Дело № 3а-112/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2021 года город
Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Фахуртдиновой Р.Р.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному
исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного
прокурора о признании не действующим в части Лесохозяйственного регламента Майнского лесничества Ульяновской области,
утвержденного приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области № 22 от 5 декабря 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
5
декабря 2018 года Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской
области принят приказ № 22, которым утвержден Лесохозяйственный регламент
Майнского лесничества Ульяновской
области. В настоящее время
данный приказ действует в редакции, утвержденной приказом Министерства природы
и цикличной экономики Ульяновской области
№ 5 от 10 февраля 2021 года.
Текст приказа
опубликован 11 декабря 2018 года в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.166).
Заместитель
Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Ульяновский
областной суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании Лесохозяйственного
регламента Майнского лесничества в части включения в эксплуатационные леса в
таблице №1.1.5.1 «Распределение лесов лесничества по целевому назначению и
категориям защитных лесов» лесных
участков особо охраняемой природной территории «Государственный охотничий
заказник «Майнский», расположенных в кварталах 93 и 101 Маклаушинского
участкового лесничества и кварталах 27, 28, 35-37, 44-46 Языковского
участкового лесничества.
В обоснование
заявленных требований прокурор указал следующее.
В структуру
Лесохозяйственного регламента входит раздел 1.1.5 «Распределение лесов по
целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а
также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», включающий таблицу 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и
категориям защитных лесов». Согласно указанной таблице леса в границах
лесничеств распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.
К эксплуатационным лесам
отнесены леса, расположенные в границах кварталов
93, 101 Маклаушинского участкового лесничества и
кварталов 28, 35-37, 44-46 Языковского участкового лесничества Майнского
лесничества.
Вместе
с тем указанные кварталы лесничества входят в состав особо охраняемой природной
территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий
заказник Майнский», который функционирует в соответствии с приказом
Министерства от 31 января 2013 года № 5.
В состав территории заказника входят лесные кварталы 1-22, 28-47 Тагайского
участкового лесничества, кварталы 93, 94, 101, 102 Маклаушинского участкового
лесничества и кварталы 27-29, 35-37, 44-46 Языковского участкового лесничества
Майнского лесничества.
Отнесение лесных
кварталов, включенных в состав заказника, к эксплуатационным лесам противоречит
положениям федерального законодательства, а именно статьям 6, 10, 12, 102, 103
Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные леса должны быть
отнесены к защитным лесам.
Неправомерное
отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав
особо охраняемой природной территории, к
эксплуатационным лесам, не соответствует целям её создания, поскольку допускает
осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение
лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без
соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным
законодательством для особо охраняемых природных территорий.
В
связи с этим прокурор просил
признать недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Майнского
лесничества Ульяновской области, утвержденный приказом Министерства
природы и цикличной экономики Ульяновской области № 22 от 5 декабря 2018 года в
редакции, утвержденной приказом Министерства природы и цикличной
экономики Ульяновской области № 5
от 10 февраля 2021 года, в части
включения в эксплуатационные леса в таблице № 1.1.5.1 «Распределение лесов
лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесных участков
особо охраняемой природной территории «Государственный охотничий заказник
«Майнский», расположенных в кварталах 93 и 101 Маклаушинского участкового
лесничества и кварталах 27, 28, 35-37, 44-46 Языковского участкового
лесничества.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской
области и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В ходе рассмотрения
дела заместитель Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской
межрегиональной природоохранной прокуратуры Закиров А.Ш. поддержал заявленные
требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель
административного ответчика Анисимова Л.И. исковые требования не признала,
указав на то, что оспариваемый истцом приказ принят в пределах полномочий Министерства,
с соблюдением процедуры и порядка его принятия и опубликования. Отнесение
спорных участков лесов к эксплуатационным произведено на основании приказа
Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106.
Представители
заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС
РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в
судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела
надлежащим образом.
В
письменном отзыве на иск Федеральное агентство лесного хозяйства указало на то,
что в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной
власти Российской Федерации в области лесных отношений относится, в том числе:
проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных
лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; принятие
решений об отнесении лесов к защитным лесам,
к эксплуатационным лесам.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской
Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти
субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных
отношений, в том числе: проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением
случаев, предусмотренных п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 настоящего Кодекса (ч. 1 п. 7),
которое включает в себя проектирование лесничеств; проектирование
эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных
участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств,
участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены
эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки
лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите,
воспроизводству лесов (п.п. 1 - 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской
Федерации); разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской
Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной
экспертизы проектов освоения лесов (п. 9 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской
Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении
лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (п. 10
ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Документированная информация о составе земель
лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об
экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов, а именно: о составе и
границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых
расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и
лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных
лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об
их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных
участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических
характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите,
воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении
лесов гражданам, юридическим лицам, содержится в государственном лесном реестре
(ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Внесение документированной информации в
государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании
документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 2.1 ст. 91 Лесного
кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, на основании которых
осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной
реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и
порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение
документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
В соответствии с п. 5 Лесоустроительной
инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122,
проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных
лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на
местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных
лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков,
таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству
лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного
самоуправления использования лесов, ограничения использования лесов, требования
к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
|