УИД 28RS0008-01-2021-000896-53
Дело №2-583/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бескровного А.В. к администрации Берегового сельсовета о признании права на назначение пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Бескровный А.В. обратился в суд с настоящим иском к администрации Берегового сельсовета, уточнив исковые требования, просит признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности администрации Берегового сельсовета», обязать ответчика выплачивать пенсию за выслугу лет с даты обращения – 22 декабря 2020 года, в обоснование иска указав, что он на основании решения народных депутатов сельского Совета от 10 октября 1979 года был избран председателем исполкома Берегового сельского совета. В данной выборной должности он отработал 11 лет 9 месяцев 11 дней. Согласно распоряжению Зейского районного Совета народных депутатов №77-к от 03.09.1991 года он был освобождён от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. Его заявление было принято администрацией Берегового сельсовета в лице главы Шикиной Ю.Н. 22 декабря 2020 года, однако после получения заявления дальнейших действий от главы сельсовета не последовало. Не получив ответа на заявление, он обратился в администрацию Зейского района с аналогичным заявлением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет за период работы в администрации п.Береговой. Заявление было принято и зарегистрировано 22 января 2021 года, вместе с тем, ответа на заявление не последовало.
В судебное заседание истец не явился в связи с отдаленностью места жительства, просит рассматривать дело в его отсутствие, на удовлетворении уточнённых требований настаивает. Ранее истец суду пояснил, что ответы на его обращение по вопросу назначения пенсии из администрации Берегового сельсовета и администрации Зейского района не поступали. Заявление с документами в администрацию Зейского района он направил не самостоятельно, а через администрацию Берегового сельсовета. Его не уведомляли о том, что он представил не весь комплект документов. Он том, что он имеет право на получение пенсии за выслугу лет, ему стало известно недавно, в связи с чем, ранее не обращался в суд.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, исковые требования не признаёт, представил отзыв на иск, из которого следует, что 22 декабря 2020 года в администрацию Берегового сельсовета поступило заявление истца о назначении пенсии за выслугу лет. В соответствии с Положением «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности администрации Берегового сельсовета», утвержденным решением Берегового сельсовета №175 от 12 апреля 2017 года, истцу одновременно с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет необходимо было представить полный пакет документов согласно перечню. Однако истец представил неполный пакет документов, а именно, отсутствовало распоряжение №199 от 20.11.1979, указанное в копии трудовой книжки, как основание приёма на работу. В связи с этим, администрация Берегового сельсовета направила запросы в Государственный архив Амурской области. До истечения шестимесячного срока, установленного подп.4 п.2.2 Положения, в адрес администрации Берегового сельсовета 12 марта 2021 года поступило заявление истца о предоставлении собранных копий документов. 12 марта 2021 года истцу был направлен ответ вместе с копиями собранных документов. Отсутствие распоряжения №199 от 20.11.1979 года не даёт возможности определить порядок расчёта пенсии в связи с тем, что в соответствии с Положением расчёт назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, различен. Считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, из отзыва следует, что истец в администрацию Берегового сельсовета Зейского района 22 января 2021 года не обращался.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с пп.«ж», «н» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п.2 ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Федеральным законом от 02 марта 2007 г №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23).
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с п.5.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с чч.1 и 2 ст.53 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30 июня 2008 года №71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области».
Статьёй 4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области» (в редакции от 30.06.2008 года) было установлено, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных Законом Амурской области «О государственных должностях Амурской области» для лиц, замещавших государственные должности области.
Установление и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, производятся в порядке, утверждённом для муниципальных служащих, исходя из размера денежного вознаграждения с учётом срока замещения муниципальной должности и иных особенностей назначения пенсии за выслугу лет.
Частью 1 статьи 4 названного Закона (в редакции Законов Амурской области от 28.12.2016 №46-ОЗ, от 19.12.2019 №463-ОЗ), утратившей силу, в связи с изданием Закона Амурской области от 18.12.2020 №657-ОЗ) также было установлено, что лица, замещавшие муниципальные должности и осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», исходя из размера денежного вознаграждения и срока замещения муниципальной должности в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч.6 ст.4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №71-ОЗ (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела), лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования могут устанавливаться за счёт средств местных бюджетов дополнительные социальные и иные гарантии (в том числе гарантии дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях») в связи с прекращением их полномочий (в том числе досрочно). Такие гарантии устанавливаются в соответствии с абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст.5 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №71-ОЗ, финансирование расходов, связанных с предоставлением в соответствии с настоящим Законом гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности и осуществляющим (осуществлявшим) свои полномочия на постоянной основе, и депутатам, осуществляются за счёт средств местных бюджетов.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в её дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение права на назначение пенсии, размера пенсии с учётом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Судом установлено, что истец на основании решения Берегового сельского Совета народных депутатов от 10 октября 1979 года избран председателем исполкома Берегового сельского Совета народных депутатов, депутат от избирательного округа №6.
