Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1111/2020 (2а-7353/2019;) ~ М-6102/2019 от 23.12.2019

дело № 2а-1111/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного – адвоката Сергеева А.В., действующего на основании ордера от 13 января 2020 года,

административного ответчика – представителя Роспотребнадзора по Воронежской области – специалиста – эксперта отдела санитарного надзора Веретенниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску открытого акционерного общества «Телеком – Сервис» к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту отдела санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г.,

У С Т А Н О В И Л:

    Открытое акционерное общество «Телеком – Сервис» обратилось в суд с административным иском к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту отдела санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г. в части возложения обязанности в срок до 13 января 2020 года предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы».

    В обоснование заявленных требований указав, что 27 сентября 2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области при проведении проверки выдано Предписание № 479-02/3 которым предписано в срок до 13 января 2020 г.:

     разработать программу и организовать выполнение программы производственного контроля (согласно осуществляемого вида деятельности) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за условиями труда работающих;

    предоставить протоколы лабораторных исследований

    организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров.

             Также Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области 15 октября 2019 г. вынесено представление № 01142-02/03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 октября 2019 г., согласно которому директору ОАО «Телеком-Сервис» Слепокурову В.В. предложено:

        устранить причины и условия, способствовавшие совершению -административного правонарушения;

        рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

        о результатах рассмотрения представления сообщить письменно в установленный законом месячный срок в управление Роспотребнадзора по Воронежской области.

        ОАО «Телеком-Сервис» полагает, что вынесенные Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области представление и предписание являются незаконным и необоснованными в части возложении на административного истца обязанности проводить лабораторные испытания и периодический медицинский осмотр работников, что нарушает его права и законные интересы в сфере трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как это влечет увеличение финансовых обязательств.

    Ссылаясь на нормы ФЗ-426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценки условий труда», Письмо от 28 февраля 2017 г. № TЗ/942-03-3, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.07.2015 г. № 01/7890-15-27 «О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ», Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", административный истец указывает на то, что по результатам проведенной в 2019 году специальной оценки все рабочие места признаны с допустимыми условиями труда, в связи с чем, если по результатам оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работники не подлежат включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.

Также административный истец, приводя нормы статьи 32 ФЗ №52 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», пункты 2.1, 2.4, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за    соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 г., полагает, что осуществляемые ОАО «Телеком-Сервис» виды деятельности и эксплуатируемые им объекты не относятся к видам деятельности и объектам, указанным в п. 4.1 СП 1.1.1058-01, требующим применения лабораторных исследований, испытаний, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (т. 1 л.д. 5-12).

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Сергеев А.В., действующий на основании ордера (т. 1 л.д. 207), заявленные требования подержал.

Административный ответчик – специалист – эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области – Веретенникова А.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (т. 1 л.д. 91-97).

Административный ответчик - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено и подтверждается материалами дела, что с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора на 2019 год, размещенного на сайте www.genproc.gov.ru, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 03.09.2019 г. №1123 проведена плановая выездная проверка юридического лица ОАО «Телеком – Сервис» (т. 1 л.д. 199-202).

При проведении проверки с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 09.09.2019 г., установлено, что не организованы производственный контроль за условиями труда работающих и периодический медицинский осмотр за 2018 г. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятия за условиями труда работающих не разработана.

В организации не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на рабочих местах специалистов технической поддержки.

Периодический медицинский осмотр работающих (специалисты технической поддержки) не организован, в том числе у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» № 1336 от 12.09.2019 г.

По результатам проверки составлен акт проверки №1123 от 27 сентября 20119 г., (т. 1 л.д. 150-156), протокол об административном правонарушении №011989 от 27 сентября 2019 г. (т. 1. л.д. 144 -146), вынесено постановление №19001744 по делу об административном правонарушении от 15 октября 2019 г. (т. 1 л.д. 142-143), а также ОАО «Телеком – Сервис» выдано предписание № 479-02/03 от 27.09.2019 г., в соответствии с которым предписано в срок до 13 января 2020 года: разработать программу и организовать выполнение программы производственного контроля (согласно осуществляемого вида деятельности) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятия за условиями труда работающих (предоставить протоколы лабораторных исследований) и организовать проведение и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (т. 1 л.д. 23-24, 148-149).

15 октября 2019 года заместителем Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Ласточкиной Г.В. в адрес директора ОАО «Телеком – Сервис» Слепокурова В.В. выдано представление №01142/02/03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором предложено устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (т.1 л.д. 140 -141).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

В п. 6 Приказа N 302н указано, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

В соответствии с требованиями п. п. 19 и 21 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение N 1 к Приказу), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (спецоценки условий труда), проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение N 2 к Приказу).

Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (Письмо ФС Роспотребнадзора от 02.02.2015 N 01/951-15-31 "Об оценке условий труда").

Необходимость медицинских осмотров при работе с компьютером установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

Пункт 3.2.2.4 Приложения N 1 Приказа N 302н требует проводить не реже 1 раза в 2 года медосмотры сотрудников, на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ.

Под работой с компьютером понимается считывание, ввод информации в режиме диалога с компьютером. Ее продолжительность должна быть в сумме не менее 50 процентов рабочего времени (полный и неполный рабочий день).

Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 требует от лиц, проводящих более 50 процентов рабочего времени за компьютером в режиме диалога, проходить предварительные и периодические медосмотры в установленном порядке.

В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся, если: на рабочем месте присутствует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ; работы по считыванию, вводу информации и т.д. составляют в сумме не менее 50 процентов рабочего времени.

Основным видом деятельности административного истца является деятельность в области связи на базе проводных технологий, при осуществлении которой применяется оборудование и техника: персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), копировально-множительная техника, и др. Из материалов дела следует и ОАО «Телеком – Сервис» не оспаривается, что указанные в пункте 1 предписания лица – специалисты технической поддержки работают с ПЭВМ более 50% рабочего времени, периодические медицинские осмотры данных лиц в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н обществом не организованы, предписание в указанной части не исполнено.

Согласно п. 19 Приложения N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки вредным (опасным) производственным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, если работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме составляет не менее 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня), в связи с чем суд отклоняет довод административного истца о том, что по результатам проведенной ОАО «Телеком – Сервис» в 2019 году специальной оценки все рабочие места признаны допустимыми условиями труда (2 класс условий труда).

Суд исходит из того, что не проведение периодических медицинских осмотров работников ОАО «Телеком – Сервис», с учетом основных вредных производственных факторов, не позволяет выявить заболевания, состояния, являющиеся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии у ОАО «Телеком – Сервис» обязанности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении работников, указанных в предписании №479-02/3 от 27.09.2019 г. – специалисты технической поддержки.

По поводу незаконности предписания в части возложении обязанности представить протоколы лабораторных исследований, следует указать следующее.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2.1 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

В пункте 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 18 (далее по тексту СП 1.1.1058-01) указаны виды осуществления производственного контроля, в том числе и посредством осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Исходя из подпункта "б" пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль в форме лабораторных исследований и испытаний осуществляется в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил (пункт 1.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118). Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами (14.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118).

Проведение контроля аэроионного состава воздуха помещений следует осуществлять непосредственно на рабочих местах в зонах дыхания персонала и в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками контроля (п. 3.2 СанПиН 2.2.4.1294-03).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет обязанности по организации проведения лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды на рабочих местах, с целью оценки влияния выполняемых работ, связанных с использование ПЭВМ на среду обитания человека и его здоровье.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что административным истцом нарушаются нормы санитарного законодательства, в том числе не соблюдаются действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также не проведение периодических профилактических медицинских осмотров с целью охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний, несут в себе угрозу, так как данные нормы направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем требования предписания в отношении ОАО «Телеком – Сервис» в части предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров является законным.

В заключении необходимо отметить, что административным истцом приняты меры к выполнению предписания, а именно 23 декабря 2019 года директором ОАО «Телеком – Сервис» издан приказ о введении в действие с 25 декабря 2019 года «Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ОАО «Телеком – Сервис» (т. 1 л.д. 104).

Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ОАО «Телеком – Сервис» предусмотрено, в том числе: составление перечня контингентов лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (МО), составление по фамильных списков работников, заключение договором на проведение МО, (т. 1 л.д. 112); проведение лабораторно – инструментальных замеров (т. 1 л.д. 113).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска открытого акционерного общества «Телеком – Сервис» к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г. в части обязания ОАО «Телеком – Сервис» в срок до 13 января 2020 года предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено     05 марта 2020 г.

дело № 2а-1111/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного – адвоката Сергеева А.В., действующего на основании ордера от 13 января 2020 года,

административного ответчика – представителя Роспотребнадзора по Воронежской области – специалиста – эксперта отдела санитарного надзора Веретенниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску открытого акционерного общества «Телеком – Сервис» к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту отдела санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г.,

У С Т А Н О В И Л:

    Открытое акционерное общество «Телеком – Сервис» обратилось в суд с административным иском к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту отдела санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г. в части возложения обязанности в срок до 13 января 2020 года предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы».

