УИД 28RS0019-01-2021-000099-18
№ 2 – 103/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2021 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Абдуллиной А.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Серышевского района Жунковской О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Серышевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" указал, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий). ГБУЗ АО «Серышевская больница» на основании устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет медицинскую деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>. В учреждении имеется действующий паспорт безопасности, который утвержден Министерством здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, срок действия ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с разделом 1 паспорта безопасности ГБУЗ АО «Серышевская больница» отнесено к объектам (территориям) второй категории. В нарушение требований законодательства ГБУЗ АО «Серышевская больница» по настоящее время не обеспечена должным образом антитеррористическая защищенность объекта (территории), а именно не обеспечено оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков (3 этаж бывшего здания хирургического отделения, палата интенсивной терапии терапевтического отделения, операционная акушерско-обсервационного отделения) и критических элементов объекта (территории) (в зданиях гаража, пищеблока, терапевтического корпуса, акушерско-обсервационного отделения, инфекционного отделения, хирургического отделения, прачечной), определенные паспортом безопасности, а также не обеспечена система видеонаблюдения архивированием и хранением данных не менее 1 месяца; охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций в здании поликлиники, в здании палатного корпуса (приемное отделение), в здании основного корпуса; установка шлагбаума; установка металлических входных дверей (здание взрослой поликлиники, здание инфекционного отделения, здание терапевтического корпуса). По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ на имя главного врача ГБУЗ АО «Серышевская больница» внесено представление, которое рассмотрено, конкретные меры по устранению выявленных нарушений не приняты. Из информации ГБУЗ АО «Серышевская больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения не устранены, разработан план мероприятий по антитеррористической защищенности на 2020 год. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания пациентов и медицинских работников в больнице. Несоблюдение медицинским учреждением вышеуказанных норм законодательства создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре», просит суд: обязать ГБУЗ Амурской области «Серышевская больница» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, пгт Серышево, <адрес>, а именно: оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков (3 этаж бывшего здания хирургического отделения, палата интенсивной терапии терапевтического отделения, операционная акушерско-обсервационного отделения) и критических элементов объекта (территории) (в зданиях гаража, пищеблока, терапевтического корпуса, акушерско-обсервационного отделения, инфекционного отделения, хирургического отделения, прачечной), определенные паспортом безопасности, а также обеспечить архивирование и хранение данных видеонаблюдения не менее 1 месяца; обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций в здании поликлиники, в здании палатного корпуса (приемное отделение), в здании основного корпуса; установить шлагбаум; установить металлические входные двери в зданиях взрослой поликлиники, инфекционного отделения, терапевтического корпуса.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Серышевского района Жунковская О.Ю. в полном объёме поддержав доводы искового заявления, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГБУЗ Амурской области «Серышевская больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В переданной телефонограмме представитель ответчика Гаврилова Е.А. просила о рассмотрении дела в своё отсутствие, с исковыми требованиями согласно в полном объёме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства здравоохранения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в адрес суда не поступило.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГБУЗ АО «Серышевская больница», представителя третьего лица Министерства образования и науки Амурской области.
Выслушав пояснения представителя истца помощника прокурора Серышевского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания п. 4 ст. 27 Закона РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обстоятельства дела, свидетельствуют о том что, реализуя эти предоставленные Законом полномочия в рамках рассмотрения настоящего дела по правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор Серышевского района вправе был обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые не могли сами обратиться в суд.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ, предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Требованиями ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему установлению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (п. 6 ст. 3 Закона).
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № З5-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п. 4 требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствии его совершения проводится их категорирование (п. 5 Требований).
Как следует из п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятии и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению террористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В п. 31 Требований закреплено, что на каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Из п. 15 Требований следует, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения.
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории, согласно п. 16 Требований, осуществляются, в том числе, посредством оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Согласно п. 16 (1) Требований, на объектах (территориях) которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных п. 16 настоящих требований, дополнительно осуществляется следующие мероприятия: обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащения объекта (территории) инженерно - техническими средствами и системами охраны.
На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 16 (1) настоящих требований, осуществляются иные мероприятия.
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на медицинские организации.
Согласно Уставу ГБУЗ <адрес> "Серышевская больница" учреждение создано с целью оказания качественной скорой и скорой специализированной (санитарно - авиационной) медицинской помощи, стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (п. 3.1.).
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" на праве оперативного управления принадлежат здание родильного и гинекологического отделения, прачечная, поликлиника, здание инфекционного отделения, здание детской консультации, детская поликлиника, гараж, здание центральной районной больницы.
Из акта обследования и категорирования ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" комплекс зданий по адресу: <адрес> следует, что комплексу зданий ГБУЗ <адрес> «Серышевская больница» присвоена вторая категория.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Серышевского района в рамках осуществляемого надзора законодательства о противодействии терроризму, проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждения здравоохранения ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница".
В ходе проверки требований антитеррористической защищенности объектов здравоохранения выявлены нарушения: объекты (территории) учреждения не оборудованы системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
По результатам проведенной проверки 14 января 2020 года на имя и.о. главного врача ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
Из ответа ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница" на представление прокурора Серышевского района следует, что разработан план мероприятий по антитеррористической защищенности на 2020 год; проведена работа по обеспечению защиты служебной информации ограниченного пользования; разработаны функциональные обязанности сотрудников подразделений, работающих с документацией содержащей информацию ограниченного пользования.
Кроме того, из информационного письма ГБУЗ Амурской области «Серышевская больница» от 13 февраля 2020 года следует, что ввиду отсутствия денежных средств в 2019 году на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности не представляется возможным привлечь ответственное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.
Нарушение вышеуказанных требований законодательства создает непосредственную угрозу совершению террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья людей.
Поскольку указанные истцом объекты здравоохранения являются объектами с круглосуточным пребыванием людей, в случае наступления чрезвычайной ситуации или совершения террористического акта, обозначенные выше нарушения могут повлечь за собой наступления тяжких последствий, в том числе, причинение вреда здоровью, и порчи имущества неопределенного круга лиц.
Таким образом, представленными стороной истца доказательствами подтверждается наличие нарушения требований антитеррористического законодательства.
Доказательств устранения всех выявленных надзорным органом нарушений в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчик суду не предоставил.
Факт наличия нарушений требований антитеррористического законодательства означает и наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каких-либо дополнительных доказательств для этого не требуется.
Учитывая, что комплекс зданий ГБУЗ Амурской области "Серышевская больница", расположенный по адресу: <адрес> является местом массового пребывания людей, нарушение в используемых помещениях обязательных требований безопасности, представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, находящихся в нем, следовательно, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанных помещений с нарушением требований правил антитеррористического законодательства несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (3 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) (░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (690090, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 54) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░