№ 2-1807/2019
24RS0013-01-2019-000414-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Оголихиной О.М.,
при секретаре Беляевой А.С.
с участием: истца Вохмяниной Татьяны Леонидовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вохмяниной Татьяны Леонидовны к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Элитовская СОШ о взыскании заработной платы
УСТАНОВИЛ:
Вохмянина Т.Л. обратилась с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Элитовская СОШ о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований указала на то, что была принята в МБОУ Элитовская СОШ рабочей на 0,5 ставки, а также на 1 ставку специалиста по подвозу.
Размер заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с учетом нормы рабочего времени, составил менее минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, с учетом районного и северного коэффициентов.
В связи с чем, просит: взыскать с МБОУ Элитовска СОШ – не доначисленную и не выплаченную заработную плату – 69791 рубль (по ставке специалиста по подвозу: с января по апрель – не доначислено – 6609 рублей ежемесячно, за май, июль, август – 6697 рублей ежемесячно; по должности 0,5 ставки рабочей, из расчета: с января по май, июль-август – 3304 рубля ежемесячно).
В судебном заседании истец Вохмянина Т.Л. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Элитовская СОШ в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению (л.д.32), просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц – МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» в судебное заседание не явились, были уведомлены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер районного коэффициента, применяемого на территории Красноярского края, установлен постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» и с 01.09.1992 года составляет 1,30, и размер северной надбавки также составляет 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Из материалов дела следует:
-приказом от ДД.ММ.ГГГГг. Вохмянина Т.Л. принята на работу в Элитовскую СОШ на 0,5 ставки рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с окладом 1940 рублей (л.д.9,10-12). ДД.ММ.ГГГГг. принята на работу в Элитовскую СОШ специалистом по подвозу (л.д.13-15).
Заработная плата за 1,5 ставки Вохмяниной Т.Л. не должна быть менее: с января по апрель – 22773,6 рублей (9489 МРОТ (действующий с ДД.ММ.ГГГГ.) + 30% (районные – 2846,7) + 30 % (северные -2846,7) = 15182,40 (за 1 ставку) + (15182,40 : 2 = 7591,2) = 15182,40+ 7591,2 = 22773,60 рублей; с ДД.ММ.ГГГГг. – 26791,20 рублей (11163 МРОТ, установленный с ДД.ММ.ГГГГг. + 30 % районные – 3348,9 + 30 % северные (3348,90) = 17860,80 (за 1 ставку) + (17860,80 :2 = 8930,40 – за 0,5 ставки) = 17860,80+ 8930,40 = 26791,20 рублей.
Из представленных в материала дела табелей учета рабочего времени и расчета начисленной и выплаченной заработной платы, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. при полной норме выработки Вохмяниной Т.Л. выплачено менее 22773 рублей 60 копеек (выплачено 19248 рублей), недоплата за ДД.ММ.ГГГГ. составила 3525,60 рублей за каждый месяц, в ДД.ММ.ГГГГ. Вохмянина Т.Л. должна была получить не менее 26791,20 рублей, фактически получила – 24515 рублей, то есть не доплата составила: (26791,20 минус 24515) = 2276,20 рублей. Итого, сумма недоплаты – 3525,60 (ДД.ММ.ГГГГ. + 3525,60 за ДД.ММ.ГГГГ. + 2276,20 (за ДД.ММ.ГГГГ.) = 9327 рублей 40 копеек. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Доводы истца о том, что заработная плата должна начисляться исходя из МРОТ, установленного Региональным соглашением, не основаны на положениях закона и разъяснений, содержащихся в Постановлениях Конституционного Суда.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований Вохмяниной Т.Л., с ответчика, в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере – 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вохмяниной Татьяны Леонидовны- удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Элитовская СОШ в пользу Вохмяниной Татьяны Леонидовна не доначисленную и не выплаченную заработную плату – 9327 рублей 40 копеек.
В остальной части исковые требования Вохмяниной Т.Л. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Элитовская СОШ в доход местного бюджета государственную пошлину – 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (25 марта 2019г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Судья О.М. Оголихина