    В обоснование заявленных требований указав, что 27 сентября 2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области при проведении проверки выдано Предписание № 479-02/3 которым предписано в срок до 13 января 2020 г.:

     разработать программу и организовать выполнение программы производственного контроля (согласно осуществляемого вида деятельности) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий за условиями труда работающих;

    предоставить протоколы лабораторных исследований

    организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров.

             Также Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области 15 октября 2019 г. вынесено представление № 01142-02/03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 октября 2019 г., согласно которому директору ОАО «Телеком-Сервис» Слепокурову В.В. предложено:

        устранить причины и условия, способствовавшие совершению -административного правонарушения;

        рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

        о результатах рассмотрения представления сообщить письменно в установленный законом месячный срок в управление Роспотребнадзора по Воронежской области.

        ОАО «Телеком-Сервис» полагает, что вынесенные Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области представление и предписание являются незаконным и необоснованными в части возложении на административного истца обязанности проводить лабораторные испытания и периодический медицинский осмотр работников, что нарушает его права и законные интересы в сфере трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как это влечет увеличение финансовых обязательств.

    Ссылаясь на нормы ФЗ-426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценки условий труда», Письмо от 28 февраля 2017 г. № TЗ/942-03-3, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.07.2015 г. № 01/7890-15-27 «О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ», Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", административный истец указывает на то, что по результатам проведенной в 2019 году специальной оценки все рабочие места признаны с допустимыми условиями труда, в связи с чем, если по результатам оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работники не подлежат включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.

Также административный истец, приводя нормы статьи 32 ФЗ №52 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», пункты 2.1, 2.4, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за    соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 г., полагает, что осуществляемые ОАО «Телеком-Сервис» виды деятельности и эксплуатируемые им объекты не относятся к видам деятельности и объектам, указанным в п. 4.1 СП 1.1.1058-01, требующим применения лабораторных исследований, испытаний, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (т. 1 л.д. 5-12).

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Сергеев А.В., действующий на основании ордера (т. 1 л.д. 207), заявленные требования подержал.

Административный ответчик – специалист – эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области – Веретенникова А.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (т. 1 л.д. 91-97).

Административный ответчик - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено и подтверждается материалами дела, что с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора на 2019 год, размещенного на сайте www.genproc.gov.ru, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 03.09.2019 г. №1123 проведена плановая выездная проверка юридического лица ОАО «Телеком – Сервис» (т. 1 л.д. 199-202).

При проведении проверки с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 09.09.2019 г., установлено, что не организованы производственный контроль за условиями труда работающих и периодический медицинский осмотр за 2018 г. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятия за условиями труда работающих не разработана.

В организации не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на рабочих местах специалистов технической поддержки.

Периодический медицинский осмотр работающих (специалисты технической поддержки) не организован, в том числе у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» № 1336 от 12.09.2019 г.

По результатам проверки составлен акт проверки №1123 от 27 сентября 20119 г., (т. 1 л.д. 150-156), протокол об административном правонарушении №011989 от 27 сентября 2019 г. (т. 1. л.д. 144 -146), вынесено постановление №19001744 по делу об административном правонарушении от 15 октября 2019 г. (т. 1 л.д. 142-143), а также ОАО «Телеком – Сервис» выдано предписание № 479-02/03 от 27.09.2019 г., в соответствии с которым предписано в срок до 13 января 2020 года: разработать программу и организовать выполнение программы производственного контроля (согласно осуществляемого вида деятельности) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятия за условиями труда работающих (предоставить протоколы лабораторных исследований) и организовать проведение и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (т. 1 л.д. 23-24, 148-149).

15 октября 2019 года заместителем Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Ласточкиной Г.В. в адрес директора ОАО «Телеком – Сервис» Слепокурова В.В. выдано представление №01142/02/03 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором предложено устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (т.1 л.д. 140 -141).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

В п. 6 Приказа N 302н указано, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

В соответствии с требованиями п. п. 19 и 21 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение N 1 к Приказу), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (спецоценки условий труда), проведенной в установленном порядке; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение N 2 к Приказу).

Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (Письмо ФС Роспотребнадзора от 02.02.2015 N 01/951-15-31 "Об оценке условий труда").

Необходимость медицинских осмотров при работе с компьютером установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

Пункт 3.2.2.4 Приложения N 1 Приказа N 302н требует проводить не реже 1 раза в 2 года медосмотры сотрудников, на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ.

