РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2013 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Жуковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Вышегородцевой Тамары Андреевны к Министерству финансов РФ, УФК по Тульской области, Министерству финансов Тульской области, Финансовому управлению администрации г. Тулы, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации г. Тулы, Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, МУП «ЦентрГиз г. Тулы», Жирнову Владимиру Васильевичу, Жирнову Михаилу Васильевичу о возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л :
Вышегородцева Тамара Андреевны обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, УФК по Тульской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации г. Тулы, Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, МУП «ЦентрГиз г. Тулы», Жирнову Владимиру Васильевичу, Жирнову Михаилу Васильевичу о возмещении морального вреда, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. Её соседями являются ФИО3 и ФИО7
Как указывает истец, часть земельного участка, размером 306 кв.м., на котором расположен вышеуказанный жилой дом, выделен ей в натуре согласно решению Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года. При межевании выделенного ей земельного участка выяснилось, что площадь земельного участка, который отошел ФИО10 намного больше, чем определено решением суда, а площадь её земельного участка меньше, чем 300 кв.м., в связи с чем, зарегистрировать её право собственности на выделенный земельный участок органы регистрации отказываются. По этому поводу она была вынуждена обращаться в суд.
По утверждению истца, в свою очередь Жирнов В.В. без каких-либо оснований обратился в Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы о привлечении её к административной ответственности за якобы самовольное занятие ею земельного участка.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились контрольные мероприятия по соблюдению ФИО2 земельного законодательства.
Как утверждает истец, все мероприятия проводились скрытым от неё образом. ДД.ММ.ГГГГ о нарушении ею земельного законодательства был составлен акт, который послужил основанием для составления протокола об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ. Однако, при рассмотрении административного материала Государственный инспектор по использованию и охране земель Тульской области отказал в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.
Несмотря на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ обралось в суд с иском об обязании её освободить самовольно занятый земельный участок.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в иске Министерству имущественных и земельный отношений отказано.
Истец Вышегородцева Т.А. считает, что своими действиями Управление по административно-техническому надзору администрации <адрес>, Администрация <адрес>, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, а также МУП «ЦентГиз <адрес>» своими противозаконными действиями причинили ей моральный вред, поскольку начиная с 2011года у неё на нервной почве начались головные боли, которые перешли в приступы с потерей сознания, в результате чего образовалась опухоль головного мозга. В ноябре 2011 года она перенесла операцию на голове по удалению опухоли, после чего ей категорически запрещено было волноваться, но все вышеуказанные обстоятельства: проверки, рассмотрением материалов этих проверок обращение в суд резко ухудшило её состояние.
Просит суд взыскать с ответчиков моральный вред в размере 1000000 рублей.
Определением суда от 28.11.2013 года в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство финансов Тульской области и финансовое управление администрации г. Тулы.
В судебном заседании истец Вышегородцева Т.А. поддержала заявленные требования, просила суд взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Администрации г. Тулы, Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, МУП «ЦентрГиз г. Тулы», Жирнова Владимира Васильевича, Жирнова Михаила Васильевича моральный вред в размере 1000000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Тулы, Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по доверенностям Комаров С.В. исковые требования не признал, полагая, что оснований для удовлетворения не имеется.
Ответчик Жирнов М.В., действующий в том числе по доверенности Жирнова В.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в иске.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ, УФК по Тульской области, Министерства финансов Тульской области, Финансового управления администрации г. Тулы, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, МУП «ЦентГиз г. Тулы» в судебное заседание не явились, о дне судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В судебном заседании установлено, что истец Вышегородцева Т.А. является собственником двухэтажного жилого дома по адресу: <адрес>.
Право собственности на данное домовладение зарегистрировано истицей на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Вышегородцевой Т.А. к Жирнову В.В. и Жирнову М.В. о сохранении на месте самовольно возведенного строения и выделе доли домовладения в натуре.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление по административно-техническому надзору поступило обращение ФИО4 на нарушение земельного законодательства ФИО9 и ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления по административно-техническому надзору принято распоряжение № о проведении выездного контрольного мероприятия в отношении ФИО4 и В.В. и ФИО2
В результате осмотра земельного участка по адресу: <адрес>, а также по данным заключения МУП «ЦентрГиз» инспектором Управления был составлен акт контрольного мероприятия, из которого следовало, что истицей самовольно занят земельный участок размером 8,57 кв.м.
