основании региональных стандартов, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 01 марта 2005 года №29 «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего человека.
Размер компенсации за потребляемую электроэнергию определен в соответствии с приложением №3 к Постановлению Правительства РБ №275 от 25 сентября 2006 года и составляет 50 кВт/ч на одного человека.
На основании изложенного просит:
- обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за оплату коммунальных услуг в сумме 11891,94 руб.,
- взыскать с ответчика стоимость услуг по составлению искового заявления в сумме 3000 руб.,
- взыскать с ответчика сумму оплаченной государственной пошлины в размере 595,68 руб.
В судебном заседании истица А.А.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика И.В.В. с иском не согласилась.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» право на получение мер социальной поддержки имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Согласно ст. 4 данного закона право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняется после назначения пенсии (независимо от ее вида) за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, указанных в ст. 1 Закона, при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки, и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебные постановления по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что А.А.Г. проработала в должности помощника санитарного врача Буздякского центра ГСЭН в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, вышла на пенсию по старости в ДД.ММ.ГГГГ году, но продолжала работать вплоть до увольнения по сокращению штатов до ДД.ММ.ГГГГ года.
Должность помощника врача учреждения здравоохранения входит в Перечень должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ведомостям № за ДД.ММ.ГГГГ год, № за ДД.ММ.ГГГГ год истец получала денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг в период после увольнения до ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время продолжает проживать в сельском населенном пункте.
Согласно п. 5.6 «Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года №275 - определен порядок предоставления денежной компенсации: за истекший период, начиная с 01 января 2005 года, но не более чем за три года перед месяцем обращения. Истец обратилась с иском в суд 27 августа 2010 года.
Таким образом, требования истца о взыскании денежной компенсации за оплату коммунальных услуг (за электроэнергию и за отопление сетевым газом) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению, а также следует обязать ответчика регулярно производить истцу выплату денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку на момент рассмотрения дела в суде истцом произведены выплаты за электроэнергию и отопление сетевым газом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, требования о взыскании денежной компенсации в размере 2999 руб.74 коп. также подлежат удовлетворению.
Всего надлежит взыскать 13913 рублей 14 копеек (10913 руб.40 коп. + 2999 руб.74 ко. = 13913 руб.14 копеек). Судом проверены расчеты, представленные истцом, которые являются арифметически правильными.
Доводы представителя ответчика о том, что ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» является федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета не могут служить основанием к отказу в иске. Так, согласно Уставу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ», утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2005 года №21, Центр создан на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года №23-р путем слияния следующих федеральных государственных учреждений:
…..государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в », ; ……и является их правопреемником в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным решением суда постановлено:
«Взыскать с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в пользу А.А.Г. денежную компенсацию за оплату коммунальных услуг в размере 13 913 руб. 14 копеек, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 436 руб.55 копеек, по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей, всего 16349 рублей 69 копеек.
Обязать ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» осуществлять выплату А.А.Г. денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на регулярной основе».
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования А.А.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, судебных расходов, удовлетворены частично. Взыскано с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в пользу А.А.Г.. денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 19844,86 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 793,79 руб., расходы по составлению искового заявления в размере 2 500 руб., всего взыскано 23138,65 руб., в остальной части иска отказано.
Статьей 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.6 ст. 159 ЖК РФ, при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Частью 8 указанной выше статьи установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определением ВС РФ от 28 октября 2009 года №49-Г09-38 дано разъяснение о применений положений Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года№238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих в сельской местности и рабочих поселках: «согласно п.п. «ж» ч.1 ст. 72 и ч.2 ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечением, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным выше лицам, путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, исходя из их фактической численности и в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Субъект РФ при принятии закона в пределах своей компетенции не вправе возлагать какие-либо обязательства на РФ или на иной федеральный орган. Условия принятия закона органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, содержатся в вышеуказанном Законе РФ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ».
В этом же определении указано, что ст. 63 Закона РСФСР «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в ред. ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года) предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст. 63 этого Закона, действовавшей до 01 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. С 01 января 2005 года в соответствии с п.50 ст. 35 ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года и ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная норма утратила силу.
В настоящее время ст. 63 Основ …, применительно к рассматриваемую вопросу, предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (ч.5 ст. 63 Основ). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (ч.6 ст. 63 Основ).
В силу п.1 ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил, что форма и размер предоставляемых ранее и отмененных льгот и гарантий устанавливается указанным Федеральным законом. В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджетов субъекта РФ(за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.
Применительно к данному случаю, таким законодательным актом является Закон Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года №238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках», а также подзаконные акты, регулирующие реализацию данного закона, в частности Постановление Правительства РБ от 25 сентября 2006 года №275 «О реализации Закона РБ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» (Постановление №275 от 25 сентября 2006 года)».
В соответствии со ст. 1 Закона РБ «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» (в ред. Законов РБ от 27 октября 2008 года №35-з, от 17 декабря 2008 года №80-з) право на получение мер социальной поддержки имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В ст. 4 указанного закона право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняется после назначения пенсии (вне зависимости от ее вида) за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов. Указанных в ст. 1 Закона, при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках. Пунктом 5.5 Постановления №275 от 25 сентября 2006 года установлено, что денежная компенсация пенсионерам предоставляется по их последнему месту работы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании денежной компенсации за оплату коммунальных услуг (за электроэнергию и за отопление сетевым газом) за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года в размере 11891,94 руб., подлежат удовлетворению.
Судом проверены расчеты компенсации, представленные истцом, которые являются арифметически правильными. Указанные расчеты ответчиком не оспариваются.
В соответствии ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной госпошлины в размере 475,68руб.
Далее в соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разумности возмещению подлежат расходы истца по составлению искового заявления в размере 1 500 руб., в остальной части требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в пользу А.А.Г. денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 11891,94 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 475,68 руб., расходы по составлению искового заявления в размере 1 500 руб., всего взыскать 13867 ( тринадцать тысяч восемьсот шестьдесят семь) руб. 62 коп.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.Ф. Хаматьянова