Под работой с компьютером понимается считывание, ввод информации в режиме диалога с компьютером. Ее продолжительность должна быть в сумме не менее 50 процентов рабочего времени (полный и неполный рабочий день).

Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 требует от лиц, проводящих более 50 процентов рабочего времени за компьютером в режиме диалога, проходить предварительные и периодические медосмотры в установленном порядке.

В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся, если: на рабочем месте присутствует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ; работы по считыванию, вводу информации и т.д. составляют в сумме не менее 50 процентов рабочего времени.

Основным видом деятельности административного истца является деятельность в области связи на базе проводных технологий, при осуществлении которой применяется оборудование и техника: персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), копировально-множительная техника, и др. Из материалов дела следует и ОАО «Телеком – Сервис» не оспаривается, что указанные в пункте 1 предписания лица – специалисты технической поддержки работают с ПЭВМ более 50% рабочего времени, периодические медицинские осмотры данных лиц в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н обществом не организованы, предписание в указанной части не исполнено.

Согласно п. 19 Приложения N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки вредным (опасным) производственным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, если работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме составляет не менее 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня), в связи с чем суд отклоняет довод административного истца о том, что по результатам проведенной ОАО «Телеком – Сервис» в 2019 году специальной оценки все рабочие места признаны допустимыми условиями труда (2 класс условий труда).

Суд исходит из того, что не проведение периодических медицинских осмотров работников ОАО «Телеком – Сервис», с учетом основных вредных производственных факторов, не позволяет выявить заболевания, состояния, являющиеся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии у ОАО «Телеком – Сервис» обязанности по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении работников, указанных в предписании №479-02/3 от 27.09.2019 г. – специалисты технической поддержки.

По поводу незаконности предписания в части возложении обязанности представить протоколы лабораторных исследований, следует указать следующее.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2.1 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

В пункте 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 18 (далее по тексту СП 1.1.1058-01) указаны виды осуществления производственного контроля, в том числе и посредством осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Исходя из подпункта "б" пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль в форме лабораторных исследований и испытаний осуществляется в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил (пункт 1.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118). Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами (14.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118).

Проведение контроля аэроионного состава воздуха помещений следует осуществлять непосредственно на рабочих местах в зонах дыхания персонала и в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками контроля (п. 3.2 СанПиН 2.2.4.1294-03).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет обязанности по организации проведения лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды на рабочих местах, с целью оценки влияния выполняемых работ, связанных с использование ПЭВМ на среду обитания человека и его здоровье.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что административным истцом нарушаются нормы санитарного законодательства, в том числе не соблюдаются действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также не проведение периодических профилактических медицинских осмотров с целью охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний, несут в себе угрозу, так как данные нормы направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем требования предписания в отношении ОАО «Телеком – Сервис» в части предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров является законным.

В заключении необходимо отметить, что административным истцом приняты меры к выполнению предписания, а именно 23 декабря 2019 года директором ОАО «Телеком – Сервис» издан приказ о введении в действие с 25 декабря 2019 года «Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ОАО «Телеком – Сервис» (т. 1 л.д. 104).

Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в ОАО «Телеком – Сервис» предусмотрено, в том числе: составление перечня контингентов лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (МО), составление по фамильных списков работников, заключение договором на проведение МО, (т. 1 л.д. 112); проведение лабораторно – инструментальных замеров (т. 1 л.д. 113).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска открытого акционерного общества «Телеком – Сервис» к должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области специалисту – эксперту санитарного надзора Веретенниковой Алене Анатольевне, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания Управления Роспотребнадзора по Воронежской области №479-02/3 от 27 сентября 2019 г. в части обязания ОАО «Телеком – Сервис» в срок до 13 января 2020 года предоставить протоколы лабораторных исследований и организовать проведение периодических медицинских осмотров у работников, подвергающихся воздействию на организм электромагнитного поля широкополосного спектра частот ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме менее 50% рабочего времени) – специалисты технической поддержки и предоставить акты заключительной комиссии по результатам медицинских осмотров согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 приложения №1 Приказа МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                        Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено     05 марта 2020 г.

1версия для печати

2а-1111/2020 (2а-7353/2019;) ~ М-6102/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОАО "Телеком-Сервис"
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области
Должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области Специалист-эксперт отдела санитарного надзора Веретенникова Алёна Анатольевна
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2020Предварительное судебное заседание
12.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее