Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3087/2014 ~ М-3287/2014 от 04.07.2014

Дело №2-3087/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2014 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи О.В. Селезневой,

с участием секретаря судебного заседания – И.В. Тарасовой,

с участием в деле:

прокурора - старшего помощника Прокурора Октябрьского района г. Саранска О.Г. Лапшиной,

ответчика - Администрации городского округа Саранск, ее представителя Е.В. Стансковой, действующей на основании доверенности от 23 сентября 2013 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», в лице представителя В.И. Милешина, действующего на основании доверенности от 4 февраля 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Саранска, поданному в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с. Монастырское; о понуждении Администрации городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а также принять меры по надлежащему содержанию указанного кладбища,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с. Монастырское; о понуждении ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а также принять меры по надлежащему содержанию указанного кладбища.

В обоснование своих требований прокурор Октябрьского района г. Саранска указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проведена проверка содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г. Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Монастырское.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. На основании данного приказа решением Совета депутатов городского округа Саранск от 15 июня 2012 года № 90 утверждено Положение о реестре муниципального имущества городского округа Саранск.

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами объектом учета в Реестре являются находящееся в собственности городского округа Саранск недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое строение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Подпунктом 10 пункта 10 Устава КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 года № 708, определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Проведенной прокуратурой района совместно с представителями МП городского округа Саранск «Спецтранспортник ЖКХ» установлено, что на территории кладбища в с. Монастырское имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, частичное ограждение старой части кладбища, требующее ремонта. Отсутствуют: входная группа на кладбище, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номер или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.

Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от 20 июня 2014 года, прилагаемой фототаблицей.

Кроме того, постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 февраля 2014 года № 387 Казенному учреждению городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 6788 кв. м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного специального назначения. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки в Реестр муниципальной собственности не включены, о чем имеется сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск.

Кроме того, в нарушение гигиенических норм территория кладбища в с. Монастырское не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.

Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации го Саранск на кладбище в с. Монастырское влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.

По указанным основаниям прокурор Октябрьского района г. Саранска просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с. Монастырское; обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а также принять меры по надлежащему содержанию указанного кладбища: произвести обвалку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища (л.д. 1-5).

31 июля 2014 года прокурор Октябрьского района г. Саранска уточнил и изменил заявленные требования в части требования о понуждении Администрации городского округа Саранск принять меры по надлежащему содержанию кладбища, просил установить ограждение, произвести обвалку территории кладбища, установить стенд для размещения информации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска О.Г. Лапшина исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрация городского округа Саранск Е.В. Станскова исковые требования прокурора не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, при этом суду объяснила, что земельный участок общей площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1201001:976 не является муниципальным имуществом, в связи с чем, не подлежит включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок не может быть признано в силу закона, поскольку он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не подлежат включению в состав муниципального имущества, и соответственно, в реестры муниципального имущества. Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение такими земельными участками. Также КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов (пункт 3 Устава вышеназванного учреждения, утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 года № 708). Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 11 Устава казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» учреждение за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет следующие виды деятельности: организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрану кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ.

Администрация городского округа Саранск в свою очередь производит финансовое обеспечение деятельности КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Администрация городского округа Саранск является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций (статья 31 Устава городского округа Саранск).

Таким образом, со стороны Администрации городского округа Саранск нормы действующего законодательства, а также положения, закрепленные Уставом городского округа, исполняются надлежащим образом, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не подлежит удовлетворению. В связи с чем, Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по данному делу

В судебном заседании представитель третьего лица КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» В.И. Милешин относительно исковых требований прокурора возразил, просил суд отказать в их удовлетворении. Кроме того, суду объяснил, что часть работ по надлежащему содержанию кладбища выполнена, а именно на территории кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское установлен стенд для размещения информации в соответствии с требованиями прокурора.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежат частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района г. Саранска совместно с представителями МП городского округа Саранск «Спецтранспортник ЖКХ» проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г. Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Монастырское, а именно на территории кладбища в с. Монастырское отсутствуют: входная группа на кладбище, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбище, в том числе новых захоронений. В старой части кладбища имеются заросли из старых деревьев.

Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от 20 июня 2014 года, прилагаемой фототаблицей (л.д. 6-8).

Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливаются санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 указанного Федерального закона). Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (статья 18 указанного Федерального закона).

В соответствии с подпунктами 23, 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Статьей 50 данного Федерального закона установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Статьей 51 указанного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Пунктом 5 статьи 51 Закона определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 февраля 2014 года № 387 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1201001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Вместе с тем, из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у

государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Таким образом, земельный участок, площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1201001:976 по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, на котором размещено кладбище, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в отношении данного земельного участка отсутствуют правовые основания для регистрации в отношении него права муниципальной собственности, а, следовательно, он не подлежит включению в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что право постоянного бессрочного пользования на вышеуказанный земельный участок КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» никем не оспорено.

При этом, статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 53 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, содержат перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако указание в данных статьях того, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, и имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, по мнению суда, не является основанием возникновения права муниципальной собственности на данные объекты.

