Дело №2-37/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 3 марта 2021 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Страховое общество «ВЕРНА» к Цыганову Н. В. о взыскании в порядке регресса 78 700 рублей 00 копеек,
установил:
ООО СО «Верна» обратилось в суд с исковым заявлением к Цыганову Н.В. о взыскании в порядке регресса 78 700 рублей 00 копеек, указывая, что 29 декабря 2018 года между ООО СО «Верна» и ООО «Транзит» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выдан полис серии МММ-№, на транспортное средство Mercedes-benz, государственный регистрационный знак №. Срок действия договора определен с 29 декабря 2018 года по 28 декабря 2019 года.
30 апреля 2019 года в 10 часов 55 минут по адресу: г.Москва, ул.Талдомская, д.4, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) с участием транспортных средств Mercedes-benz, государственный регистрационный знак №, под управлением Цыганова Н. В., в собственности ООО «Транзит» и Фольцваген Пассат, государственный регистрационный знак № под управлением и в собственности ФИО1. Данное ДТП произошло по вине Цыганова Н.В. На момент ДТП гражданская ответственность потерпевшего ФИО1 была застрахована ООО «СК «Согласие», полис ОСАГО серии МММ-№. Страховщиком было выплачено страховое возмещение в сумме 78 700 рублей по прямому возмещению убытков. На основании требования страховщика, ООО СО «Верна» произвело возмещение указанной суммы. Ответчик Цыганов Н.В. в течение пяти рабочих дней со дня ДТП не направил извещение о ДТП в адрес страховщика, чем нарушил требование подпункта "ж" части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 18.12.2019г.). В адрес Цыганова Н.В. направлялось предложение о возмещении ущерба. Однако ответчиком оплата не была произведена.
Просит взыскать с Цыганова Н. В. в пользу ООО СО «Верна» в порядке регресса 78 700 рублей 00 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2561 рубль 00 копеек.
Представитель истца ООО СО «Верна», извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, одновременно с заявленными требованиями в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчик Цыганов Н.В. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне и времени дела извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах невозможности явки в судебное заседание не известил и доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствии не явившегося ответчика Цыганова Н.В., считает его надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно пункта 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 1081 ГК Российской Федерации, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в редакции, действующей до 01.05.2019) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года в 10 часов 55 минут на ул. Талдомская, д.4, г. Москва, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух транспортных средств: автомобиля марки Фольцваген Пассат, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО1 и принадлежащего ему же, и автомобиля марки Mercedes-benz, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Цыганова Н. В. и принадлежащего ООО «Транзит». Водитель Цыганов Н.В. управляя транспортным средством марки Mercedes-benz совершил столкновение с автомобилем марки Фольцваген Пассат. ДТП произошло по вине водителя Цыганова Н.В., который нарушил Правила дорожного движения РФ. Цыганов Н.В. свою вину признал, о чем расписался в копии извещения о дорожно-транспортном происшествии (л.д.8).
Документы о ДТП были оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с положениями статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Гражданская ответственность собственника автомобиля марки Фольцваген Пассат, государственный регистрационный знак №, принадлежащего ФИО1 на момент совершения ДТП была застрахована в ООО «СК «Согласие», страховой полис серии МММ № (л.д.7).
Гражданская ответственность собственника автомобиля марки Mercedes-benz, государственный регистрационный знак №, принадлежащего ООО «Транзит» на момент совершения ДТП была застрахована в ООО СО «Верна», страховой полис серии МММ № (л.д.7).
Актом о страховом случае по ОСАГО от 07 мая 2019 года ООО «СК «Согласие», заявленное ФИО1 событие признано страховым случаем, размер страхового возмещения составил 78 700 рублей 00 коп. (л.д.9).
07 мая 2019 года ООО «СК «Согласие» произвело выплату ФИО1 страховую сумму в размере 78 700 рублей 00 коп., что подтверждается платежным поручением №107513 от 07.05.2019 года (л.д.10).
ООО СО «Верна» возместило расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения в сумме 78 700 рублей 00 коп., о чем свидетельствует копия платежного поручения №32603 от 14.05.2019 года.
27 июля 2020 года в адрес виновника ДТП Цыганова Н.В. направлена досудебная претензия с требованием перечислить ООО СО «Верна» денежные средства в сумме 78 700 рублей в течение 10 дней с момента получения вышеуказанной претензии, как к лицу, не исполнившему обязанность по направлению в адрес страховщика в течение пяти рабочих со дня ДТП экземпляра заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП (л.д.20).
Размер ущерба ответчиком не оспаривался, оплата произведена не была.
Согласно подп. "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в редакции, действовавшей на дату заключения с ответчиком договора ОСАГО и на дату ДТП до 01.05.2019г.) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
По смыслу приведенной нормы, действовавшей до 01 мая 2019 года, возникновение права обратного требования (регресс) определено моментом осуществления страхового возмещения, но не датой заключения договора страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу с 1 мая 2019 года.
Таким образом, по выплатам, произведенным страховщиком после 01 мая 2019 года, действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода к страховщику права требования потерпевшего к лицу, причинившему вред и не направившему страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Как следует из материалов дела, страховой случай наступил 30 апреля 2019 года, а выплата страхового возмещения страховщиком ООО «СК «Согласие» в размере 78 700 рублей - 07 мая 2019 года, т.е. после 01 мая 2019 года.
Предъявление вышеуказанных регрессных требований основано не на договоре, а на законе и, с момента признания подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" утратившим силу, правовые основания для возникновения у страховщика права обратного требования (регресса) к причинившему вред лицу в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, когда указанное лицо не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, отсутствуют.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (пункт 3.1).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1059-О указано, что, по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
Законодатель, признавая утратившими силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пришел к выводу о соблюдении такого баланса и без применения к виновнику дорожно-транспортного происшествия, не исполнившего обязанность по направлению в течение пяти рабочих дней, со дня такого происшествия, экземпляра совместно заполненного извещения страховщику, неблагоприятных последствий в виде возникновения у страховщика, осуществившего выплату страхового возмещения, права регрессного требования в соответствующем размере.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО СО «ВЕРНА» к Цыганову Н.В. о взыскании в порядке регресса 78 700 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью Страховое общество «ВЕРНА» к Цыганову Н. В. о взыскании в порядке регресса 78 700 рублей 00 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий В.Н. Адушкин