С учетом этих данных, в акте контрольного мероприятия зафиксировано нарушение Вышегородцевой Т.А. требований земельного законодательства.
В соответствии с возложенными функциями на Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, последнее направило в Управление Росреестра по Тульской области полученные в ходе проверки материалы для выявления признаков нарушения в области земельного законодательства, а также в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области для принятия решения об изъятии незаконно занятого земельного участка.
Из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного государственным инспектором по использованию и охране земель в Тульской области Управления Росреестра по Тульской области следует, что в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Вышегородцевой Т.А. отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются представленным суду материалом контрольного мероприятия № в отношении Жирнова М.В., Жирнова В.В. и Вышегородцевой Т.А.
Из копии решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Вышегородцевой Т.А. об обязани освободить самовольно занятый земельный участок площадью 8,57 кв.м.
Указанным решением заявленные требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области оставлены без удовлетворения.
Как установлено вышеназванным решением, ДД.ММ.ГГГГ за Вышегородцевой Т.А. признано право собственности на самовольную постройку лит. Б, с учетом того, что постройка не нарушает законных прав и интересов других лиц, в том числе и смежных землепользователей.
Также решением установлено, что металлическая лестница и балкон, являющиеся неотъемлемой частью двухэтажного кирпичного строения лит.Б, расположенного по адресу: <адрес>, являются навесными, поэтому земельный участок площадью 8,57 кв.м. примыкающий с южной стороны к земельному участку, выделенному Вышегородцевой Т.А., находится под балконом и лестницей и не является занятым и используемым под размещение данных конструкций.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, Вышегородцева Т.А. утверждала, что проведенные контрольные мероприятия в отношении нее Управлением по административно-техническому надзору, а также действия Министерства имущественных и земельных отношений по обращению в суд с иском об обязании освободить самовольно занятый земельный участок площадью 8,57 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> являются незаконными.
С данными утверждениями суд согласится не может, ввиду того, что деятельность Управления по административно-техническому надзору регламентируется Федеральным Законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Положением «Об управлении по административно-техническому надзору администрации г. Тулы», утвержденному Решением Тульской городской Думы от 26.05.2008года № 45/1079 (с последующими изменениям и дополнениями).
В соответствии с п.п. 1.1., 2.1, 2.2, 3.1 вышеназванного Положения, Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - управление) образовано с целью осуществления контрольных и разрешительных функций в сфере установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула, муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Тула, муниципального жилищного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей на территории муниципального образования город Тула.
Управление образовано с целью осуществления контрольных функций во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула, контроля за возведением, строительством и реконструкцией объектов, в отношении которых не осуществляется государственный строительный надзор, контроля за техническим состоянием и надлежащим техническим обслуживанием зданий, сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, использования и сохранности муниципального имущества города Тулы, а также соблюдения Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула.
Основной целью деятельности управления является обеспечение соблюдения и исполнения физическими и юридическими лицами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", Положения "О распространении наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула", утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257, Положения "О муниципальном земельном контроле в муниципальном образовании город Тула", утвержденного решением Тульской городской Думы от 26.05.2010 N 3/71, Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938, Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.02.2010 N 86/1785, а также обязательных требований жилищного и градостроительного законодательства Российской Федерации в пределах полномочий, установленных пунктом 1.1 настоящего Положения.
Основными задачами управления являются:
1) участие в разработке и реализации общегородских целевых программ в сфере благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула;
2) профилактика нарушений, организация и осуществление контроля за деятельностью на территории города Тулы физических лиц, юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в части соблюдения ими нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Тулы, правил и норм в сфере благоустройства, содержания территорий и внешнего облика города Тулы;
3) осуществление контроля за регистрацией и выдачей ордеров (разрешений) на производство работ, определенных Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула;
4) осуществление контроля в сфере благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула;
5) осуществление муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Тула;
6) осуществление муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций и объектов наружной информации на территории муниципального образования город Тула;
7) осуществление контроля за возведением, строительством и реконструкцией объектов, в отношении которых не осуществляется государственный строительный надзор на территории муниципального образования город Тула;
7.1) осуществление контроля за техническим состоянием и надлежащим техническим обслуживанием зданий, сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации;
8) осуществление контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула;
9) осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;
10) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества города Тулы;
11) осуществление контроля за соблюдением Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула;
12) осуществление муниципального жилищного контроля;
13) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
14) обеспечение деятельности административных комиссий муниципального образования город Тула по рассмотрению материалов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения в пределах полномочий, определенных Законом Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области".
Для выполнения целей деятельности и возложенных настоящим Положением задач управление осуществляет следующие функции:
1) участвует в разработке нормативных правовых актов администрации города Тулы, Тульской городской Думы по вопросам благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула, муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Тула, контроля за возведением, строительством и реконструкцией объектов, в отношении которых не осуществляется государственный строительный надзор, а также в сфере установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула;
2) в пределах своей компетенции осуществляет обследования, проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам состояния благоустройства и содержания городской территории;
3) в пределах своей компетенции осуществляет проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам использования земель на территории муниципального образования город Тула;
4) в пределах своей компетенции осуществляет проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам соблюдения физическими и юридическими лицами обязательных требований при осуществлении деятельности по возведению, строительству и реконструкции объектов, в отношении которых не осуществляется государственный строительный надзор на территории муниципального образования город Тула;
4.1) проводит осмотр зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдает рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
5) в пределах своей компетенции осуществляет проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Тула;
6) проводит проверку наличия разрешительных документов на право проведения земляных работ у заказчика или производителя работ;
7) в пределах своей компетенции осуществляет комплекс мероприятий по демонтажу незаконно размещенных объектов наружной рекламы и информации;
8) проводит проверку производства земляных работ, связанных с прокладкой и ремонтом подземных и наземных инженерных коммуникаций, дорог, трамвайных и железнодорожных путей и переездов, пешеходных переходов, работ по благоустройству и озеленению территорий;
9) в пределах своей компетенции осуществляет согласование разрешительной документации в уполномоченных органах, подготавливает проекты решений о выдаче либо отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, ведет реестр муниципальных рекламных мест в муниципальном образовании город Тула, реестр выданных разрешений на установку рекламных конструкций, реестр заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных рекламных местах;
10) проводит торги в форме конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных рекламных местах;
11) заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных рекламных местах;
12) составляет акты по итогам проведения проверок (плановых/внеплановых) и контрольных мероприятий;
13) принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению;
14) в пределах своей компетенции осуществляет работу по обращениям физических и юридических лиц;
15) ведет в интересах и от имени администрации города Тулы гражданские и иные дела в судебных, государственных и муниципальных органах в сферах благоустройства территории, распространения наружной рекламы и информации, муниципального земельного контроля, контроля за возведением, строительством и реконструкцией объектов, в отношении которых не осуществляется государственный строительный надзор;
16) в пределах своей компетенции осуществляет проверки по вопросам управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;
17) в пределах своей компетенции осуществляет контрольные мероприятия по вопросам использования и сохранности муниципального имущества города Тулы;
18) совместно с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации муниципального образования город Тула осуществляет контроль за соблюдением Правил транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула;
19) обеспечивает деятельность административной комиссии по рассмотрению материалов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенные ими административные нарушения в пределах полномочий, определенных Законом Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области";
20) в пределах своей компетенции осуществляет проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
21) в пределах своей компетенции осуществляет проверки (плановые и внеплановые) и контрольные мероприятия по вопросам соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области организации и проведения муниципальных лотерей.
Муниципальный контроль в г. Туле осуществляется на основании Положения «О муниципальном земельном контроле в муниципальном образовании город Тула», утвержденным решением Тульской городской думы от 26.05.2010 года № 3/71.