Таким образом, исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, и о понуждении ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

При этом, подпунктом 10 пункта 10 Устава КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02 апреля 2009 года № 708, определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», пунктом 2.3.2 которого определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск:

1) территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен отдельный номер или наименование;

2) территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей, автостоянку и остановки общественного транспорта;

3) около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой;

4) на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооружения, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг;

5) территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с технической водой, доступными для пользования посетителями;

6) территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами для складирования мусора;

7) территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступным для посетителей;

8) для посетителей городских кладбищ должна быть организована стоянка для автотранспорта.

Деятельность на местах погребения в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".

В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

В судебном заседании установлено, что на территории кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское имеется стенд для размещения информации, что подтверждается представленным фотоотчетом, а также актом № 105 от 30 июня 2014 года и товарной накладной № 105 от 30 июня 2014 года.

Однако в нарушение вышеуказанных гигиенических норм территория кладбища в с. Монастырское не обвалована и на территории кладбища не установлено ограждение.

Таким образом, наличие вышеуказанных нарушений федерального и регионального законодательства не способствует надлежащему исполнению органами местного самоуправления полномочий и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации городского округа Саранск на кладбище с. Монастырское, в связи с чем, бездействие Администрации городского округа Саранск влечет невозможность сохранности данного объекта имущества, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.

Таким образом, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право на обращение в суд с данным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, при этом данное заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего населения городского округа Саранск.

Довод представителя ответчика Администрации городского округа Саранск о том, что указанное заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, суд не принимает во внимание, поскольку указанные правоотношения должны характеризоваться отсутствием материально-правового спора о праве. Вместе с тем, в требованиях прокурора, связанных с невключением в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1201001:6788 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, по мнению суда, усматривается наличие спора о праве ввиду неопределенности по вопросу принадлежности данного земельного участка.

Довод представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Е.В. Стансковой о том, что заявление прокурора предъявлено к ненадлежащему лицу, суд считает несостоятельным.

Исходя из приведенного анализа правовых норм, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части первой статьи 17 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").

Пунктом 13 части первой статьи 50 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.

В частях 2 и 4 статьи 51 названного Федерального закона оговорено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 53 названного Федерального закона).

Из положений статей 2, 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что за муниципальным унитарным предприятием муниципальное имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статьям 18, 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших; финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с требованиями главы 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащей правовые инструменты, позволяющие выделять бюджетные ассигнования (на реализацию целей, предусмотренных статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и муниципальным учреждениям и предприятиям.

В то же время статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не регулирует порядок предоставления субсидий государственным (муниципальным) учреждениям - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций установлен главой 5 настоящего Федерального закона.

В частности, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены соответствующими правовыми актами в целях социального обеспечения населения (пункт 10 части первой статьи 19 названного Федерального закона).

В пункте 3 части 4 статьи 19 данного Федерального закона разъяснено, что не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части первой статьи 15 Федерального закона).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02 апреля 2009 года № 708 утвержден Устав Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», согласно которому учреждение является некоммерческой организацией, несущей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Саранск, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (далее по тексту - Учредитель), который является Главным распорядителем бюджетных средств. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Деятельность Учреждения финансируется из средств бюджета городского округа Саранск на основании бюджетной сметы доходов и расходов.

В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3, 8, 9 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в установленном законодательством и муниципальными правовыми актами порядке за счет ассигнований бюджета городского округа Саранск, предусмотренных на обеспечение деятельности Учреждения.

Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой доходов и расходов.

Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через счета, открытые в органах Федерального казначейства в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункты 15, 16, 17, 18 Устава).

Исходя из анализа указанных правовых норм, суд находит, что Администрация городского округа Саранск представляет муниципальное образование городского округа Саранск при разрешении вопросов местного значения и создание вышеуказанного Учреждения само по себе не освобождает муниципальное образование исполнять обязанности по осуществлению надлежащих мер по организации похоронного дела в границах муниципального образования, в связи, с чем возложение на Администрацию городского округа Саранск обязанности по принятию надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище в с. Монастырское, находящемся на территории городского округа Саранск, правомерно.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Администрация городского округа Саранск проявила бездействие, выразившееся в отсутствие надлежащих мер в организации похоронного дела на кладбище в с. Монастырское г. Саранска, в связи с чем, требование прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с. Монастырское, и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Монастырское, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает ответчика устранить данные нарушения законодательства в течении двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, при этом суд считает, что предоставленное время является достаточным для выполнения соответствующих мероприятий по приведению кладбища в с. Монастырское г. Саранска в надлежащее состояние.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным прокурором основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, поданное в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 6788 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с. Монастырское; о понуждении Администрации городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1211001:976 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а также принять меры по надлежащему содержанию указанного кладбища, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское.

Обязать Администрацию городского округа Саранск в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а именно: произвести обваловку территориикладбища, установить ограждение.

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Октябрьского района г. Саранска отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

Мотивированное решение суда составлено 1 сентября 2014 года

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева

1версия для печати

2-3087/2014 ~ М-3287/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Октябрьского района города Саранска
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
КУ го Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Селезнева Олеся Валерьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
04.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2014Передача материалов судье
09.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2014Судебное заседание
31.07.2014Судебное заседание
25.08.2014Судебное заседание
01.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2014Дело оформлено
24.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее