Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-718/2017 от 09.01.2017

Решение

Именем РФ

21 февраля 2017г.                                                                                   г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,

при секретаре Ганиевой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кацман А.Д. к Управлению ПФ РФ по Ленинскому и Самарскому району г. Самары о признании незаконным расчета и не предоставления информации, компенсации морального вреда

    УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ по Ленинскому и Самарскому району г. Самары указывая следующее: 03.10.16 г. ее зять Кехман Б.А., осуществляющий за ней постоянный уход, был на личном приеме у начальника Управления ПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары, где попросил предоставить расчет страховой пенсии Кацман А.Д. 01.11.16 г. он получил ответ, в котором были предоставлены расчет страховой пенсии по старости Кацман А.Д. Данный расчет является заведомо незаконным. С 1999 г. по 2013 г. она постоянно проживала в Израиле. Вернулась в РФ 28.08.2013 г. и живет здесь постоянно, поскольку ей нужен постоянный уход. В 2010 г. ей исполнилось 80 лет. С 2013 г. по 2016 г. ни ей, ни ее представителям ( дочери Кехман А.И., зятю Кехман Б.А., который осуществляет постоянный уход) не было предоставлено ни какой информации в соответствии с п.2 ст.5 ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ от 27.07.10 г., а также не разъяснено о возможности оформлении компенсационной выплаты. С 29.09.16 г. ее зять смог оформить компенсационную выплату. В 2015 г. сотрудниками и должностными лицами Управления ПФР ей должны были провести автоматический перерасчет пенсии с учетом всех возможных изменений. Однако, исходя из полученного расчета пенсии очевидно, что Управление ПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары не внесло в ее страховой стаж работы учебу в вузе и период ухода за ребенком.

В связи с изложенным считаю, расчет страховой пенсии по старости, а также назначение компенсационной выплаты только с сентября 2016 г. заведомо незаконными.

     Вышеназванные незаконные действия Управления ПФР в Ленинском и Самарском районах Самары, нарушающие ее пенсионные права и права на достоверную информацию причинили ей моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях.

    Согласно искового и дополнительного искового заявления просит суд включить в страховой стаж Кацман А.Д. период учебы в ВУЗе с 01.09.1949 г. по 01.07.1953 г.; включить период ухода за ребенком для начисления пенсионных баллов. Признать незаконным расчет страховой пенсии по старости Кацман А.Д. Признать незаконным не предоставление достоверной информации Управлением ПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары Кацман А.Д. о возникновении у неё с 2013 г. возможности получения компенсационной выплаты и о порядке реализации пенсионных прав и получения компенсационной выплаты. Обязать Управление ПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары произвести перерасчет страховой пенсии по старости Кацман А.Д. с учетом периода учебы в ВУЗе, а также периода ухода за ребенком. Взыскать с Управления ПФ РФ по Ленинскому и Самарскому р-ну г. Самары в пользу Кацман А.Д. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> р.

    В судебном заседании представитель истца по доверенности Кехман Б.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме.

    Представители ГУ УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары Голованова О.Н. и Грязнова О.М. в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

    Выслушав стороны,    изучив материалы дела, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании было установлено, что Кацман Анне Давыдовне, 27.11.1930 года рождения была назначена пенсия по старости с 30 ноября 1985 года в размере 132 рубля. комиссией по назначению пенсий на основании протокола №03/483 в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

    Из материалов дела и пояснений представителя ответчика в судебном заседании видно, что период обучения в Вузе не был включен в стаж при расчете пенсии, поскольку включенного стажа хватало для назначения пенсии, которая была назначена истице в максимально возможном размере на тот период.

    С 01.01.1992 по 31.12.2001 пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Закона общими основаниями, определяющими право на пенсию женщинам - по достижении 55 лет является общий трудовой стаж не менее 20 лет.

     На основании ст. 91 Федерального закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в связи с увеличением требований к общему трудовому стажу период учебы в ВУЗ истице был засчитан в общий трудовой стаж.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», вносящим изменения в ст. 7 Федерального закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Кацман А.Д. был произведен перерасчет пенсии по старости

На основании ст.7 указанного Закона в редакции 21.07.97г. в связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

В соответствии с п.б ст.7 Закона при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом "ж" статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов "а" и "е" статьи 92 Закона. При этом часть вторая статьи 16 Закона не применяется.

В связи с чем, период учебы в ВУЗе для расчета пенсии по старости в соответствии с внесенными изменениями в пенсионное законодательство не был применен. Размер пенсии по старости Кацман А.Д. после вышеуказанного перерасчета с 01.02.1998г. составил <данные изъяты>. что видно из расчета представленного ответчиком.

До вступления в законную силу Федерального закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

    В связи с ростом заработной платы по стране за период с 01.02.98по 01.08.01г. Правительством РФ утверждался размер средней заработной платы по стране. Согласно ст. 7 п. «в» Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы производилось четыре раза в год с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

В соответствии с п.1 ст.30 указанного Закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Из материалов пенсионного дела видно, что трудовой (страховой) стаж истицы до 01.01.2002, исчисленный в календарном порядке и подтверждённый надлежащим образом, составляет 31 год 9 месяцев 25 дней. В соответствии с п.3 ст. 30 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 расчетный размер трудовой пенсии Кацман А.Д. составляет <данные изъяты> руб.

Согласно ст. 30 ч.1 Федерального Закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Согласно ч.2 ст.30 названного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, исходя из наиболее выгодного размера трудовой пенсии по старости застрахованного лица.

Как видно из представленных ответчиком материалов пенсионного дела Кацман А.Д. размер трудовой пенсии при оценке ее пенсионных прав был произведен согласно п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно произведенному расчету начальный пенсионный капитал <данные изъяты> руб.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Для расчета страховой части пенсии по старости Кацман А.Д. был учтен период работы и заработок с 01.01.1973 по 31.12.1977, которые были выработаны до 01.01.2002г Также для расчета страховой части пенсии по старости учитывается соотношение заработка по стране за период 01.01.1973 по 31.12.1977г.г к заработной платы за этот период Кацман А.Д.

Ответчиком представлен расчет пенсии истицы согласно которого:

Среднемесячный заработок по стране за 01.01.1973 по 31.12.1977г.г. составил <данные изъяты> руб. Среднемесячный заработок Кацман А.Д., согласно представленной справке составил <данные изъяты> руб. Соотношение заработной платы Кацман А.Д. <данные изъяты>. Максимальный коэффициент, установленный действующим законодательством - 1,2. Стажевый коэффициент из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается путем прибавления на 0,01 (1%) за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. Трудовой стаж Кацман А.Д.составил 31 год 9 месяцев и 25 дней (период учебы не берется). Для расчета размера пенсии взято соотношение заработка 1,2 х 0,66 (максимальный стажевый коэффициент в соответствии с п.3 ст.30 Закона №173-Ф3) х <данные изъяты> руб. ( средняя з/п по стране за период с 01.07.2001 по 31.09.2001 ) = <данные изъяты> руб.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.12.1993г. №2123 « О повышении пенсии в соответствии с пунктом «ж» статьи 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», гражданам, родившимся до 31 декабря 1931, установлена надбавка к размеру пенсии по старости в размере <данные изъяты> руб. за время работы в годы ВОВ.

Размер пенсии на 01.01.2002г., расчет которого произведен согласно п.3 ст.30 Закона №173-Ф3 составил (<данные изъяты>.) <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела по требованию представителя истца и запросу суда ответчиком был представлен расчетный размер трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно указанного расчета размер пенсии на 01.01.2002г., составил <данные изъяты> руб.

Требования истицы о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком и произвести перерасчет пенсии по старости с учетом этого периода считаем незаконным и необоснованным.

По трудовой книжке, Кацман А.Д. состояла в трудовых отношениях в период с 19.11.1956 по 05.08.1963 и осуществляла трудовую деятельность техника нормировщика вм Нормативно исследовательской лаборатории при Жигулевском пивкомбинате. В указанный период согласно свидетельству о рождении, у истицы родилась дочь Кацман А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанный период при назначении пенсии по старости был засчитан как трудовая деятельность. Зачет одного периода, как период трудовой деятельности и как период ухода за ребенком законодательством не предусмотрено.

В соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионные права граждан за каждый год фиксируются в баллах - индивидуальных пенсионных коэффициентах. При расчете пенсии учитывается сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до и после 1 января 2015 года. При этом пенсионные права, выработанные до 01.01.2015, оцениваются по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому размер трудовой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа и величины заработка, имеющихся у пенсионера до 01.01.2002, а также от суммы страховых взносов в ПФР после 01.01.02г.

Согласно ст. 30 ч.1 Федерального Закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии п.1 ст.34 Закона №400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости.

Суд соглашается с доводами ответчика, что учитывая тот факт, что Кацман А.Д. является лицом, которому на 31 декабря уже была установлена трудовая пенсия, право выбора включить в страховой стаж либо уход за ребенком в баллах, либо трудовую деятельность у истицы отсутствует.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007г. №343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

В соответствии с п.3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним и назначается по заявлению лица, осуществляющего уход.

Согласно п.4 Правил, компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Таким образом, компенсационная выплата за осуществление ухода законодательно устанавливается лицу, которое осуществляет уход, а не пенсионеру за которым этот уход осуществляется.

Согласно заявлению Кацман А.Д. от 30.09.2016г. она является лицом, за которым осуществляется уход, как за нетрудоспособным гражданином.

Тот факт, что компенсационная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии, определяет лишь правовой механизм осуществления такой выплаты, что не изменяет круга лиц, для которых устанавливаются компенсационные выплаты. Данная позиция отражена в решении Верховного суда Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. .

Приказом Минтруда РФ от 13 апреля 2016 г. н утвержден административный регламент предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Порядок информирования граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется п.4 регламента и обязанности ПФР извещать непосредственно самих нетрудоспособных граждан, имеющих право на уход не содержит.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности территориальных органов ПФР разъяснять и ставить в известность граждан о возникающих пенсионных правах их членов семьи и родственников

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая органом государственного внебюджетного фонда - это деятельность по реализации функций государственного внебюджетного фонда при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Пенсионное законодательство, в рамках которого ответчик осуществляет свои полномочия, не предусматривает обязанности извещать граждан в индивидуальном порядке о его возможных пенсионных правах и изменениях в пенсионном законодательстве.

Суд соглашается с доводами ответчика, что в средствах СМИ широко освещаются все принятые изменения и возможности граждан при реализации своих пенсионных прав. Все принятые нормативные правовые акты находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления граждан.

Как видно из имеющихся материалов дела истец в лице своего представителя Кехмана Б.А. обращалась за разъяснением расчета назначенной ей пенсии. Обращение осуществлялось на личном приеме.

В ответ на обращение 31.10.16г. ответчиком в адрес Кехмана Б.А. направлен письменный ответ на обращение с подробным расчетом страховой пенсии Кацман А.Д.

Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные) страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага,    а также в других случаях,    предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя    обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п.2 ст.1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, вопрос о возмещении морального вреда при нарушении имущественных прав может ставиться и разрешаться, если такая возможность предусмотрена законодателем в отношении права на материальное благо.

Пенсионным законодательством, возможность возмещения морального вреда при ущемлении пенсионных прав не установлена. Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ( Постановление от 11 декабря 2012г. №30) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГКРФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца в судебном заседании не нашли подтверждения и удовлетворению не подлежат    Пенсионным законодательством, возможность возмещения морального вреда при ущемлении пенсионных прав не установлена. Данная позиция отражена в Пленуме Верховного Суда Российской Федерации ( Постановление от 11 декабря 2012г. №30) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Согласно пункту 31 Постановления, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГКРФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Кацман А.Д. к Управлению ПФ РФ по Ленинскому и Самарскому району г. Самары о признании незаконным расчета страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, признании незаконным не предоставления информации о возникновении возможности получить компенсационную выплату, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.

Мотивированное решение изготовлено 27.02.17г.

Судья                   подпись                                         Дурнова Н.Г.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Секретарь

2-718/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кацман А.Д.
Ответчики
Управление ПФ РФ по Ленинскому и Самарскому району г. Самары
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Дурнова Н. Г.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.01.2017Передача материалов судье
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2017Предварительное судебное заседание
01.02.2017Предварительное судебное заседание
17.02.2017Судебное заседание
21.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее