УИД 10RS0017-01-2019-001246-11
Дело №2а-940/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего по делу судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
в присутствии:
административного истца Дориной Е.В.,
представителя административных истцов: Дориной Е.В., Дорина А.В. – по доверенности Бритвиной К.С.,
в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания: административного истца Дорина А.В., представителя административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дориной Е.В., Дорина А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК, Управление) об оспаривании бездействия,
установил:
административные истцы Дорина Е.В. и Дорин А.В. обратились в суд с требованием о признании бездействия административного ответчика незаконным и понуждении административного ответчика вынести предписание гражданину Холостову А.В. об устранении нарушений земельного законодательства. В обоснование требований указали, что 07.06.2019 Дорина Е.В. и Дорин А.В. обратились в Управление Росреестра по Республике Карелия с жалобой на нарушение Холостовым А.В. земельного законодательства, выразившемся в самозахвате части земельного участка, принадлежащего административным истцам. В указанной жалобе содержалась просьба о принятии мер к устранению данного земельного нарушения. По факту обращения 30.07.2019 специалистами Управления была осуществлена выездная внеплановая проверка. 04.09.2019 в телефонном разговоре сотрудники Управления сообщили, что доводы жалобы подтвердились, установлен факт самозахвата части земельного участка административных истцов площадью 145 кв.м. При этом административный ответчик не привлек Холостова А.В. к административной ответственности, не вынес в его адрес предписания об устранении выявленных нарушений. 11.10.2019 на обращение Дориной Е.В. и Дорина А.В. к руководителю Управления с жалобой на действия сотрудников, административных истцов уведомили об отсутствии правовых оснований для вынесения в адрес Холостова А.В. предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства. Административные истцы считают указанное бездействие административного ответчика незаконным. Отмечают, что в силу п. 3 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр и его территориальные органы осуществляют функцию по государственному земельному надзору. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление земельного надзора, составляются акты проверки. А в случае выявления в ходе проверок нарушений требований земельного законодательства к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к административной ответственности. Отмечают, что бездействие ответчика выразилось в том, что установив факт нарушения земельного законодательства, должностным лицом не вынесено предписание, а лицо, виновное в нарушении требований ЗК РФ, не привлечено к административной ответственности. При указанных обстоятельствах, Дорина Е.В., Дорин А.В. просят суд признать бездействие незаконным и возложить на Управление Росреестра по РК обязанность устранить нарушение прав путем вынесения предписания гражданину Холостову А.В. об устранении нарушений земельного законодательства.
В отзыве на административное исковое заявление Управление Росреестра по РК полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование позиции отметили, что в рамках реализации полномочий Управления по осуществлению государственного земельного надзора, на основании заявлений Дориной Е.В., Дорина А.В. от 07.06.2019, должностными лицами в период с 15.07.2019 по 09.08.2019 проведена внеплановая проверка соблюдения Холостовым А.В. требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного в районе <Адрес обезличен>. По результатам проверки установлено, что указанный земельный участок площадью 1133 кв.м. принадлежит Холостову А.В. на праве собственности. Земельный участок огражден забором, на участке расположен жилой дом, хозяйственное строение, складированы строительные материалы. Специалистами были проведены измерения по определению местоположения характерных точек границ участка с использованием геодезического спутникового оборудования. По результатам анализа ЕГРН и данных, полученных в результате натурных измерений, выявлено несоответствие фактического использования указанного земельного участка его границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Площадь самовольно занятого земельного участка составила 145 кв.м. Таким образом, выявлено нарушение ст.ст. 25, 26 ЗК РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Ранее по заявлению Дориной Е.В. от 20.03.2018 указанный состав административного правонарушения в действиях Холостова А.В. был установлен и последний был привлечен к административной ответственности. Постановление должностного лица впоследствии было отменено решением Сортавальского городского суда от 02.11.2018. Отменяя постановление о привлечении Холостова А.В. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ суд отметил, что у Холостова А.В. не было ни прямого, ни косвенного умысла на совершение поименованного правонарушения. Также вынесенное в адрес Холостова А.В. предписание было отменено определением от 24.12.2018. Отметили, что по указанному факту в Сортавальском городском суде имеется спор о границах между смежными собственниками земельных участков Дориной Е.В., Дорина А.В. и Холостова А.В. При этом должностное лицо Управления при проведении внеплановой проверки в период с 15.07.2019 по 09.08.2019 установил, что спорный забор на земельном участке с кадастровым номером на конце :44 находится в том же месте, что и ранее, при проведении проверки в 2018 году. С учетом изложенного, должностным лицом вынесено определение от 22.08.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Правовые основания для вынесения Холостову А.В. предписания у Управления отсутствуют.
В судебном заседании Дорина Е.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель Дориной Е.В. и Дорина А.В. по доверенности Бритвина К.С. поддержала позицию, изложенную в исковом заявлении, дополнив, что сторона административного истца не оспаривает постановление об отказе в возбуждении дела об административном производстве, но считает, что поскольку административным ответчиком установлено, что Холостовым А.В. самовольно занят земельный участок истцов площадью 145 кв.м, соответственно Управление Росреестра по РК обязано было принять меры для устранения выявленного нарушения земельного законодательства и вынести в адрес Холостова А.В. предписание об устранении нарушений земельного законодательства. Просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений земельного законодательства и возложить на него обязанность по устранению нарушения прав административных истцов путем вынесения предписания в адрес Холостова А.В. об устранении нарушения земельного законодательства.
Выслушав административного истца Дорину Е.В., представителя Дориной Е.В. и Дорина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года N 1, установлено, что государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и их территориальными органами.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ определено, что должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п. 6 ст. 71.3 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в том числе, в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений граждан.
При этом в силу требований пункта 1 статьи 71.2 ЗК РФ в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71.2 Земельного кодекса РФ в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Административное обследование объекта земельных отношений проводится на основании постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В поданном административном исковом заявлении Дорина Е.В., Дорин А.В. обжалуют бездействие административного ответчика по рассмотрению их жалобы от 07.06.2019 на нарушение земельного законодательства Холостовым А.В.
При разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что бездействием государственного органа или должностного лица является невыполнение в полном объем требований закона и подзаконных актов, указанных выше, при поступлении жалобы административных истцов.
Судом установлено, что Дорина Е.В. и Дорин А.В. обратились в Управление Росреестра по РК с жалобой на нарушение земельного законодательства Холостовым А.В., выразившемся в самозахвате части земельного участка, принадлежащим заявителям.
Жалоба зарегистрирована Управлением 11.06.2019.
Из материалов дела об административном правонарушении №031/18-2019 от 09.08.2019 следует, что на основании распоряжения от 27.06.2019 №853-Р/ВК в отношении Холостова А.В. проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства в период с 15.07.2019 по 09.08.2019.
По результатам проверки составлен акт от 09.08.2019, в соответствии с которым установлено нарушение земельного законодательства (ст.ст. 25, 26 ЗК РФ): по результатам натурных измерений выявлено несоответствие расположения ограждения земельного участка Холостова А.В. данным, содержащимся в ЕГРН. Площадь наложения составила 145 кв.м.
Тем самым должностным лицом установлено самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
09.08.2019 заместителем главного государственного инспектора Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов Поташевым Д.С. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства в срок до 10.02.2020.
22.08.2019 должностным лицом Управления Поташевым Д.С. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Холостова А.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
28.08.2019 главным государственным инспектором Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов Бурлаковой И.Ю. на основании заявления Холостова А.В. отменено предписание от 09.08.2019.
Таким образом, указание административными истцам на бездействие должностного лица опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание, что судом не установлено факта бездействия должностных лиц Управления Росреестра по РК по рассмотрению обращения административных истцов от 07.06.2019, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Дориной Е.В., Дорина А.В. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено: 22.11.2019.