РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 год <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
с участием административного истца Осипова В.В.,
представителя административного ответчика Территориальной
избирательной комиссии <адрес>
области Шевырина Е.К.,
представителя прокуратуры <адрес>
Лукиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1151/2020 по административному исковому заявлению Осипова ВВ к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипова ВВ,
у с т а н о в и л:
Осипов В.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипова В.В.
В обоснование заявленных административных требований указал, что оспариваемым решением ему отказано в регистрации как кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>.
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № отказала в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипову В.В., указав в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, что согласно итоговому протоколу, составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Осипова В.В., 7 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными). В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Комиссия также сделала вывод о том, что кандидатом Осиповым В.В. не представлено в установленный законом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, срок сведения об изменении данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Административный истец подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику были переданы документы необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» а именно:
копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов;
уведомление кандидата об изменениях в представленных данных в наименовании избирательного объединения с приложением заявления о согласии баллотироваться;
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
две фотографии;
внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде;
протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папка, 14 листов, 14 подписей избирателей, что следует из протокола об итогах сбора подписей, представленного вместе с подписными листами.
Административный истец ссылается на то, что им в Территориальную избирательную комиссию <адрес> был представлен документ, содержащий сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 Закона Самарской области от 31.12.2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
Документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, были представлены административному ответчику в полном объеме. Осипов В.В. просит суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипова ВВ.
Возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № зарегистрировать Осипова ВВ в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>.
В судебном заседании административный истец Осипов В.В., заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> по доверенности Шевырин Е.К. (л.д. 34 т. 1) в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 36-38 т. 1).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес> Поцелуева Л.И., действующая на основании доверенности (л.д. 32 т. 1) в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 31 т. 1).
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, помощника прокурора <адрес> Лукину М.Н., изучив материалы дела, а также подписные листы в подлинниках, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных указанным федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 названного федерального закона).
Судом установлено, что в соответствии со статьей 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4-7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона Самарской области, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
При выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Законом Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», или несоблюдения требований настоящего Закона Самарской области к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № Осипову В.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> (л.д. 11-15 т. 1).
Из указанного решения следует, что Осиповым В.В. ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес>, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением в <адрес> Политической партии «Новые люди» по одномандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 35 мин. Осиповым В.В. в комиссию одномандатного избирательного округа № представлены документы для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии № от «28» июня 2020 года провела проверку документов, представленных кандидатом Осиповым В.В. на выдвижение и регистрацию. В ходе проверки выявлено несоблюдение требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» к оформлению документов.
В частности, соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» не представлено уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона Самарской области.
Сведения об изменениях в сведениях о кандидате в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу № Осипова В.В., представленные в комиссию ДД.ММ.ГГГГ в 1 экземпляре вместе с иными документами для регистрации кандидата не подтверждают наличие каких-либо изменений в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о его выдвижении.
Так, комиссия известила административного истца ДД.ММ.ГГГГ о факте несоблюдения требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», а также разъяснила, что не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Однако административный истец ДД.ММ.ГГГГ предоставил в комиссию уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 4 ст. 33 и ч. 5 ст. 34 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (л.д. 43 т. 1).
Из указанного уведомления следует однозначный вывод о том, что кандидат таким уведомлением подтвердил отсутствие данного документа на момент подачи документов на регистрацию ДД.ММ.ГГГГг. Уведомление было направлено по истечении установленного срока для предъявления соответствующих документов.
В силу ч. 1 ст.37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Довод о том, что комиссия приняла у кандидата предоставленные им документы, не подтверждает неправильность принятого территориальной комиссий решения.
Поданные кандидатом документы подлежат безусловному приему, после чего в течение десяти дней осуществляется их проверка, по итогам которой комиссией принимается соответствующее решение.
Уведомление об отсутствии изменений в данных о кандидате в территориальную комиссию направлено кандидатом, но уже по истечении установленного срока для подачи такого документа, ДД.ММ.ГГГГг. ( л.д.43 т.1).
Тогда как в силу закона подача документов для регистрации кандидата должна осуществляться единовременно.
Действительно, законом предусмотрена возможность для кандидата внести соответствующие изменения в ранее представленные сведения. Тогда как Осиповым В.В. таких сведений в установленный срок вообще представлено не было.
С учетом приведенных правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что кандидатом Осиповым В.В. не представлены, в установленный законом срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, сведения об изменении в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных.
Согласно пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» отсутствие среди документов, представленных для уведомления и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Из оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой по приему и проверке документов, утвержденной решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.
Комиссией установлено, что кандидатом Осиповым В.В. было представлено 14 подписей на 14 листах в 1 папке, проверялись все подписи избирателей, представленные кандидатом.
Согласно итоговому протоколу подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ (15.00) (л.д. 42 т. 1), 7 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными).
Согласно указанному протоколы подписи признаны недостоверными и недействительными по основаниям, предусмотренным пп. «в», «г», «ж», «з», «о», п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, комиссией из представленных кандидатом 14 подписей избирателей, лишь 7 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, признаны достоверными.
Доводы Осипова В.В. о том, что указанные подписи изготовлены лицами, указанными в подписных листах и не сфальсифицированы, не опровергают правильность выводов комиссии.
Административный ответчик не оспаривал тот факт, что подписи возможно достоверны, но они признаны недействительными ввиду допущенных недочетов (имеются неоговоренные исправления в части личных данных избирателей, даты рождения, не соответствие сведений о месте регистрации избирателя действительности ( ( л.д. 41,42 т.1).
Нарушения подробно изложены в итоговом протоколе проверки подписных листов на л.д.42 т.1, судом в судебном заседании изучались подлинники подписных листов, установлено, что в протоколе правильно указаны допущенные нарушения.
В силу п. 8 ч. 12 ст. 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Осипова ВВ к Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа <адрес> Осипова ВВ отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.