№ 2-465/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 11 апреля 2014 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.,
при секретаре судебного заседания Кутлубаевой А.А.,
с участием прокурора Муртаева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сибай Республики Башкортостан в интересах Евстигнеева Н.Е. к Администрации городского округа г. Сибай Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сибай обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах Евстигнеева Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с исковым заявлением к Администрации ГО г. Сибай РБ о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, мотивируя тем, что в ходе проверки прокуратурой г. Сибай исполнения законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья установлено, что Евстигнеев Н.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в администрации ГО г. Сибай РБ как нуждающийся в обеспечении жилым помещением. Родители Евстигнеева Н.Е. решением Сибайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Евстигнеев Н.Е. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Вместе с тем, согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № справки Сибайского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Евстигнеев Н.Е. собственником недвижимого имущества не значится. Евстигнеев Н.Е. включен в заявку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения его жилым помещением.
Ссылаясь на положения ст. 40, п.п. «ж, к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; ч. 4 ст. 49, п.8 ч.1 ст.92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ; ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; п. 7 ч. ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) прокурор г. Сибай РБ просит обязать Администрацию ГО г. Сибай предоставить вне очереди Евстигнееву Н.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании прокурор г. Сибай Муртаев И.А. поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.
Истец Евстигнеев Н.Е., представитель ответчика Администрации ГО г.Сибай в судебном заседании не участвовали, надлежаще уведомлены, сведений нет о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, что в силу ст.167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела без их участия.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит иск прокурора г. Сибай РБ подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет суду установить, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления Республики Башкортостан и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления РБ.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 31 января 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных организациях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд находит, что обязанность обеспечения Евстигнеева Н.Е. жилым помещением должна быть возложена на администрацию городского округа г.Сибай РБ.
Как следует из материалов дела, Евстигнеев Н.Е. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении Евстигнеева Н.Е. в графе родители записаны: отец - ФИО1, мать - ФИО2 Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына Евстигнеева Н.Е.
Закрепленное жилое помещение у Евстигнеева Н.Е. отсутствует, что подтверждается уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведения о зарегистрированных правах Евстигнеева Н.Е. на объекты недвижимого имущества, справкой № выданной ДД.ММ.ГГГГ Сибайским межрайонным филиалом ГУП «БТИ РБ».
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Евстигнеев Н.Е. не обеспечен жильем.
В связи с приведенными изменениями изменено содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013 года.
Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции приведенного закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Евстигнеев Н.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении состоит со ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, у Евстигнеева Н.Е.. возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Решением Совета городского округа г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе г. Сибай РБ» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Сибай Республики Башкортостан в интересах Евстигнеева Н.Е. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан предоставить вне очереди Евстигнееву Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа город Сибай Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 18 квадратных метров за счет и в пределах субвенции, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.Х.Суфьянова