Дело № 2а-81/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 17 июня 2019 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Семеновой О.С.,
представителя административного ответчика –
Главы Петровского сельского поселения Лютько С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Петровского сельского поселения и обязании обеспечить выполнение противопожарных мер, направленных на защиту населенных пунктов поселения от пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Петровского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер пожарной безопасности, обязании ответчика обеспечить выполнение следующих противопожарных мер: провести в границах с. Петровка, д. Елизарьево, д. Егорово Петровского сельского поселения очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером от территории, прилегающей к лесу;
провести в с. Петровка, д. Елизарьево Петровского сельского поселения проверку работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения, составить акты таких проверок;
обеспечить автономными резервными источниками энергоснабжения для бесперебойного энергоснабжения водонапорные башни, расположенные в с. Петровка (координаты: 57°11"38.4"N 83°54"60.0"E), д. Елизарьево (координаты: 57°17"31.3"N 83°57"59.9"E);
привести в работоспособное состояние вентиль на водонапорной башне в д.Елизарьево (координаты: 57°17"31.3"N 83°57"59.9"E);
на наружных водопроводных сетях в д. Егорово установить резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что им заявлены исковые требования в защиту неопределенного круга лиц, сослался на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», указав, что проверкой прокурора установлено, что Администрацией Петровского сельского поселения не были приняты меры по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в исковых требованиях.
В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования, при этом представитель административного истца пояснила, что до судебного заседания Администрация Петровского сельского поселения устранила часть нарушений, выявленных в ходе проверки, поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Петровского сельского поселения и обязать провести следующие противопожарные меры: обеспечить автономными резервными источниками энергоснабжения для бесперебойного энергоснабжения водонапорные башни, расположенные с. Петровка (координаты: 57°11"38.4"N 83°54"60.0"E), д. Елизарьево (координаты: 57°17"31.3"N 83°57"59.9"E); на наружных водопроводных сетях в д. Егорово установить резервуары, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов. Уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме. В остальной части от первоначальных требований административный истец отказался в связи с добровольным устранением их административным ответчиком. Учитывая повышенную общественную значимость указанных требований, наступление пожароопасного сезона, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика – Глава Петровского сельского поселения Лютько С.И., с учетом измененных требований прокурора, признал исковые требования в полном объеме, пояснил, что в д. Егорово емкость уже находится на месте, осталось ее только закопать и сделать площадку для подъезда, работы будут выполнены в течение лета. У них нет своей техники для этих работ, есть договоренности на счет техники со сторонними организациями, но все упирается в средства. Они уже обратились в районную Администрацию, вопрос рассматривается. По срокам обеспечить автономными резервными источниками энергоснабжения водонапорные башни до сентября 2019 года не реально, в бюджете нет денег.
Суд, изучив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
Согласно положениям пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В статье 3 вышеприведенного Федерального закона указано, что система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Перечень таких мер установлен статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - ППР) на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с п. 55 ППР (в ред. постановления Правительства РФ от 20.09.2016 №947) руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
На основании п. 60(1) ППР водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
В силу п. 4.1 СП 8.13130.2009 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
В соответствии с Примечанием 2 к п. 5.2 СП 8.13130.2009 в случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем обеспечения соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Актом проверки № 11 от 26.04.2019, проведенной главным государственным инспектором Кривошеинского района Томской области по пожарному надзору С.И.А. с участием помощника прокурора Кривошеинского района Ю.В.А. и Главы Петровского сельского поселения Лютько С.И., установлено, что Администрация Петровского сельского поселения не соблюдает законодательство о пожарной безопасности: в нарушение требований п.60 (1) ППР водонапорные башни не обеспечены автономными резервными источниками электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения (п.3 акта); в нарушение требований п.16 ППР, п.2 ст.63 Федерального закона № 123-ФЗ на территории д. Егорово отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения (п.5 акта).
Таким образом, суд полагает, что Администрация Петровского сельского поселения должным образом не выполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, ввиду чего требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить указанные нарушения являются законными и обоснованными.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией Петровского сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие на водонапорных башнях с. Петровка и д. Елизарьево автономных резервных источников электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения, отсутствие в д. Егорово резервуара, емкость которого должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов, делает невозможным своевременное тушение пожаров, которые могут возникнуть на территории населенных пунктов Петровского сельского поселения, что может повлечь гибель населения и имущества.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Администрация Петровского сельского поселения не представила достоверных доказательств устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в части обеспечения водонапорных башен в с. Петровка (координаты: 57°11’38.4’’N 83°54’60.0’’E), в д. Елизарьево (координаты: 57°17’31.3’’N 83°57’59.9’’E) автономными резервными источниками электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения, а также доказательств, подтверждающих установку резервуара (резервуаров) в д. Егорово, емкость которого (которых) должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и не опровергаются административным ответчиком.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и признано административным истцом, что на момент рассмотрения дела в суде административным ответчиком были исполнены добровольно требования прокурора в части: очистки в границах с. Петровка, д.Елизарьево, д. Егорово Петровского сельского поселения от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра от территории, прилегающей к лесу; проведена в с. Петровка, д. Елизарьево Петровского сельского поселения проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения, составлены акты таких проверок; приведен в работоспособное состояние вентиль на водонапорной башне в д. Елизарьево (координаты: 57°17"31.3"N 83°57"59.9"E).
В связи с отказом административного истца от части исковых требований, добровольно исполненных административным ответчиком, судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в части указанных требований.
В остальной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом.
Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец, учитывая повышенную общественную значимость, наступление пожароопасного сезона, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд считает, что неисполнение Администрацией Петровского сельского поселения установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так как данные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь гибель населения и уничтожение имущества, а поэтому требование об установлении в д. Егорово резервуара (резервуаров), емкости, которые (которых) должны обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов, подлежит немедленному исполнению, поскольку в судебном заседании установлено, что другого источника противопожарного водоснабжения в д. Егорово нет.
Учитывая требования разумности и необходимость принятия конкретных мер по исполнению решения суда, суд считает, что решение в части возложения на административного ответчика обязанности по обеспечению автономными резервными источниками электроснабжения для бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен, расположенных в с. Петровка (координаты: 57°11’38.4’’N 83°54’60.0’’E), в д. Елизарьево (координаты: 57°17’31.3’’N 83°57’59.9’’E), подлежит исполнению в срок не позднее 01.09.2019. Суд исходит из того, что данное требование по объективным причинам не может быть исполнено Администрацией Петровского сельского поселения немедленно. В предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 11/1/1 от 26.04.2019, выданном Главным государственным инспектором Кривошеинского района Томской области по пожарному надзору Главе Петровского сельского поселения, так же для устранения данного нарушения установлен срок до 01.09.2019. При этом суд принимает во внимание необходимость проведения административным ответчиком конкурсных процедур по закупке оборудования для выполнения данного требования. С учетом изложенного установленный судом срок – до 01.09.2019 для исполнения ответчиком данной обязанности является разумным и достаточным для исполнения решения суда в данной части.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░: 57°11’38.4’’N 83°54’60.0’’E), ░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░: 57°17’31.3’’N 83°57’59.9’’E) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.09.2019;
- ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 188 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>