В соответствии с п.п., 2-1.1, 2-1.2, 2-1.4, 2-1.5, 2-1.7, 3.4 Положения «О муниципальном земельном контроле в муниципальном образовании город Тула», муниципальные инспекторы осуществляют контрольные мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в форме документарных и выездных контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с настоящим Положением.
Контрольные мероприятия проводятся в тех случаях, когда для проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не требуется взаимодействие органа муниципального земельного контроля и данных лиц в части предоставления информации и исполнения требований органа муниципального земельного контроля.
Основанием для проведения контрольных мероприятий является поступление в уполномоченный орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также получение информации в ходе обследования территории о нарушениях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами при использовании земель, требований охраны и использования земель.
В случае принятия решения о проведении контрольных мероприятий уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан не требуется.
По результатам проведенных контрольных мероприятий составляется акт контрольного мероприятия по форме согласно приложению 10 к Положению и уведомление о результатах контрольного мероприятия.
К акту контрольного мероприятия могут прилагаться протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, дающих разъяснение по вопросам нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений, фототаблица, обмер площади земельного участка и иные связанные с результатами контрольных мероприятий документы или их копии.
Копия акта контрольного мероприятия и уведомление о результатах контрольного мероприятия направляются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину в течение 10 дней с момента подписания акта контрольного мероприятия.
Уполномоченный орган муниципального земельного контроля имеет право направлять материалы проверок в органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны земель, природных ресурсов, градостроительной деятельности:
- в целях привлечения нарушителя к административной и иной ответственности;
- в целях вынесения предупреждения о возможном принудительном прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, гражданина представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, уполномоченный орган муниципального земельного контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при проведении контрольных мероприятий по обращению Жирнова М.В. Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, действовало законно и обоснованно, в пределах предоставленных Управлению полномочий. Нарушений законодательства, а также законных прав и интересов истца Вышегородцевой Т.А. в действиях Управления суд не усматривает.
Действия министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, суд также относит к законным и обоснованным действиям, в соответствии с компетенцией и наделенными полномочиями. А возникший между сторонами спор по земельному участку размером 8,57 кв.м. разрешен судом 18.07.2013 года в соответствии с действующим законодательством.
Что касается требований о возмещении Вышегородцевой Т.А. морального вреда Жирновыми М.В. и В.В., суд также оснований не находит, поскольку как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами по делу истец и ответчики являются соседями и смежными землепользователями. На протяжении многих лет между ними складываются неприязненные отношения.
Истец в судебном заседании утверждала, что моральный вред Жирновыми ей причинен, в том числе и в результате многочисленных судебных споров.
Однако из представленных копий исковых заявлений, решений судов, определений следует, что инициатором возникших судебных споров является истица Вышегородцева Т.А.
В качестве доказательства своего болезненного физического состояния в результате нервного потрясения о вышеназванных событиях и причинения морального вреда, истцом ФИО2 представлены: справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности повторно бессрочно, выписной эпикриз ГУЗ ТО «Тульская областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ года, выписной эпикриз ГУЗ ГБ № от ДД.ММ.ГГГГ года, справка ГУЗ ГБ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из выписных эпикризов ГУЗ ТО «Тульская областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ и ГУЗ ГБ № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что ФИО2 больна много лет (около 20 лет), наблюдается кардиологами, с 45 лет страдает артериальной гипертонией с максимальным повышением артериального давления, сахарный диабет 2 ст. более 11 лет.
Представленные суду доказательства сомнений в подлинности не вызывают, вместе с тем, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года (в ред. от 06.02.2007года), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При этом следует учитывать, что статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.
Статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 г., указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Иными словами, для того, чтобы у причинителя морального вреда возникла обязанность его возмещения, необходимо наличие четырех юридических признаков: наличие морального вреда, противоправное поведение причинителя вреда, вина причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и возникновением морального вреда.
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств в совокупности с представленными доказательствами и нормами действующего законодательства суд не находит противоправными действия ответчиков и наличия их вины, а также не усматривает причинно-следственную связь с их действиями и наступившими последствиями - состоянием здоровья истца Вышегородцевой Т.А., поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░ ░. ░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░