Дело № 12-126/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Ульяновск 03 июня 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кизирбозунц Т.Т.,
при секретаре Володиной О.А.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Куликова А.А., председателя ТСЖ «Ёлочка» Южаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска на постановление по делу об административном правонарушении № Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019 года, в отношении –
товарищества собственников жилья «Ёлочка», расположенного по адресу: <адрес>,по которому:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращено за малозначительностью,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя дректораДепартамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ТСЖ «Ёлочка»прекращено за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
В протесте прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит отменить постановление, полагая его незаконным и необоснованным, поскольку состав вменённого административного правонарушения является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично правовых обязанностей в сфере обслуживания ТСЖ «Ёлочка» газового оборудования дома. Вменяемое правонарушение в сфере эксплуатации газового оборудования создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан в виду возможного наступления вредных последствий.
Председатель ТСЖ «Ёлочка» в судебном заседании полагала постановление Департамента законным и обоснованным, поскольку ежегодно дом проходит соответствующие проверки газового оборудования. После выявленных нарушений, советующий договор был заключен.
ПредставительДепартамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области указал, что дело по протесту прокурора должно быть рассмотрено в Арбитражном суде Ульяновской области. Опротестованное постановление является законным и обоснованным.
Ознакомившись с жалобой, проверив в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением № заместителя директора Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ТСЖ «Ёлочка» прекращено, за малозначительностью. Департамент в отношении ТСЖ «Ёлочка»ограничился устным замечанием.
Ответственность по ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным. Санкция указанной нормы предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила), вступившие в действие с 01 июня 2013 года.
Согласно п. 4 данных Правил безопасное использование, и содержание внутридомового газового оборудования обеспечиваются, в том числе путем осуществления его технического обслуживания.
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования - это работы и услуги по поддержанию внутридомового газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям (п. 2 Правил N 410).
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 8 Правил N 410).
Как следует из п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03 мая 2000 г. (МДС 42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 мая 2000 г. N 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. N 613. Согласно пункту 4 данных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (подпункт "а" пункта 7 Правил).
Как установлено в ходе проверки, дом № 28 по ул. Варейкиса г. Ульяновска введен в эксплуатацию в 1976 году и эксплуатируется свыше 30 лет, в том числе внутридомовое газовое оборудование и внутриквартирное газовое оборудование. На момент проверки 05.02.2019 г. ТСЖ «Ёлочка» работы по техническому диагностированию указанного газового оборудования не выполнялись, какие-либо меры для их выполнения не предпринимались, договор со специализированной организацией не заключался. Соответствующий договор ТСЖ «Ёлочка» заключен только 01 марта 2019 года.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в уклонении от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении управляющей организацией к исполнению своих обязанностей.
Санкция статьи ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на охрану общественных интересов, в связи с чем, вывод о малозначительности совершенного ТСЖ «Ёлочка»правонарушения - только по мотиву не наступления общественно опасных последствий и заключение договора после проведенной проверки - основан на неправильном применении норм материального права.
Довод о передаче дела по подведомственности в Арбитражный суд Ульяновской области судом не принимается. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 11.07.2006 N 262-О, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что опротестовано постановление в отношении ТСЖ «Ёлочка» о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области защиты жилищных прав граждан, а не коммерческая деятельность.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ составляет один год.
В силу ст. 30.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения протеста на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ.
Учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому делу не истекли, обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь 30.2-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя директора Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья «Ёлочка» отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзораМинистерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
На решение по протесту на постановление по делу об административном правонарушении, может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Кизирбозунц Т.Т.