Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-39/2020 от 06.08.2020

Дело №12-39/2020

РЕШЕНИЕ

р.п. Зубова Поляна 27 августа 2020 г.

Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Косарева Н.В.,

при секретаре судебного заседания Афанасовой М.В.,

с участием в деле:

юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Федерального казенного учреждения «Исправительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»,

заинтересованного лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области в Республике Мордовия,

старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ДЛ-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ДЛ-1 Федеральное казенное учреждение «Исправительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

С вменяемым правонарушением юридическое лицо не согласно, считает, что наложенный административный штраф не соразмерен тяжести совершенного правонарушения. Основной причиной несвоевременного представления отчетности послужили введенные режимно-ограничительные мероприятия, связанные с предотвращением распространения короновирусной инфекции, ограничивающие доступ и вход в учреждение, в том числе и в производственную зону ФКУ ИК- личного состава.

Просит оспариваемое постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения. В случае непризнания деяния малозначительным просил назначить административное наказание в виде предупреждения, ссылаясь, что правонарушение совершено впервые, по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства и гражданам.

Заявитель жалобы ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия явку своего представителя на судебное заседание не обеспечили, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, просили обжалуемое постановление отменить по доводам, изложенным в жалобе.

Заинтересованные лица на судебное заседание не явилась, о дне, месте, времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В письменном заявлении просили рассмотреть жалобу без участия их представителя, считают обжалуемое постановление законныи и обоснованным, вина юридического лица доказана, состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.41.1 КоАП РФ, нашло подтверждение.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Частью 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

04 июня 2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия выявлено нарушение порядка предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, а именно, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, расположенное по адресу: <Адрес> не представило в установленные сроки до 01.04.2020 г. декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий 2019 календарный год.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» по адресу <Адрес>/, основным видом деятельности ФКУ ИК- УФСИН по Республике Мордовия является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (ОКВЭД 84.23.4).

Кроме основного вида деятельности ФКУ ИК- УФСИН по Республике Мордовия осуществляет дополнительные виды деятельности: производство одежды из кожи (ОКВЭД 14.11), производство прочей одежды и аксессуаров одежды (ОКВЭД 14.19), производство изделий из бумаги и картона (ОКВЭД 17.2), производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве (ОКВЭД 22.23) и др.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) регламентировано, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 24.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно п.17 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год предоставляется в срок до 01 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. № 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В соответствии с пунктом 3 Правил, отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б)    импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов ЕЭС; товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации; упаковки товаров ввезенных из государств - членов ЕЭС; упаковки товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).

В силу пункта 11 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

В силу пункта 16 Правил, в случае непредставления отчетности в сроки, установленные п.11 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования(её территориальный орган) направляет производителю или импортеру товаров требование о необходимости предоставления отчетности.

В силу положений п. 17 за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а так же за представление недостоверных сведений в отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 утверждено Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (далее по тексту- Положение № 1417), согласно которому:

Настоящее Положение устанавливает порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 г. № 2970-р (далее соответственно-товары, упаковка товаров, перечень), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств- членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров( далее -производители товаров, импортеры товаров) ( пункт 1).

При составлении декларации о количестве товаров, упаковки товаров не учитываются товары, упаковка товаров, вывезенные из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт2).

Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара по форме согласно приложению (п.5).

Отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год (п.9).

Декларация представляется ежегодно, до 01 апреля года, следующего за отчетным периодом (п.100.

Производители, импортеры товаров обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров( п.15).

В случае непредставления декларации в сроки, установленные пунктом 10 настоящего Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (её территориальный орган) направляют производителю товаров, импортеру товаров требование о необходимости представления декларации (п.17).

За непредставление или не своевременное представление декларации, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений в декларации производители. Импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.18).

ФКУ ИК- УФСИН по Республике Мордовия являясь производителем готовых товаров, в том числе упаковки, входящей в перечень декларируемых товаров и упаковки, утвержденный распоряжен6ием Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, подлежащей утилизации, должно представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в срок до 01.04.2020 года следующую отчетность:

- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 г. готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации по следующим наименованиям товаров: одежда (7 групп), упаковка полимерная, упаковка из гофрированного картона, упаковка из бумаги и не гофрированного картона);

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год по наименованиям товаров: одежда 7 групп, упаковка полимерная, упаковка из гофрированного картона, упаковка из бумаги и не гофрированного картона.

Декларация была представлена в Межрегиональное управление посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов - 25.05.2020 г..

Приведенный заявителем жалобы довод о том, что в обжалуемом постановлении указано о привлечении к административной ответственности иного лица ОАО «...» суд считает не состоятельным, поскольку в постановочной части обжалуемого постановления постановлено о признании виновным и привлечении к административной ответственности ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия. Тогда как в мотивировочной части обжалуемого постановления усматривается ссылка о признании в действиях бездействии юридического лица-ОАО «Агрофирма Искра» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, требованиями о представлении Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2019 г. готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации от 29 апреля 2020 г. № 01-15/3300; служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности по Республике Мордовия Жочкиной И.Н. от 04 июня 2020 г. № 01-08/1080; формой расчета суммы экологического сбора за 2019 г., и иными материалами дела, которым административным органом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований выявлено нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от исполнения товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, а именно, непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, а также, не своевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации.

Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 8.5 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, а именно, непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, а также несвоевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных государственным инспектором фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор счел, что общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Сведений о ранее привлечении ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия к административной ответственности материалы дела не содержат.

Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вреда, нанесенного правоотношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, при отсутствии тяжести наступивших последствий, с учетом разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», имеются основания для признания допущенного ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия административного правонарушения малозначительным.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о замене административного наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ДЛ-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить. На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенный административный штраф заменить предупреждением.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Н.В. Косарева

1версия для печати

12-39/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Косарева Надежда Владимировна
Статьи

КоАП: ст. 8.5.1 ч.1

Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
06.08.2020Материалы переданы в производство судье
17.08.2020Материалы переданы в производство судье
27.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.09.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
18.09.2020Вступило в законную силу
01.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2021Дело оформлено
01.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее