Дело №2-8511/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2012 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,
при секретаре М.А.Макеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конниковой С. З. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям,
установил:
Конникова С.З. обратилась в суд с требованиями к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям. Требования мотивированы тем, что истец была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, на момент увольнения стаж муниципальной службы составлял <данные изъяты>, в связи с чем истцу назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. С ДД.ММ.ГГГГ Администрация стала удерживать с указанной доплаты налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 13%. Между тем, взимание НДФЛ с доплаты за выслугу лет не предусмотрено действующим законодательством. Истец просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными; обязать ответчика возместить истцу необоснованно удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии в полном объеме без удержания НДФЛ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г.Петрозаводску.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от исковых требований к Администрации Петрозаводского городского округа в части признания действий Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными, производство по делу в указанной части прекращено.
В дальнейшем истец уточнила исковые требования, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ, взыскать с ответчика удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв о несогласии с иском, согласно которому ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.0.2011 № 27/02-39, которое вступило в силу с 01.10.2012 года. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа. Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме № 2.1-10/022460 от 31.08.2012, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Третье лицо ИФНС России по г.Петрозаводску своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв из которого следует, что ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, не является пенсией по выслуге лет, назначаемой в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С учетом буквального толкования норм действующего законодательства ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1, 2 и 3 статьи 217 НК РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Конникова С.З. ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку. Согласно ст.11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРКУ «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст.56 Устава Петрозаводского городского округа, истцу назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.
С сентября 2010 года с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.
Из выписки Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии Конниковой С.З. следует, что доплата к пенсии начислялась истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из начисленной суммы доплаты удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты> указанное ответчиком не оспаривается.
Позиция, выраженная ответчиком и третьим лицом в отзывах, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
С 13.08.2007 правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О (п. 2).
При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа в его пользу необоснованно удержанного НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> обязании ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требование о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит как не основанное на законе.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Конниковой С. З. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Конниковой С. З. удержанный налог на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить Конниковой С. З. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н.Ващенко