Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6935/2019 ~ М-6516/2019 от 10.09.2019

№ 2-6935/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2019 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,

при секретаре Шириновой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе земельного участка с кадастровым номером расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отходов от жилищ несортированных и др.; в районе земельного участка с кадастровым номером (<адрес>) расположена несанкционированная свалка отходов, образованных предположительно от медицинской деятельности. Сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены отходы, в ЕГРН отсутствуют. Размещение указанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа; обязать ответчиков ликвидировать указанные несанкционированные свалки.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Автоспецтранс», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований о возложении на ответчиков обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отходов из жилищ несортированных и др. на территории общего пользования в районе земельного участка с кадастровым номером с координатами <данные изъяты>, <данные изъяты> в связи с отказом истца от иска.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа, действующий по доверенности, представитель ответчика Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, действующий по доверенности, представитель ответчика ООО «Автоспецтранс», действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признали.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе земельного участка с кадастровым номером (<адрес>) выявлена несанкционированная свалка отходов, образованных предположительно от медицинской деятельности, с координатами <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером в ЕГРН отсутствуют.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водоотборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.

Исходя из пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложены функции по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Реализуя возложенные на него полномочия, ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с ООО «Автоспецтранс» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным соглашение с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор - ООО «Автоспецтранс».

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4).

Согласно п.п. 16, 18 указанных Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Таким образом, прямая обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с вышеизложенными нормами действующего законодательства обязательства по ликвидирована несанкционированной свалки на территории Петрозаводского городского округа возложены на собственника земельного участка, в данном случае администрацию Петрозаводского городского округа, которая обязана самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором, принимая во внимание состав отходов и требования, установленные законодательством в области утилизации медицинских отходов.

При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации спорной несанкционированной свалки на Министерство строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО «Автоспецтранс», в иске к данным ответчикам суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образованных предположительно от медицинской деятельности, в районе земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, с координатами <данные изъяты>, <данные изъяты>.

В иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.Ю. Гадючко

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2019.

2-6935/2019 ~ М-6516/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интереесах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Петрозаводского городского округа
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
ООО "Автоспецтранс"
Другие
Министерство строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Гадючко И.Ю.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
18.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Судебное заседание
12.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Дело оформлено
25.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее