Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8511/2012 ~ М-8536/2012 от 28.11.2012

Дело №2-8511/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2012 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,

при секретаре М.А.Макеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конниковой С. З. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям,

установил:

Конникова С.З. обратилась в суд с требованиями к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании незаконно удержанных сумм, понуждении к действиям. Требования мотивированы тем, что истец была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, на момент увольнения стаж муниципальной службы составлял <данные изъяты>, в связи с чем истцу назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. С ДД.ММ.ГГГГ Администрация стала удерживать с указанной доплаты налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 13%. Между тем, взимание НДФЛ с доплаты за выслугу лет не предусмотрено действующим законодательством. Истец просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными; обязать ответчика возместить истцу необоснованно удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии в полном объеме без удержания НДФЛ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г.Петрозаводску.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от исковых требований к Администрации Петрозаводского городского округа в части признания действий Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными, производство по делу в указанной части прекращено.

В дальнейшем истец уточнила исковые требования, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ, взыскать с ответчика удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв о несогласии с иском, согласно которому ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.0.2011 № 27/02-39, которое вступило в силу с 01.10.2012 года. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа. Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме № 2.1-10/022460 от 31.08.2012, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Третье лицо ИФНС России по г.Петрозаводску своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв из которого следует, что ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, не является пенсией по выслуге лет, назначаемой в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С учетом буквального толкования норм действующего законодательства ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1, 2 и 3 статьи 217 НК РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях.

Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Конникова С.З. ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку. Согласно ст.11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРКУ «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст.56 Устава Петрозаводского городского округа, истцу назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.

С сентября 2010 года с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.

Из выписки Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии Конниковой С.З. следует, что доплата к пенсии начислялась истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из начисленной суммы доплаты удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты> указанное ответчиком не оспаривается.

Позиция, выраженная ответчиком и третьим лицом в отзывах, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С 13.08.2007 правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.

Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О (п. 2).

При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа в его пользу необоснованно удержанного НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> обязании ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требование о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит как не основанное на законе.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Конниковой С. З. удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Конниковой С. З. удержанный налог на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить Конниковой С. З. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.Н.Ващенко

2-8511/2012 ~ М-8536/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Конникова Светлана Залмановна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
ИФНС России по г.Петрозаводску
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Ващенко Е.Н.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
28.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2012Передача материалов судье
29.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.12.2012Предварительное судебное заседание
20.12.2012Судебное заседание
21.12.2012Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2013Дело оформлено
02.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее