Производство № 2-418/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000786-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Губеевой Ю. А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Пнёва А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах Чуриловой Л. В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета об установлении факта владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, признании членами семьи, установлении факта постоянного проживания в жилом помещении на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации,
установил:
прокурор Магдагачинского района в интересах Чуриловой Л. В. обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета, которое обосновано следующим.
В прокуратуру Магдагачинского района поступило обращение Чуриловой Л. В. о защите ее права и права ребенка инвалида на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Магдагачинского района.
С ДД.ММ.ГГГГ Чурилова Л. В. добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется как своим собственным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Чурилова Л.В. проживает в пострадавшем жилом помещении и несет бремя его содержания с 2001 года по настоящее время. В течение указанного времени истец несет расходы по его содержанию, производит текущие ремонты, пользуется приусадебным участком. Факт нахождения спорного имущества во владении не скрывает.
Совместно с Чуриловой Л. В. в жилом доме проживают ФИО14 – сын, ФИО8 – сын, ФИО4 – дочь, ФИО5 – внук, ФИО5 – внук. Все зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, ведут с истцом общее хозяйство. ФИО14 является инвалидом I группы с ДД.ММ.ГГГГ по общему заболеванию бессрочно.
В собственности у Чуриловой Л. В. имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ.
Факт владения и пользования Чуриловой Л. В. на праве собственности жилым домом никем не оспаривается. Спор о праве, в том числе со стороны органов местного самоуправления, не заявляется. Жилое помещение в собственности иных граждан не находится.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Магдагачинского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
Наличие у граждан права собственности либо договора социального найма на жилые помещения, в которых они проживают, именно на момент введения режима чрезвычайной ситуации является основанием для получения соответствующей социальной выплаты. Отсутствие в совокупности данных условий препятствует гражданину получить гарантированные меры социальной поддержки.
Установление факта владения и пользования имуществом на праве собственности на момент введения режима чрезвычайной ситуации необходимо гражданину для возможности получения социальной выплаты.
На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований прокурор Магдагачинского района просит суд установить факт владения и пользования Чуриловой Л. В. на праве собственности недвижимым имуществом: жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации; признать ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО5 членами семьи Чуриловой Л. В., собственника жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>; установить факт постоянного проживания ФИО5, ФИО5 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
От третьего лица УМВД России по Амурской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что по существу заявленных требований возражений не имеют, просят принять законное и обоснованное решение, основываясь на доказательствах и пояснении сторон.
В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района Пнёв А. А. окончательные исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что спорное жилое помещение принадлежало матери истца, правоустанавливающих документов на дом нет. Жилое помещение было предоставлено матери истца Черняевским совхозом на основании ордера, документы, подтверждающие основание вселения, не сохранились. Спора о праве собственности не имеется, поскольку с 1992 года каких – либо требований об освобождении жилого помещения истцу не предъявлялось.
Истец Чурилова Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, в телефонограмме просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании 03.09.2021 заявленные требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что дом был предоставлен её матери Черняевским совхозом, документы не сохранились. С 1992 года истец проживает в спорной квартире. Она принимала меры к оформлению права собственности на дом и земельный участок, изготавливала техническую документацию, в феврале 2021 года приезжали кадастровые инженеры. Право собственности на земельный участок ею оформлено. В результате паводка утрачено было имущество, удалось спасти только животных. С момента проживания в доме, после ликвидации совхоза кто – либо о себе в качестве собственника недвижимого имущества не заявлял. Какие – либо договоры с администрацией Черняевского сельсовета не заключались. Истец с 1992 года на длительное время никуда не выезжала, ежегодно производила текущий и косметический ремонты дома и надворных построек, принимала меры к сохранности имущества, оплачивала электроэнергию, земельный налог. Во дворе дома ими были построены баня, стайка, курятник, цыплятник, свинарник. В период проживания они меняли забор, печь. После затопления фундамент дома лопнул, дом покосило, печь разрушена, стеклопакеты поломало. С нею проживает сын инвалид первой группы, для которого были в доме созданы соответствующие условия. Она проживала в доме совместно с двумя сыновьями, дочерью и её детьми (внуками). Бюджет общий, помогают друг другу. Её мать умерла в 1999 году, в наследство она не вступала.
Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, об уважительных причинах неявки – в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено.
Руководствуясь положениями ст.ст. 167,243 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, в судебном заседании 03.09.2021 исковые требования и доводы, изложенные в его обоснование, а также пояснения истца поддержала. Суду пояснила, что она с рождения проживала в спорном жилом помещении. Бюджет в семье общий, обязанности распределены между членами семьи, всё решают и делают сообща. Споров о праве собственности не возникало.
Представители третьих лиц УМВД России по Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в представленном письменном отзыве и телефонограмме просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц, администрации Магдагачинского района, министерства строительства и архитектуры Амурской области, губернатора Амурской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, ФИО14, ФИО8, ФИО5, ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено, о причинах неявки в суд не сообщено.
Руководствуясь положениями ст.ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе, Магдагачинского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года в с. Черняево Магдагачинского района был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования от 08.07.2021 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией по результатам обследования установлено, что жилое помещение не пригодно для проживания, восстановление нецелесообразно. Выявлены основания для признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Причиной появления данных дефектов и повреждений является ситуация, возникшая вследствие прохождения паводка на репке Амур на территории с. Черняево в период с 21 июня 2021 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета и (или) средства областного бюджета (п. 1.1 Правил).
Чурилова Л. В. обратилась с заявлением о предоставлении выплаты на приобретение и строительство жилого помещения Чуриловой Л. В. и членам ее семьи ФИО4, ФИО3, ФИО8, ФИО5, ФИО5 в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению министерства социальной защиты населения Амурской области от 02.08.2021 Чуриловой Л. В. отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием права на предоставление выплаты.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч. 1, п.п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
В судебном заседании из совокупности исследованных доказательств установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено родителям истца Черняевским совхозом, Чурилова Л. В. в 1992 году матерью была вселена в спорную квартиру. С указанного времени она проживает в данной квартире, несет расходы по её содержанию, владеет и пользуется ею как своим собственным. Никуда из жилого помещения на длительное время не уезжала, принимала меры к сохранности имущества. Ежегодно засаживала огород, несет расходы по содержанию имущества, производит косметический и технический ремонт дома и надворных построек, оплачивает электроэнергию. На придомовой территории ими возведены новые постройки. За весь период пользования никто о себе в качестве собственника дома не заявлял. Иного жилого помещения в пользовании либо в собственности не имеет.
Чурилова Л. В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Истец Чурилова Л. В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Согласно п. 5, 6 указанных Правил трансферты предоставляются на следующие цели:
а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;
б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) компенсация понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта (за исключением мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, в случае совершения террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями).
Мероприятия реализуются в отношении:
а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
г) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Чурилова Л. В. фактически проживала по адресу: <адрес> и на момент подтопления в июне 2021 года.
В судебном заседании установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории с. Черняево Магдагачинского района Амурской области, пострадало жилое помещение Чуриловой Л. В.
В судебном заседании также установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Чурилова Л. В. владела жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным.
Спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не состоит.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» предусмотрено, что в целях получения выплат наличие на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное (или утраченное) жилое помещение, не зарегистрированное в ЕГРН может быть подтверждено в том числе соответствующим судебным актом.
Установление указанного юридического факта имеет существенное значение для истца Чуриловой Л. В., поскольку позволит ей реализовать право на получение мер социальной поддержки.
Отказом в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации существенно нарушаются права Чуриловой Л. В. на защиту от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1.2, п. 1.3 Правил предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении: 1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
К членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети, родители этого гражданина, а также признанные решением суда членами семьи граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
К членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, относятся их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан.
Право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно разъяснения, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В судебном заседании установлено, что совместно с Чуриловой Л. В. по адресу: <адрес> проживают сын – ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные лица также зарегистрированы в данном жилом помещении.
Кроме того, в судебном заседании из совокупности исследованных судом доказательств установлено, что ФИО8, ФИО14, ФИО4, ФИО5, ФИО5 были вселены в жилое помещение по адресу: <адрес> Чуриловой Л.В. в качестве членов семьи, и проживали по указанному адресу на момент введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, имеют регистрацию по месту жительства. Между членами семьи сложились добрые и уважительные семейные отношения. Отношения между членами семьи можно охарактеризовать не только взаимным уважением друг к другу, но и проявлением взаимной заботы друг о друге, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В ходе рассмотрения дел судом установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации указанные лица постоянно проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилого помещения в пользовании или в собственности не имеют.
Обстоятельств, свидетельствующих о смене места жительства, судом установлено не было.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Магдагачинского района, рассматриваемые в рамках настоящего спора, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах Чуриловой Л. В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета об установлении факта владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации, признании членами семьи, установлении факта постоянного проживания в жилом помещении на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации – удовлетворить в полном объеме.
Установить факт владения и пользования Чуриловой Л. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженкой <данные изъяты> на праве собственности недвижимым имуществом – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
Признать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами семьи Чуриловой Л. В., собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Установить факт постоянного проживания ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021