На основании распоряжения исполнительного комитета Зейского районного Совета народных депутатов №77-к от 03 сентября 1991 года истец освобождён от занимаемой должности с 01 сентября 1991 года, в связи с переходом на другую работу.
Как следует из справки УПФР в г.Белогорске Амурской области от 15.12.2020 года, истцу назначена страховая пенсия по старости с 04 марта 1996 года, бессрочно в размере <данные изъяты> Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет <данные изъяты>
22 декабря 2020 года истец обратился в Береговой сельсовет Зейского района с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет к страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.
Как следует из отзыва ответчика, в связи с предоставлением истцом неполного пакета документов для назначения пенсии за выслугу лет, администрацией Берегового сельсовета в период с 26 января 2021 года был произведён ряд запросов о предоставлении распоряжения об избрании истца на должность председателя исполкома Берегового сельского Совета, об увольнении с указанной должности в МКУ «Отдел культуры, архивного дела, молодежной политики и спорта администрации Зейского района», Государственный архив Амурской области.
12 марта 2021 года истец обратился в администрацию Берегового сельсовета с заявлением о предоставлении копи пакета документов.
В ответ на данное заявление администрация Берегового сельсовета 12 марта 2021 года направила в адрес истца копии соответствующих документов. Окончательное решение по заявлению истца о назначении ему пенсии за выслугу лет ответчиком принято не было.
В соответствии с ч. 2 ст.29 Устава Берегового сельсовета, принятого решением Берегового сельского Совета №132 от 25.12.2010 года, государственное пенсионное обеспечение главы Берегового сельсовета осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральными законами. Глава Берегового сельсовета имеет право на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета сельсовета, исходя из размера базового денежного вознаграждения с учётом срока замещения должности главы Берегового сельсовета. Право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной или муниципальной службе, замещения государственной или муниципальной должности на оплачиваемой основе, а также в период получения установленных государственных или муниципальных гарантий, связанных с прекращением полномочий или сокращением должностей либо ликвидацией соответствующих государственных или муниципальных органов.
Согласно ст.23 Положения «О муниципальной службе в администрации Берегового сельсовета Зейского района», утверждённого решением Берегового сельсовета №174 от 12.04.2017 года, в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом области о государственной гражданской службе.
Муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с чч.1, 3 ст.25 Положения «О муниципальной службе в администрации Берегового сельсовета Зейского района» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей субъектов Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, также включаются (засчитываются) иные периоды замещения должности, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы области в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Амурской области от 29.12.2008 №155-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых в стаж государственной гражданской службы Амурской области для исчисления пенсии за выслугу лет».
В соответствии со ст.1 Закона Амурской области от 29.12.2008 № 155-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых в стаж государственной гражданской службы Амурской области для назначения пенсии за выслугу лет» в стаж государственной гражданской службы области для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в следующих должностях:
7) на должностях руководителей, специалистов и служащих, выборных должностях, на постоянной (штатной) основе в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе:
а) на выборных должностях и в аппаратах органов государственной власти и управления области (Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов всех уровней).
Решением Берегового сельсовета №175 от 12 апреля 2017 года утверждено Положение «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности администрации Берегового сельсовета». Действие настоящего Положения распространяется в том числе, на лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления Берегового сельсовета.
В соответствии с ч.3.2 Положения, муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ч.4.1 Положения, лица, замещавшие муниципальные должности администрации Берегового сельсовета, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
На основании ч.4.2 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается исходя из размера базового денежного вознаграждения лица, замещавшего муниципальную должность администрации Берегового сельсовета, и срока замещения муниципальной должности в соответствии с часть. 4.3 настоящего раздела.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному федеральному закону.
Как следует из приложения №2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии за выслугу лет в 2020 году (год обращения истца с заявлением о назначении пенсии) стаж муниципальной службы должен составлять 17 лет.
Согласно справке администрации Берегового сельсовета о периодах муниципальной службы, стаж муниципальной службы истца в должности председателя исполкома Берегового сельского Совета составил 11 лет 9 месяцев 11 дней.
Таким образом, у истца отсутствуют необходимые условия для назначения ему пенсии за выслугу лет, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не предлежат.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бескровного А.В. к администрации Берегового сельсовета о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Куприянова С.Н.