Дело № 2-6266\2020
66RS0004-01-2020-008934-17
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Трофименко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой С. В., Пестовой А. Л., действующей также в качестве законного представителя Пестовой В. И., Пестовой А. ИвА., Пестовой В. И., к Администрации г.Екатеринбурга, <адрес> г.Екатеринбурга о признании права пользования и понуждении заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
Спорным помещением является <адрес> г.Екатеринбурга.
Овчинникова С.В., Пестова А.Л., действующая также в интересах несовершеннолетних Пестовой В.И., Пестовой А.И., Пестовой В.И., обратились в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга и <адрес> г.Екатеринбурга о признании права пользования и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
В обоснование заявленного иска указано, что истцы проживают в квартире на основании ордера, выданного <//> Исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов <адрес>. Спорное жилое помещение было предоставлено в тот период, когда Овчинникова С.В. состояла в трудовых отношениях с «Фирма «Визстрой» с <//> по <//>. При обращении в орган местного самоуправления истцам было отказано в заключении договора социального найма, поскольку квартира в реестр муниципальной собственности не включена. Аналогичные сведения поступили по реестрам государственной собственности. Однако данные обстоятельства не могут служить основанием для ущемления жилищных прав истцов, длительное время осуществляющих права и обязанности нанимателя и членов его семьи.
В судебном заседании истец Пестова А.Л., а также представитель истцов на иске настаивали.
В судебном заседании представители Администрации г.Екатеринбурга и <адрес> г.Екатеринбурга указали на недоказанность фактов, указанных истцами в качестве обоснования заявленного иска, как то нахождение учете, снятие статуса служебного жилого помещения, приобретение права пользования именно на условиях социального найма.
В судебном заседании третье лицо Овчинников Д.Л. не возражал против удовлетворения иска.
В судебное заседание не явилась истец Овчинникова С.В., о проведении судебного разбирательства извещена.
В судебное заседание не явились третьи лица - представители Министерства по управлению государственным имуществом <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Управления социальной политики № по <адрес> г.Екатеринбурга, Овчинников Е.Л.
В судебное заседание не явился третье лицо Овчинников Е.Л., о рассмотрении дела извещен, направил в суд заявление о согласии с заявленным иском.
С учетом мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при установленной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Согласно ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (1989), ордер является единственным основанием для вселения гражданина в предоставленное жилое помещение.
В силу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как следует из ч. 1 ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Суду представлен ордер от <//> на основании решения исполкома Чкаловского райсовета о предоставлении <адрес> г.Екатеринбурга Овчинниковой С.В. и членам ее семьи - Овчинникову Л.Е. (скончался), Овчинникову Е.Л., Овчинникову Д.Л., Овчинниковой А.Л.
Овчинникова С.В. зарегистрирован в квартире в качестве нанимателя с <//>, Пестова А.Л. – с <//>, Пестова А.И., 2016 года рождения – с <//>, Пестова В.И., 2014 года рождения – с <//>, Пестова В.И. – с <//>.
Согласно архивной справке Овчинникова С.В. являлась сотрудником «Фирма «Визстрой» с <//> по <//>. Данная организация ликвидирована.
В ордере также имеется ссылка на жилищный фонд треста Свердловскхимстрой, 10 % отчисление по плану, однако и данная организация ликвидирована.
В соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от <//> №, многоквартирный жилой <адрес> из 123-х квартир включен в муниципальную собственность.
Платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг также поступают в адрес истцов со ссылкой на муниципальный жилищный фонд.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <//> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, но носят длящийся характер, руководствуясь положениями ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу статьи 7 Федерального закона от <//> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Ответчиками не представлены относимые и достоверные доказательства наличия статуса спорного помещения, его формы, в связи с чем суд исходит из тех данных, которые имеются в материалах дела, таких как ордер, который в силу прямого указания в законе может быть выдан только в отношении жилого помещения, не представление данных о том, что помещение и до настоящего времени находится в специализированном жилищном фонде.
Ордер на момент разрешения спора недействительным не признан.
В то же время, изменение статуса помещения и при отсутствии решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленного иска о признании права пользования на условиях социального найма спорным жилым помещением, поскольку спорный объект находится в муниципальной собственности, что ответчиками не оспорено, ранее квартира была предоставлена в порядке, предусмотренном законом, иные лица на данное жилое помещение не претендуют.
Также суд учитывает и то, что согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от <//> N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от <//> N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Из анализа указанных норм материального права определенно следует, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность, и на администрацию была возложена обязанность по их принятию.
Суд соглашается с позицией ответчика о том, что права и законные интересы истцов ответчиками не нарушаются, однако вопрос о признании права пользования и заключении договора социального найма не может быть разрешен без привлечения органов местного самоуправления, которые по делу выступают в качестве публичных субъектов, исполняющих судебное решение.
Поскольку суд признает за истцами право пользования квартирой № <адрес> г.Екатеринбурга, решение суда является основанием для заключения договора социального найма.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Овчинниковой С. В., Пестовой А. Л., действующей также в качестве законного представителя Пестовой В. И., Пестовой А. ИвА., Пестовой В. И. право пользования на условиях социального найма квартирой № <адрес> г.Екатеринбурга.
Настоящее решение является основанием для заключения с Овчинниковой С. В., Пестовой А. Л., действующей также в качестве законного представителя Пестовой В. И., Пестовой А. ИвА., Пестовой В. И. договора социального найма в отношении <адрес> г.Екатеринбурга
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова