Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7/2022 (2а-402/2021;) ~ М-405/2021 от 23.11.2021

Дело №2а-7/2022

                                                                         УИД 10RS0003-01-2021-001107-38

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2022 года                                                                        г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                        Яшковой И.С.,

при секретаре                                                                                  Леськовой В.Е.,

с участием прокурора                                                                    Бессалого К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» о признании нормативного правового акта администрации Кемского муниципального района недействующим в части,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что постановлением администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в редакции постановления администрации Кемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в Приложении <данные изъяты> ООО «ЦентрБриз» указано собственником мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Указание административного истца в качестве собственника мест накопления не основано на законе, не соответствует действительности. ООО «ЦентрБриз» не является ни собственником земельных участков под местами накопления твердых коммунальных отходов, ни самих мест накопления. Указание ООО «ЦентрБриз» собственником мест накопления твердых коммунальных отходов создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца, поскольку общество становится ответственным за содержание и уборку указанных мест. Пункт оспариваемого постановления предусматривает распространение действия нормативного акта на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, указанный пункт не соответствует положениям закона.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца ООО «ЦентрБриз» от требования о признании недействительным п. постановления администрации Кемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>».

В судебное заседание административный истец ООО «ЦентрБриз» представителя не направило, уведомлено надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ООО «ЦентрБриз» директор Б.Н.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик администрация Кемского муниципального района уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила. Ранее в судебном заседании Я.И.А.., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал. Указал, что нормативный акт принят в рамках полномочий администрации, форма и процедура принятия акта соблюдены, оспариваемый акт опубликован, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили.

В представленном отзыве Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия указано, что возможности оценить достоверность реестра не имеется, поскольку Министерство не располагает сведениями о собственниках (пользователях) земельных участков – мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и имущества, расположенного на указанных земельных участках, на территории Кемского городского поселения.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в представленном отзыве полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что администрация Кемского муниципального района не смогла в судебном порядке потребовать создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории многоквартирных домов, находящихся под управлением истца, и с целью возложения на ООО «ЦентрБриз» ответственности за их содержание указало в качестве собственника спорных объектов административного истца.

Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что ООО «ЦентрБриз» является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> (договоры управления, информация государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства).

Постановлением администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с изменениями, внесенными постановлением администрации Кемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> утверждены реестр и схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кемского городского поселения.

Данным постановлением ООО «ЦентрБриз» указано в качестве собственника ряда мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункты 1 - 4 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что под «организацией мест накопления» понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), определен перечень работ по содержанию жилых домов.

В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил № 170 на управляющую организацию многоквартирных домов возложена обязанность обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Из приведенных норм права следует, что на ООО «ЦентрБриз» как управляющую организацию спорных домов возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов для этих домов.

Согласно ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворении иска администрации Кемского муниципального района к ООО «ЦентрБриз» об обязании организовать места накопления отходов отказано. Отказывая в иске, суд указал на отсутствие доказательств расположения существующих мест накопления твердых коммунальных отходов в границах придомовых территорий многоквартирных домов и доказательств принятия решений об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определения источника финансирования соответствующих мероприятий общими собраниями собственников многоквартирных домов.

При этом судом было установлено, что земельные участки под управляемыми ООО «ЦентрБриз» домами не сформированы, на кадастровом учете не состоят, в состав общего имущества многоквартирных жилых домов не входят. На территории Кемского городского поселения организованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, используемые, среди прочего, жителями домов, которые находятся в управлении ООО «ЦентрБриз», наличие объективной потребности в новых местах и недостаточность уже существующих отсутствует.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр п.п. 20, 21, 24 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра).

Доказательства того, что оспариваемые существующие места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов расположены в границах придомовых территорий спорных многоквартирных домов, являются общедомовым имуществом, общим собранием собственников многоквартирных домов приняты решения об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и такие места созданы ООО «ЦентрБриз», в материалы дела административным ответчиком не представлены.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует приведенным выше положениям закона и нарушает субъективные права административного истца, поскольку возлагает на ООО «ЦентрБриз» обязанность содержания существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО «ЦентрБриз» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в части указания в Приложении <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» (, <адрес>) собственником мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Кемского муниципального района.

Взыскать с администрации Кемского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано через Кемский городской суд Республики Карелия:

- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме;

- в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                     И.С. Яшкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-7/2022 (2а-402/2021;) ~ М-405/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кемского района
ООО "ЦентрБриз"
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Яшкова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация административного искового заявления
23.11.2021Передача материалов судье
24.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее