РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 мая 2017 года г. Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе
Председательствующего судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Ахмеевой Н.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Поповой И. К. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
Административный истец Попова И.К. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области и просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ и обязать регистрирующий орган зарегистрировать право собственности по договору передачи квартиры ы собственность граждан.
В судебном заседании административный истец Попова И.К., административные исковые требования поддержала и пояснила суду в соответствии с Федеральным Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО1, с одной стороны и Администрацией <адрес>, в лице главы сельского поселения <данные изъяты> -ФИО2, с другой стороны был заключен договор, о передаче в собственность квартиры по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м, балансовой стоимостью - ***. Она обратилась с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности, на указанную квартиру в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** области. Однако в государственной регистрации было отказано по следующим основаниям: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию и форме не соответствуют требованиям действующего законодательства; и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Также административный ответчик, к этим основаниям относит обстоятельства проживания меня за приделами РФ. По мнению административного ответчика, данное обстоятельство исключает установление факта однократности приобретения жилого помещения в порядке приватизации ею на территории <адрес>, либо на территории другого субъекта РФ. При этом административный ответчик, ссылаясь на ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», требует представить документы, содержащие информацию о нахождении её в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории *** с последующей постановкой на учёт на территории РФ. Данное обстоятельство административный ответчик относит к пункту 2 статьи 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997г. к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения. Считает, что данные обстоятельства нарушают её право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования исходя из следующего. Согласно ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утратил силу 01.01.2017г. Согласно действующему Закону, а именно в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке. Часть 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, а часть 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечисляет основания государственной регистрации прав. В названных статьях, а также нормах прежнего законодательства не содержится отсылок к ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также обязанностей о подаче документов миграционного учёта. Вопросы миграционного учёта не входят в компетенцию административного ответчика. Также не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами. В соответствии со статьёй 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 04.07.1991г. каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В порядке приватизации передаются те жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, которые заняты гражданами Российской Федерации на основании договора социального найма. Данное обстоятельство подтверждено справками: № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, административный ответчик незаконно отказал в государственной регистрации права на данный объект недвижимого имущества. В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанное решение в порядке подчиненности вышестоящему руководителю не обжаловалось. Поэтому просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации прав №, и обязать регистрирующий орган Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** области зарегистрировать право собственности по Договору передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** области в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, а также отзыв, из которого следует, что согласно п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иное не установлено КАС РФ. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в проведении заявленного регистрационного действия на основании абз.абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (сообщение №). Согласно расписке документы были выданы ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок для возможного обжалования действий Управления истек ДД.ММ.ГГГГ Подобная длительность пропуска срока для обжалования решений Управления об отказах в государственной регистрации исключает уважительность причин пропуска. Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным и безусловным обстоятельством для отказа в удовлетворении требований по существу. Из статьи 227 КАС РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие следующих условий -не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Доводы, изложенные административным истцом, несостоятельны, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение об отказе в государственной регистрации законно и обоснованно. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1., в лице законного представителя Поповой И.К., Попова И.К. и сельское поселение <адрес>, в лице ФИО2. обратились в Управление с заявлением № о государственной регистрации перехода права и регистрации права общей долевой собственности (по *** доле в праве) на квартиру, площадью *** кв.м, с кадастровым номером: №. расположенную по адресу: <адрес>. К заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации). В силу ст. 7 Закона о приватизации передача жилого помещения в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным между уполномоченным органом, предприятием, учреждением и гражданином, получающим жилое помещение в собственность. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен Договор передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <адрес> передает в порядке приватизации Поповой И.К. и ФИО1 квартиру по адресу: <адрес>. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации регистрирующий орган обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определяет приватизацию жилых помещений как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, а муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. На государственную регистрацию был представлен Договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация <адрес> передает Поповой И.К. и членам её семьи (сыновьям) ФИО3, ФИО1 в бессрочное владение и пользование спорное жилое помещение. В силу ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно представленной с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган справки администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Попова И.К. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Согласно же справке администрации <адрес> Попова И.К. была зарегистрирована и проживала на территории <адрес> сельсовета по адресу: <адрес>, в период времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. Однако документы, содержащие информацию о регистрации (месте жительства) Поповой И.К. на территории <адрес> либо на территории другого региона в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган представлены не были. Данное обстоятельство исключает возможность установления факта однократности приобретения жилого помещения в порядке приватизации *** При этом, представленное с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении регистрационных действий заявление Поповой И.К. о том, что она являлась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданкой *** и проживала на территории ***, надлежащим документом не является, поскольку не соответствует по форме и содержанию требованиям действующего законодательства. Таким образом, отсутствие необходимых документов, содержащих информацию о нахождении Поповой И.К. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории *** с последующей постановкой на учет на территории Российской Федерации, не позволяет однозначно определить соблюдена ли процедура приватизации жилого помещения, установленная законодательством РФ, что не позволило государственному регистратору провести заявленное регистрационное действие.
Заслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения <адрес> в лице главы сельского поселения *** – ФИО2, действующей на основании устава, и Поповой И.К., ФИО1 был заключен договор на передачу в собственность граждан квартиры по адресу: <адрес> (л.д.14).
Попова И.К. обратилась в Управление Росреестра по *** области с заявлением о государственной регистрации права собственности на приватизированную ей квартиру, приложив вышеуказанный договор, справки администрации <адрес> и администрации <адрес> о регистрации и проживании.
Управлением Росреестра по *** области ДД.ММ.ГГГГ вынесло сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, основанием отказа в регистрации послужили то, что заявителями документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию и форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. (л.д.9-11)
В силу п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иное не установлено КАС РФ.
Установлено, что решение об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** области в регистрации перехода права общей долевой собственности на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила ДД.ММ.ГГГГ.
Установленный законом срок для обращения в суд за защитой нарушенного права истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск в суд подан ДД.ММ.ГГГГ. Уважительных причин, по которым был пропущенный установленный ст. 219 КАС РФ срок, административный истец в иске не привел.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным и безусловным обстоятельством для отказа в удовлетворении требований по существу.
Кроме того, доводы искового заявления о том, что решение об отказе является незаконным не нашли своего подтверждения.
В силу ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие следующих условий -не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В соответствии с п. 1 ст. 17 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 13 Федерального закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Одновременно в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В силу ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как усматривается из материалов дела, Попова И.К. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и проживает по настоящее время, что подтверждается справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же в период времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживала на территории <адрес>, что подтверждается справкой администрации <адрес>. Доказательств, что Попова И.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданкой *** и проживала на территории ***, административным истцом не представлено.
Информации о регистрации и месте жительства Поповой И.К. на территории *** области либо на территории другого региона в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлено, что исключает возможность установления факта однократности приобретения жилого помещения в порядке приватизации Поповой И.К.
В соответствии с абз. 4, 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которыми в государственной регистрации права (сделки) может быть отказано в случаях, если документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, либо не представлены документы, необходимые для государственной регистрации.
Принимая во внимание, что на государственную регистрацию права собственности на квартиру, приобретенную в порядке бесплатной приватизации, не были представлены документы, подтверждающие установление факта однократности приобретения жилого помещения в порядке приватизации Повой И.К. на территории городского <адрес>, либо на территории другого территориального округа РФ, Управление Росреестра по *** области правомерно вынесло решение об отказе в государственной регистрации права собственности. Управление действовало в рамках закона и возложенных на него полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 219 п. 8, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Поповой И. К. признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в регистрации перехода права общей долевой собственности на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ***
***
***
***