Дело № 2-47/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.А. Плескач,
с участием истца Е.М. Мартыновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Е.М. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственных услуг, возложении обязанности произвести выплаты,
установил:
Мартынова Е.М. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее – Центр) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги в виде признания семьи малоимущей, возложении обязанности произвести выплаты. В обоснование исковых требований указано, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11.09.2017 признала незаконным решение Центра от 24.04.2017 № 47 «Об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и за ней признано право на получение удостоверения по категории «многодетная семья». Все необходимые документы для получения удостоверения она предоставила ДД.ММ.ГГГГ. Удостоверение ответчик выдал ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с момента ее первого письменного обращения, то есть с апреля 2017 года, поскольку при своевременной выдаче удостоверения ее семья могла бы пользоваться льготами (льготный проезд, бесплатные лекарства до 6 лет, оплата жилого помещения и коммунальных услуг). В ее адрес ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ, что в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ № не указан срок предоставления мер социальной поддержки. В связи с этим меры социальной поддержки будут предоставляться только с момента выдачи удостоверения по категории «многодетная семья». Кроме того ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что меры социальной поддержки ей назначаются без учета ее супруга ФИО1, поскольку он, хотя и проживает на территории Республики Коми, но не является гражданином Российской Федерации. С решением Центра о назначении мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ и без учета ее супруга ФИО1 она не согласна и просит суд признать решение о предоставлении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ № без учета ФИО1 и с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ с учетом ее супруга.
Истец Мартынова Е.М. исковые требования в судебном заседании поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Центра. Представил в суд письменные возражения, в которых указал, что с исковыми требованиями истца не согласен по следующим основаниям. Так, сроки признания за Мартыновой Е.М. права на получение удостоверения по категории «Многодетная семья» судебной коллегией не определены, в связи с чем выдача удостоверения была осуществлена Центром в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки в соответствии с указанным Законом, утвержденной постановлением правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280, то есть был применен заявительный характер. Согласно статье 1 Закона «О социальной поддержке населения в Республике Коми» настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми, и тем самым не предусматривает мер социальной поддержки для граждан, которые не являются гражданами Российской Федерации. Таким образом, право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 55-РЗ для многодетных семей, у супруга истца ФИО1, как гражданина иностранного государства, не определяется.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительные меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Мартынова Е.М. приходится матерью троим несовершеннолетним детям.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в зарегистрированном браке с гражданином <данные изъяты> ФИО1, которому разрешено временно проживать на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Мартынова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
По результатам рассмотрения заявления истца ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о выдаче Мартыновой Е.М. удостоверения по категории «многодетная семья».
ДД.ММ.ГГГГ Мартынова Е.М. обратилась в Центр с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком направлено уведомление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг №, в котором указано, что меры социальной поддержки Мартыновой Е.М. назначены по категории «многодетная семья» с ДД.ММ.ГГГГ и без учета ее супруга ФИО1
Также в адрес истца направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты представления в Центр или МФЦ документов, указанных в Постановлении Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115.
Между тем, гарантированные Указом Президента Российской Федерации меры социальной поддержки многодетным семьям, исходя из статьи 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», могут быть реализованы только лицами, являющимися гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Республики Коми.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральными законами и Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 не предусмотрено исключений о том, что меры социальной поддержки оказываются только гражданам Российской Федерации.
Условие о финансировании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (статья 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ) не свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе снижать данные гарантии, не распространяя свое действие на иные категории лиц (иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации).
Как указано выше, вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность принятия такого законодательства и ряда гарантий многодетным семьям установлены на федеральном уровне, а, соответственно, должны быть реализованы на всей территории Российской Федерации с учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, в том числе в отношении иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что отказ в предоставлении мер социальной поддержки Мартыновой Е.М. без учета ее супруга ФИО1 является незаконным и исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Из пунктов 3 и 4 постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» следует, что для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания гражданина соответствующий пакет документов, состоящий из заявления и документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты представления в центр или в МФЦ документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил (в случае если документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, представлены по инициативе заявителя) (пункт 12).
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданину носит заявительный характер, и назначается только после предоставления соответствующего заявления и документов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Мартынова Е.М. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Решением ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отказе в выдаче спорного удостоверения в связи с отсутствием права.
Указанное решение ответчика Мартыновой Е.М. обжаловано в судебном порядке и апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 11.09.2017 исковые требования удовлетворены. Оспариваемое истцом решение было признано незаконным и на ответчика возложена обязанность выдать Мартыновой Е.М. удостоверение по категории «многодетная семья».
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что истец в апреле 2017 года обращалась в Центр с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с соответствующим пакетом документов суду не представлено и судом не добыто.
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Мартынова Е.М. обратилась в Центр лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы истца о том, что меры социальной поддержки должны быть предоставлены ей и ее семье с момента первоначального обращения к ответчику, то есть с апреля 2017 года являются ошибочными и не подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с учетом положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мартыновой Е.М. удовлетворить в части.
Признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления мер социальной поддержки без учета ФИО1.
Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» предоставлять меры социальной поддержки Мартыновой Е.М. с учетом ФИО1.
В удовлетворении исковых требований Мартыновой Е.М. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Мартыновой Е.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 01 февраля 2018 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца