Дело № 2-40/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием истца Лизуновой Н.И., представителя ответчика Карпенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лизуновой Н.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея Амурской области о взыскании стоимости льготного проезда,
УСТАНОВИЛ:
Лизунова Н.И., являясь неработающим пенсионером, проживающим в районе, приравненном к Крайнему Северу, в <Дата обезличена> использовала льготный проезд к месту отдыха и обратно.
Истец Лизунова Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Зея Амурской области о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха по маршруту <адрес> и обратно в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Лизунова Н.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив суду, что от аэропорта <данные изъяты> в <адрес> до санатория <адрес> она с супругом добиралась на транспорте, предоставленным санаторием, при этом билеты им приобретала их знакомая ФИО, которой денежные средства за билет они вернули в полном объеме.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея Амурской области Карпенко Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме, указав, что истцом в нарушение требований действующего законодательства были представлены проездные талоны по маршруту <адрес> и обратно на сумму <данные изъяты>., поскольку они не соответствуют Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112. Кроме того, проездной талон по маршруту <адрес> на сумму <данные изъяты>. согласно чеку по операции Сбербанк онлайн оплачен иным лицом, а не заявителем, то есть расходы по приобретению указанного проездного билета понесло иное лицо.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 вышеназванного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п. 3 названных Правил компенсация может производиться в виде:
а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;
б) возмещения фактически произведённых пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, в числе тех, кому выплачиваются компенсации, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в других местах. Вместе с тем, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьёй 34 вышеуказанного Закона.
Согласно п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. (Преамбула к Закону).
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006 года № 38-О «По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» данные нормативные положения устанавливают порядок реализации пенсионерами - получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, имеющей целью создание условий, обеспечивающих им отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают и, как правило, значительно удалённых от места их постоянного жительства. С учётом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно.
Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путёвок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведённых расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путёвками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.
Из приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н «Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176» следует, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.
В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Лизунова Н.И., являясь неработающим пенсионером, проживая в районе, приравненной к Крайнему Северу, имеет право на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно.
Истец просит взыскать с ответчика оплату расходов по проезду в автобусе мягкого типа по маршруту <адрес>, <адрес> в общей сумме <данные изъяты>.
В подтверждение указанных расходов истцом представлены проездные талоны серии Б-13 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Б-13 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, чеком по операции Сбербанк онлайн от <Дата обезличена>.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что указанные проездные талоны не соответствуют установленным нормами действующего законодательства реквизитам.
Так, в соответствии с п.п. 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.
Приложением № 1 к названным Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что допускается использование следующих форм билетов: форма № 1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления.
Билет по форме № 1 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) зона действия билета; д) дата отправления; е) время отправления; ж) дата прибытия; з) время прибытия; и) место; к) сумма; л) дата продажи билета; м) время продажи билета.
Из представленных проездных талонов серии Б-13 <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Б-13 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что в них отсутствует дата и время прибытия.
Вместе с тем, отсутствие в представленных проездных талонах по маршруту <адрес> и <адрес> такого реквизита, как дата и время прибытия, не свидетельствует о том, что пенсионером не были понесены расходы на проезд.
Из содержания проездных талонов следует, что он оформлен на имя истца Лизуновой Н.И., истец следовала по вышеуказанному маршруту к месту отдыха, этот документ достоверно подтверждает ее расходы на проезд.
Как усматривается из чека по операции Сбербанк онлайн, проездной талон оформлен на имя истца Лизуновой Н.И., оплата произведена с банковской карты ФИО Согласно расписке ФИО от <Дата обезличена> ею от Лизуновой Н.И. получены наличные денежные средства в размере <данные изъяты> за приобретение проездного билета по маршруту <адрес>. Эти документы в совокупности достоверно подтверждают расходы истца на проезд по указанному маршруту.
Следовательно, такие реально понесенные пенсионером расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно в силу закона подлежат компенсации за счет средств ответчика.
По требованию о взыскании денежной компенсации за льготный проезд истец при подаче искового заявления государственную пошлину не платил. На основании ст. 333. 19 ч. 1 и ст. 333.20 ч.1 п. 8 Налогового Кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лизуновой Н.И., удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея Амурской области в пользу Лизуновой Н.И. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в <Дата обезличена> к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея Амурской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий